Если завтра пожар…

Всем нам нужно быть готовыми к «ужесточению противопожарного режима»

Огненный смерч, прокатившийся в прошлом году по лесам трех федеральных округов, а также волна пожаров с человеческими жертвами в социальных учреждениях заставили власти всех уровней кардинально пересмотреть подходы к предупреждению, тушению и ликвидации последствий разыгравшейся стихии. Всем нам, простым и непростым смертным, нужно быть готовыми к «ужесточению противопожарного режима». И это правильно.

Всем нам нужно быть готовыми к «ужесточению противопожарного режима»

Думаю, что каждый из нас еще долго будет помнить лето-2010. Полыхающие леса, тлеющие торфяники, едкий дым, десятки сгоревших деревень и сел, боль и отчаяние погорельцев, в одночасье потерявших все, плач и стоны людей, чьи родные и близкие заживо сгорели в огненном кольце, – такого в новейшей истории России еще не бывало. Даже пожары 1972 года, с которыми сравнивают прошлогоднее бедствие, не были столь всепожирающими.

Но этом тяжкий перечень жертв огненной стихии не исчерпывается. За последние годы в России произошло несколько десятков крупных пожаров в домах-интернатах и других социальных учреждениях, в которых снова погибли люди. Сотни людей. И что самое страшное, погибли самые беззащитные – старики и дети. Вердикт экспертов, работавших на пепелище, всегда был одинаковым: пожар возник вследствие неисправности электропроводки. Изношенное, до неприличия ветхое здание с деревянными перекрытиями вспыхнуло, словно солома, подкинутая в костер. Наслуху и пермский ночной клуб «Хромая лошадь». Число же мелких пожаров в общественных и частных помещениях вообще не поддается подсчету.

Трудно сказать, повезло ли Тверской области прошлым летом. Да, наши леса и торфяники тоже горели, но таких чудовищных пожаров, как в Воронежской области или на Владимирщине, где смертоносный огонь шел сплошной стеной, у нас действительно не было. По данным Николая Иванова, начальника департамента лесного комплекса администрации Тверской области, в зной-2010 регион пережил 356 лесных пожаров, наиболее пострадали от них Калининский, Бологовский, Фировский и Селижаровский районы. Как признался автору Арсен Григорян, главный наш спасатель, могло быть и хуже, если бы не стойкость и героизм его подчиненных-огнеборцев. Спасибо, мужики!

После всех этих событий федеральные власти признали, что имевшаяся когда-то в стране комплексная система предупреждения и тушения пожаров была фактически выведена из строя. Почему – это уже отдельный вопрос, в данном же случае важен сам факт признания. Главный спасатель страны Сергей Шойгу, после того как лесные пожары прошлого года удалось локализовать, провел очень жесткую пресс-конференцию. Сказал все как есть: и про то, что техническое оснащение пожарной службы требует модернизации, и о том, что надо менять подходы к охране леса, что нужны новые системы мониторинга лесов, включая авиаразведку и камеры слежения, что без помощи общественных пожарных дружин не обойтись… Кроме того, Шойгу предлагал применять жесткие меры к руководителям, не обеспечившим пожарную безопасность вверенных им территорий и строений.

Тверская область выводы сделала быстро. К настоящему моменту приведена в соответствие с реалиями сегодняшнего дня нормативно-правовая база. Накануне лета-2011 в распоряжение пожарных расчетов поступили первые новенькие пожарные машины. Созданы первые добровольные пожарные дружины и специализированное государственное учреждение «Лесозащитный пожарный центр», который будет  включать и сеть пожарно-химических станций. Совместно с одним из сотовых операторов, работающих на территории региона, начата реализация проекта по созданию системы видеомониторинга лесного фонда области. Проект предполагает установку камер слежения на вышках сотовых операторов. В настоящий момент их 20 штук в восьми районах, задача – охватить всю область. За ситуацией с пожарами следят и спутники. И так далее и тому подобное.

Особое внимание –  торфяникам. Болотный торф коварен: он не горит открыто, но тлеет даже под снегом. А в Тверской области только разведанных запасов торфа 2 миллиарда тонн. Представляете? Тлея, он доставляет жителям городов и деревень львиную долю всех «пожарных» неудобств, обволакивая все вокруг плотным едким смогом. В Тверской области решили не обводнять торфяники, как это сделали в Московской области, а… запустили программу комплексного развития торфяной индустрии. Пусть торф горит не в лесу, а в топке, принося пользу народному  хозяйству.

Кроме того, весной этого года губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин подписал постановление № 178-па «Об установлении особого противопожарного режима на территории Тверской области» с 1 мая по 1 ноября 2011 года, вызвавшее некоторое неудовольство у любителей пожарить в лесу шашлыки. Сей документ вводит такое понятие, как «степень опасности возникновения лесных пожаров». Всего степеней пять. Если опасность достигнет четвертого уровня, то свободный доступ в лес будет ограничен специальным постановлением. Информация об этом, естественно, появится в СМИ, в лесах будут выставлены специальные информационные аншлаги. На лесных дорогах закроются шлагбаумы, появятся контролирующие посты. Также будет вестись круглосуточное патрулирование леса. Контролировать соблюдение постановления будет департамент лесного комплекса администрации, спасатели и полицейские. Надо понимать, что посещение леса при 4-м классе опасности не останется безнаказанным: гражданина ждет штраф 3-4 тысячи рублей, должностное лицо – 10-20 тысяч рублей, юридическое лицо – 100-200 тысяч рублей. Конечно, трудно спорить с тем, что в результате введения особого режима мы временно лишимся некоторой свободы передвижения в лесных массивах. Но прежде чем высказывать неудовольствие, ответьте на вопрос, что лучше – сгореть заживо или наслаждаться жизнью? Лес или пепелище? Веселый праздник или пышные похороны? То-то.

И нельзя не отметить, что следствием резонансных пожаров стала непримиримая позиция государственной противопожарной службы по отношению к тем, кто не соблюдает действующие в России правила и нормы пожарной безопасности. Ранее (чего уж там прятать голову в песок!) бывало, что начальников пожнадзора, чья подпись должна стоять, к примеру, под документом о готовности школы к учебному году, удавалось, скажем так, уговорить: мол, вы поставьте свою визу авансом, а мы потом все сделаем. И сигнализацию проведем, и стены перекрасим негорючей краской, и эвакуационные выходы приведем в порядок. Пожарные ведь тоже люди и прекрасно понимают, что детям нужно учиться в этой школе. Но с осени прошлого года договориться с пожнадзором стало категорически невозможно. Категорически! К директорам и начальникам – «нарушителям пожарной дисциплины» пожарные надзиратели начали применять просто-таки драконовские санкции. Нет сигнализации – извините: учреждение работать не будет. Причем в чем-то они даже перегнули палку. Так, громкий скандал случился в Ржевском аграрном колледже, где пожарным удалось через суд приостановить деятельность студенческого общежития. Судебные приставы, предъявив исполнительный лист, опечатали пятиэтажное здание. В результате 250 студентов оказались на улице. И не просто студентов, а несовершеннолетних иностранцев – граждан Киргизии 15-17 лет, которых вывезли в Россию из охваченной революцией страны специально для того, чтобы они могли спокойно учиться. Три дня, пока не истек срок судебных санкций, иностранные студенты жили в учебном корпусе, превратившемся в цыганский табор, – спали на полу, питались где придется и чем придется.

Конечно, выселять на улицу в «воспитательных целях» – это уже перебор. Пострадали учащиеся, фактически еще дети. Но, с другой стороны, «а если завтра пожар»? Начальник отдела надзорной деятельности по Ржевскому району ГУ МЧС России по Тверской области Владимир Булыгин рассказал автору, что в этом общежитии уже не раз бывали пожары. Деньги на противопожарные мероприятия выделялись колледжу еще в 2008-2009 годах, однако до сих пор ничего не сделано. Да сами подумайте! Вот что установил суд: отсутствует не только пожарная сигнализация, но и проектная документация на нее; нет системы оповещения о пожаре; окна заблокированы металлическими решетками, а запасный выход – кирпичными стенами; срезана наружная эвакуационная лестница; неисправен противопожарный водопровод; нет связи с пожарной охраной города. И многое другое.

Так что пожарные все сделали правильно. Ведь жизнь человеческая – она превыше всего.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру