В общем, – что изменилось-то?
***
Тут как-то по весне моя знакомая решила воспользоваться интернет-сервисами, так рьяно рекламируемыми нашей властью, и пошла на сайт налоговой службы, чтобы написать заявление на получение ИНН. Ну – так получилось, молодая ещё, не было у неё этого дьявольского номера. Вот и пошла. Благо дело-то в общем и без интернета вроде бы невеликое: как рассказывали, нужно один раз зайти в отделение ФНС – написать заявление, и второй раз – непосредственно получить свидетельство.
Так вот. Знаете, сколько раз нужно ходить в инспекцию при использовании этой интернет-услуги? – Правильно. Тоже два. За тем же самым. Что давала ей подача заявки через сайт – этого она и сама не поняла. И это ещё – если не упоминать о том, что в процессе регистрации на том самом сайте (напомню – с целью получения ИНН), ей было предложено ввести, среди других данных... Правильно – ИНН. Хорошо, хоть не в качестве обязательной информации.
Ещё пример. А не зайти ли нам на ещё более усиленно рекламируемый сайт госуслуг, в который совсем недавно была вбухана огромная куча деньжищ? Не заказать ли что-нибудь там? Почему бы и нет! Только сначала там тоже надо зарегистрироваться. И получить по обычной (!) почте письмо с логином и паролем для входа. Кому-то, может быть, это и удавалось, но вот двое моих знакомых ждут этого письма уже по году, – чисто ради спортивного интереса. Ибо никакого другого уже не осталось. Особенно – на общем фоне работы «Почты России», что само по себе – тема отдельного рассказа.
Но я – не о ней. Я покамест о сервисах онлайновых, вроде бы обязанных быть хоть сколь-либо продвинутыми и цивилизованными, и уж во всяком случае не копировать стиль и методы работы почтового отделения колхоза «Червоно дышло» тридцатилетней давности. Немногого прошу, правда?
***
А вот возьмём к примеру электронную постановку на очередь. Ну – не на очередь к зубному, это ладно. Тем более, что её и нет, и не предвидится. Возьмём что посерьёзнее, – например, очередь в детский сад. Говорят, что это теперь можно. – И правда, можно! Но не совсем интересно для потребителя, – поскольку встать-то на очередь так он может, но – не может наблюдать всю очередь целиком, и соответственно – в динамике. Он может только тупо, хоть каждый день, узнавать своё место в ней: вот сегодня он сотый, завтра – девяностый, а послезавтра... сто десятый. – А почему? – А потому. И не видно, кто, когда и куда влез впереди. А, не видя, – и не узнать почему. И причина такой конспирации вроде бы формально есть – «неразглашение личных данных». – То есть, это ФИО или личный номер – те данные, которые нельзя разглашать? Ничего не скажешь, удобно. Для составителей очереди. То бишь опять же, по большому счёту, для работников сервиса. Хоть и другого уровня.
(Кстати, по аналогии вспоминается рассказ ещё одной знакомой, – чья дочь недавно поступала в один из тверских вузов. Суммарные ведомости с отметками (между прочим, их, с фамилиями же, никто почему-то не считал «разглашением личных данных») с определённого момента стали исчезать со стендов, и заменяться ведомостями с отметками лишь за последний экзамен. Почему? – Стало ясно тогда, когда сравнили итоговые ведомости с исчезнувшими, которые кто-то додумался до исчезновения сфотографировать. Всё понятно?)
***
Идём дальше. Ох, как рекламировали в своё время интернет-сервисы, прямо предназначенные для размещения жалоб по вопросам ЖКХ! И федеральный ресурс есть для этого (и тоже очень недешёвый!), и наш, тверской. Захотел я, по врождённому любопытству, попробовать лично, испытать на себе. – Почитал, что говорят о федеральном, – раздумал уже на подходе. Завернул на местный. А там хорошая такая система, наглядная: красные флажки на карте – поданные заявки, жёлтые – в работе, зелёные – исполненные. Знаете, я в своём районе только один зелёный флажок нашёл среди красных. И заявка под ним гласила: «Между домами горы льда – не проехать». – Растаяло, видать. «Исполнили».
Заказ билетов, – вот ещё дело мало, что рекламируемое, но и полезное. И даже, скажу вам, работающее! Но только в плане билетов авиационных или железнодорожных. Взять что помельче масштабом – всё. Ни в театр, ни в кино билет не купишь и даже не закажешь. А в нашей Твери – и тем более. Но тут (внимание!) мы получаем хотя бы подобие ответа на уже вертящийся на языке вопрос «почему?». И ответ этот звучит вполне ожидаемо: «у нас некому этим заниматься», «пользователи иногда не выкупают билеты», «этим сервисом мало пользуются»...
Позвольте! Но вот даже в сами кинотеатры сейчас ходит куда меньше народу, что раньше, – но это же не повод, как видим, их закрывать! Если работник чего-то не умеет – его учат этому, а не позволяют это не делать вообще! Ну а некоторый процент недобросовестных покупателей (как и продавцов, впрочем) присутствовал и будет присутствовать всегда, – такова уж натура человеческая!
***
Так – что же у нас с сервисом? Новым, модернизированным, капиталистическим, не «ненавязчивым», а, как нам обещали, совсем даже наоборот? Причём заметьте, – я говорю сейчас вообще только об онлайновых его вариациях. То есть только о тех, что изначально предполагают и большую образованность, и большие умения, и больший, если хотите, интеллект. И я даже не трогаю самые простые их интерпретации, в виде хамящего по «аське» диспетчера такси, и либо устаревших, либо нерабочих «консультационных» Скайп-контактов магазинов. Что же тогда творится у нас в сервисе «обычном»? Или поговорим и об этом? – Так ведь дня не хватит на то, чтобы всё разложить по полочкам и обложить... им, родимым, шестнадцатиэтажным...
Потому об «этом» и не стал. Ограничился только делами интернетными. Как самыми вроде бы продвинутыми, модными, и рекламируемыми. И обнаружил, что разницы – никакой. А то и вообще их нет. Реклама – есть, галка в отчётности тоже наверняка есть, а может даже – и отчёт об освоении средств... А самого сервиса – нет. Такой вот, понимаете ли, облом. Модернизированный.