Надо сказать, что когда-то дядя Паша был не чужд рекламы и политтехнологий. Именно потому он, то бишь я, каждый год особенно ждeт одного дня, именуемого Днeм города. С чего вдруг, спросите вы? Да очень просто. Ведь в свете заявленных на самом верху инициатив по приданию Верхневолжью статуса курортной зоны, туристического центра России праздник этот должен был бы стать этакой визитной карточкой региона. Качественно оформленной и активно распространяемой среди всех, до кого можно дотянуться. Но только вот никак не становится, оставаясь чисто местечковым и довольно шаблонным мероприятием, интересным даже не для всех местных жителей. Что уж говорить о потенциальных «иногородних клиентах»...
***
Ну и как это понимать? Регион, вроде бы, позиционирует себя общероссийской курортной зоной, но о его юбилее знают только местные – «внешней» рекламы нет никакой. Да и обеспечение самым необходимым – тем, что в приличных домах принято даже не продавать, а насильно совать в руки при покупке чего-либо бесплатно, в качестве местного рекламного бонуса, – на полном нуле. Я бы даже сказал, что на нуле по Кельвину, поскольку «сувенирка» эта в неюбилейные дни, не только в праздники, и так должна бы лежать на каждом лотке и в каждом ларьке. Если мы действительно хотим хоть на шажок приблизиться к состоянию курортной зоны и центра туризма. Власти же, особенно городские, ограничиваются лишь систематическими программами и кампаниями, которые, в свою очередь, ограничиваются лозунгами. Типа «Тверь – город-лидер, город-победитель», «Я люблю Тверь» (с сердечком, по-импортному – а как же!), «Тверское – значит, лучшее», «Трудом и песней славим Тверь». Или свежачок – «Тверь помнит, гордится, созидает». А идеологически невежественный электорат тут же переделывает их по-своему: «Тверь помнит, Тверь гордится, но хотелось бы помыться». Абыдна, слюшай, да?
***
Между прочим, тверским властям совсем недавно был преподнесeн, как говорится, на блюдечке с голубой каeмочкой живой пример того, как можно было бы реально придать Верхневолжью соответствующий имидж. Я говорю о пребывании в Твери известного политтехнолога и галериста Марата Гельмана, проведшего на базе выделенного ему здания речного вокзала фестиваль «Верь в Тверь». На самом фестивале и его содержимом останавливаться не стану – как известно, в паутине есть только один паук и только один центр. И понятно, что если паук этот – тот самый Гельман, то центр его паутины – никак не Тверь (еe функция явно вторична), а Пермь. Но вот именно на неe, на пример того, как отдельно взятый город может стать «вдруг» известным и узнаваемым не только в России, но и за еe пределами, и стоило бы обратить внимание властям.
Тем более что в самой технологии этого процесса нет ничего сложного – она была детально описана ещe Остапом Бендером в Васюках и носит название «транзитного», «восходящего» пиара, а применительно к данному случаю – «продвижения территории через продвижение еe элементов». Бендер предлагал «двигать» Васюки посредством шахматного турнира – Гельман продвинул Пермь созданием в ней некоего аккумулятора современного искусства. При полной поддержке, причeм куда более масштабной, нежели бендеровские «сто рублей на телеграммы», со стороны местной власти во всех еe видах. И результат налицо.
***
Логично возникает вопрос: если в Перми удалось провести такие преобразования «на пустом месте» (напомню, до того никаким современным искусством в ней и не пахло), то кто мешал, кто мешает сейчас сделать то же самое в Твери? Причeм уже отнюдь не на пустом месте и не за счeт «совриска», а на базе вещей куда более полезных, но не менее интересных? И самое главное – своих, уже имеющихся?
Каких именно? Тут можно перечислять долго и много – от экологически чистой местности, от истоков трeх великих рек до исторических памятников, загадок, тайн, коих у нас немерено. Эх, как на этом можно было бы развернуться! Живет же, к примеру, Великий Устюг в качестве родины Деда Мороза! А вот недавняя попытка прописать в Старице Кощея Бессмертного, прямо скажем, совсем «не айс». Во-первых, его куда раньше прописал у себя Алтай, а во-вторых, и сам-то этот персонаж по сравнению с владыкой всенародного Нового года смотрится как-то незаметно, да и в целом убого. Получилось нечто наподобие, извините, «родины бутерброда». Прямо скажем, мелковато для Твери, при еe-то потенциале.
Так что, как видим, база имеется, сама технология проста и незатейлива – были бы желание и силы воплотить всe это в жизнь. А для этого тоже не грех оглянуться на Пермь – как оно делалось там? Отвечу: а там всe делалось – это очень важно! – именно с расчeтом на стороннего, а не местного «клиента». Что более чем объяснимо. То есть там были созданы мощные потоки информации, направленные за пределы региона, а не циркулирующие внутри него, как это традиционно принято у нас. Взять хотя бы тамошнюю газету «Соль» не регионального, а федерального формата! Или в Твери с еe сверхобилием СМИ журналистский «миллион» уже давно сам собой разменялся «по рублю» и делать такую газету просто некому? А радио? А ТВ? А, наконец, всепроникающий интернет?
***
Грустно, девицы, как говорил в таких случаях Великий комбинатор. Делать курортную зону, туристический центр как бы втихаря, никому об этом не рассказывая, – это всe равно что пиарить партию только на территории еe офиса... Это, выражаясь официальным языком, «не даeт оснований надеяться на положительный результат». И я более чем уверен, что и на этом Дне города я не увижу никакой «сувенирки», ничего «курортно-туристического». На нeм не будет привлечeнных качественной (да хоть какой!) рекламой иногородних и иностранных гостей. Деятелей соответствующего бизнеса не ждeт пик продаж, торговцев – рост доходов, казну – всплеск налоговых поступлений. От замкнутых на себя междусобойчиков ничего такого не бывает...
Так что, может, я и не пойду на этот самый ваш День города. Простите, – уже неинтересно. Лучше растоплю баньку в деревне. Подальше от пустой суеты.