Тверская область не случайно стала местом проведения совещания, посвященного дорожной отрасли. Регион занимает 1-ое место в ЦФО и 4-ое в России по протяженности региональных и муниципальных автотрасс. При этом на дорожное хозяйство Верхневолжья выделяется 6% от консолидированного бюджета области (для сравнения: средний показатель по ЦФО составляет около 4%). Воласти региона прекрасно понимают, что дорожно-транспортная составляющая – это и повышение инвестиционной привлекательности. По объемам инвестиций в основной капитал Тверская область заняла 1-ое место в ЦФО в 2009 году.
Очевидно, что плохие дороги тормозят экономическое развитие России, негативно отражаются на экологии и безопасности нашей страны, сказал Владимир Путин на совещании. Однако, как отметил премьер, в последнее время в дорожной отрасли наметились значительные улучшения: «Несмотря на трудности кризисного периода, мы направили серьёзные ресурсы на строительство и реконструкцию и содержание дорог. Начиная с 2002 по 2010 год на эти цели было выделено, ни много ни мало 2,7 трлн рублей. В текущем году за счёт федеральных и региональных средств на дорожные работы будет направлено ещё 700 млрд рублей – это на 40% больше, чем в прошлом году». По словам Путина в ближайшие 5-10 лет Россию ждет двукратное увеличение дорожного строительства, а до 2020 года будет построено 18 тысяч км федеральных трасс. На эти цели в Дорожныфх фондах разных уровней будет аккомулировано более 8 трлн. рублей.
Кроме того, как отметил премьер, государство намерено добиться, чтобы «цены за километр автодороги не брались с потолка, а качество отвечало лучшим мировым стандартам»: «Для этого необходимо совершенствовать процедуры размещения заказов и на строительство, и на содержание дорог». В частности, конкурсы на проведение работ должны выигрывать подрядчики, которые не только предлагают лучшие условия, но и располагают необходимой базой, технологиями и репутацией на рынке.
Также Путин продолжил ввести в России так называемые контракты жизненного цикла: подрядчик прокладывает дорогу и отвечает за ее содержание в течение 10-30 лет, а государство оплачивает эту работу равными платежами в течение всего периода действия договора.
Отдельная тема – наведение порядка с регулированием в отрасли. Премьер предложил заменить устаревшие нормы на новые техрегламенты, в том числе используя зарубежный опыт. Одновременно Путин пообещал изменить механизмы отвода земли под дорожное строительство, поскольку существующий порядок «создает почву для различных спекуляций и злоупотреблений». Изменение схему землеотвода – одно из главных предложений, высказанных премьером в Твери: не секрет, что в среднем цена строительства автодороги наполовину состоит из стоимости земли.
В Твери Путин поговорил не только о дорогах. Премьер присутствовал на церемонии подписания договоров о создании совместных предприятий с крупными западными компаниями, которая прошла на ОАО «Тверской экскаватор». Согласно документам, в РФ будут созданы линии по выпуску дорожно-строительной техники и по производству кабин для нее. В рамках этих договоров на тверском заводе начнется выпуск двух новых моделей экскаватора, а также современных кабин.