Космос начинается с «кукурузника»

На тверской земле – родине конструкторов космических челноков Юрия Смирнова («Буран») и Поля Лоренца («Шаттл») – прошел второй Тверской авиатранспортный форум

Представители нескольких федеральных округов, в том числе директора и технические специалисты авиакомпаний, авиазаводов, торговых фирм, госчиновники, обсуждали пути возрождения и развития малой (или, как сейчас говорят, региональной) авиации в России.

На тверской земле – родине конструкторов космических челноков Юрия Смирнова («Буран») и Поля Лоренца («Шаттл») – прошел второй Тверской авиатранспортный форум

Во времена СССР пассажирские самолеты малой вместимости совершали регулярные рейсы из Калинина чуть ли не во все райцентры нашей области. Кто не верит, спросите у старшего поколения.  В 90-е же годы малая авиация как таковая пришла в упадок – в ней иссяк советский «запас прочности», а кроме того, в условиях рынка местные авиаперевозки оказались чрезмерно затратными.

Регулярное же финансирование госзаказов (таких как облет лесов, экстренная эвакуация пострадавших, аэрофотосъемка местности, тушение пожаров, сельскохозяйственные работы и т.д.) стало не по карману.

Но в последние три-четыре года ситуация начала меняться. Сегодня некоторые регионы России уже активно  используют «кукурузники» и вертолеты в качестве воздушных карет «скорой помощи» и авиатакси. С помощью малых воздушных судов ведется разведка и наблюдение, осуществляются воздушные перевозки пассажиров на небольшие расстояния и обзорные экскурсии для туристов. Некоторые регионы (например, Якутия) вообще сделали развитие региональной авиации одной из приоритетных задач.

Тверская область тоже не отстает: еще в прошлом году она успешно опробовала систему уведомительных полетов малых судов, которая теперь внедряется повсеместно. Сейчас власть и бизнес на принципах частно-государственного партнерства возобновляют использование малой авиации по целому ряду направлений.

– Безопасность, санитарная авиация и развитие пассажирских перевозок на территории Тверской области – вот те направления, которые мы развиваем, и первые шаги к этому сделаны, – говорит начальник департамента транспорта и связи Тверской области Андрей Рассказов. – В областном центре рядом с областной клинической больницей уже построена первая вертолетная площадка, 1 июля пройдет ее официальное открытие.

В стадии обсуждения – создание аналогичных площадок в Жарках, Белом, Весьегонске. Кроме того, началась реализация проекта по обеспечению безопасности на автомобильной и железнодорожной магистралях Москва – Санкт-Петербург совместно с МЧС России. Для этих целей будут использованы два вертолета санитарной авиации Ка-32. Согласно этой программе, в течение двух лет в области планируется построить пять вертолетных площадок и обустроить 400 мест для кризисных случаев. На эти цели будет потрачено 40 млн. рублей.

Но, несмотря на определенные успехи, достигнутые в последние годы, проблем в отрасли еще много. И касаются они на самом деле всей России. В первую очередь хромает наземная инфраструктура малой авиации. Большинству регионов страны нелегко принимать малые воздушные суда круглые сутки – мешает отсутствие аэропортов и посадочных площадок. А аэропортам и посадочным площадкам, в свою очередь, необходимы современные заправочные комплексы и квалифицированная диспетчерская служба.

– Мы работаем над этим вопросом, – пояснил участникам форума замдиректора департамента Минтранса Андрей Шнырев. – В соответствии с федеральной программой развития региональной авиации в ближайшие пять лет будет реконструировано 73 региональных аэропорта. На эти цели предполагается выделить свыше 150 млрд. рублей.

Во-вторых, у региональных авиакомпаний, осуществляющих пассажирские перевозки, по сути, нет иного клиента, кроме обеспеченного столичного жителя, пожелавшего быстро переместиться в место отдыха. Жители же малых городов, которые теоретически могли бы воспользоваться услугой «воздушного такси», пока что не могут эту услугу оплатить. На форуме прозвучали такие цифры: пассажирские перевозки большой авиацией ежегодно растут на 10-30%, в то время как пассажиропоток в малой авиации (и на малые расстояния) ежегодно  падет на 5-10%.

Также необходима консолидация и кооперация регионов, особенно регионов-соседей. Чтобы заинтересовать воздушных перевозчиков активнее включаться в перевозку пассажиров, нужны не только региональные, но и межрегиональные воздушные линии.

Наконец, вертолет все еще дорог для среднестатистического пассажира. Совокупный же российский авиапарк «малых» самолетов (от двух посадочных мест и больше) явно недостаточен, к тому же он преимущественно импортный. В этой связи на форуме прозвучало пожелание к отечественным авиазаводам наладить их производство.

По самым оптимистичным оценкам участников форума, решение этих и других вопросов позволит возродить отрасль уже через пять лет. Ждем.

P.S. Кстати, упоминание о тверской земле, как родине конструкторов космических кораблей многоразового использования, – это вовсе не преувеличение. Конструктор советских ракет и космического челнока «Буран», главный конструктор НПО «Энергия» Юрий Павлович Семенов и конструктор американского челнока «Шаттл» Поль Лоренц, известный до Второй мировой войны под именем Севира Дмитриевича Богданова, родились в Торопце. Более того, они учились в одной торопецкой средней школе №1. А Юрий Семенов, кроме того, до 1941 года жил в Ржеве.

Вообще, тверская земля очень тесно связана с авиацией и космосом. Авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев родился в Кимрском районе, и начинал он свой профессиональный путь именно с малой авиации. В Торжке есть Центр боевого применения авиации (вертолетов), в Твери – ЦНИИ-2 (ракетно-космическая оборона) и соответствующая военная академия. Авиакомпания «Вертикаль Т» известна во всем мире своими гуманитарными операциями. И многое другое. Имея в активе такой «послужной список», стыдно не возродить малую авиацию – начало начал большого Космоса.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру