Сначала немного истории. В дореволюционной России в программу образования входил Закон Божий, причем практика его преподавания сложилась такой и породила столько атеистов, что восстанавливать его в первоначальном виде было неразумным даже по мнению части верующих. Ведь в свое время Закон Божий не уберег от бунта и смуты ни царя, ни Отечество. Мало того, среди революционно настроенных ниспровергателей порядка большинство составляли бывшие семинаристы, то есть люди, непосредственно приобщенные к делу веры.
В перестроечной России знакомство с религиями происходило в школьном курсе религиоведения в 10–11-х классах. В новом веке предмет появился в программе под названием «Основы православной культуры». Первоначально он преподавался в 15 регионах России в рамках регионального компонента образования, в том числе с 1 сентября 2007 года – в Тверской области. Определение «региональный компонент образования», загадочное для людей, далеких от педагогики, означает, что обучение велось без общей для всех регионов программы и учебников.
В Тверской области преподавание православной культуры вводилось как факультатив по решению директора школы после сбора достаточного количества подписей родителей за введение курса. Предварительная подготовка к введению основ православной культуры (ОПК) в нашем регионе велась в том числе в рамках работы областного общественно-экономического совета по поддержке социальной деятельности Русской православной церкви. Председателем совета был ныне печально известный тверской «коммунальщик», а тогда первый заместитель губернатора Василий Толоко. Преподавателями нового предмета должны были стать выпускники кафедры теологии ТвГУ и учителя, прошедшие на ней курсы переподготовки и повышения квалификации.
Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения идею о введении в школе основ религии или другого эквивалента Закона Божьего через три года после начала эксперимента больше всего не одобряли столичные жители – москвичи и петербуржцы (43%), мужчины (48%), молодежь до 24 лет (42%) и обладатели среднего образования (49%). Наибольшее одобрение намерение по введению в школьную программу основ религии вызвало у пожилых (65%) и малообразованных россиян (69%). В Тверской области спустя год нововведение поддержали 59% школ. Соответственно 41% тверичан сочли преподавание основ православной культуры детям ненужным.
Уже в 2006–2009 годах преподавание ОПК в школах было предметом бурных обсуждений, хотя большого накала страстей не случилось. Право отказаться от изучения нового предмета усмирило возможные бури. Однако ситуация резко изменилась, когда основы православной культуры были включены в федеральный компонент образования. Что это означает? Прежде всего – обязательный характер изучения дисциплины.
И вновь Тверская область стала пилотной площадкой для проведения экспериментов в образовании уже среди 19 регионов России. Эксперимент был запланирован до конца 2011 года, чтобы при условии его успешности в 2012 году распространить опыт на все регионы.
Итак, мы стоим на пороге очевидного нововведения в образовании. Попробуем оценить плюсы и минусы сложившейся ситуации.
Похоже, что в рамках очередного витка модернизации общественности предъявили новый реформаторский казус. Новый предмет теперь называется «Основы религиозных культур и светской этики». Он представлен в 6 блоках и 6 учебниках к каждому из них. Это «Основы православной культуры» (а также исламской, иудейской, буддистской культур), «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». Ученики и родители имеют право выбрать курс, который наиболее соответствует убеждениям семьи. В Тверской области согласно оглашенной статистике начала эксперимента 62,3% (более 6680 человек) предпочли модуль православной культуры.
Официально было заявлено, что светская суть предмета не должна подменяться религиозным воспитанием, что обучение будет носить подчеркнуто культурологический характер.
И все бы ничего, однако учебники, по которым должно вестись обучение тверских школьников, имеют совсем не светский характер. Напротив, изложение материала в них к культурологии имеет весьма далекое отношение. И это беда не только Тверской области. В обществе разгорелась яркая полемика по обсуждению текстов пособий. На официальном сайте Института философии РАН размещено заявление с говорящим названием «Учебник нужен, но его придется переписать с нуля». Экспертами, работающими в Российской академии наук, было названо 6 причин, по которым сделан однозначный вывод о недопустимости использования учебника в школах РФ.
Среди них главная – учебник в миссионерском ключе навязывает ученикам религиозную идеологию, что противоречит светскому характеру Российского государства. И ничего удивительного в этом нет, ведь в создании модулей по основам религиозных культур ученые работы не принимали, написание отдали на откуп представителям конфессий. По мнению члена рабочей группы по созданию учебников доктора философских наук А.В. Смирнова, «учебник в нынешнем виде – убогий катехизис, способный вызвать разве что усмешку у любого, кто хоть немного знаком с предметом. Что гораздо печальнее, он вызовет не усмешку, а насмешку, тем более открытую, чем более напористо его станут «проводить в жизнь»: мы снова наступим на те же атеистические грабли, что сотню лет назад, дубиной заталкивая в детей православие и прочие религии. Этот учебник способен воспитать разве что средневекового начетника, но никак не гражданина свободной и творческой России, которой предстоит в XXI веке доказать свое право на существование в жестоком соперничестве с Западом».
Один из этих модулей – учебник, написанный представителем Русской православной церкви протодиаконом Андреем Кураевым. «Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека?» Эти вопросы называются в учебнике Кураева вопросами культуры, однако найти информацию о них в пособии невозможно. Зато согласно программе преподавания ученики должны заучить православную догматику, порядок богослужений, устройство храма и т. д. Для пущего воцерковления маленьких детей в учебнике используются сказки. Например, читаем: «В сказке про Снежную Королеву Герда молилась в ту минуту, когда ей преградила путь ледяная армия. Точнее, Герда принялась читать «Отче наш».
И это в учебнике, изданном «Просвещением»… Что говорить о другой подобной литературе… В тверских школах из ситуации выходят по-разному: где-то комбинируют существующие учебники, другие – закупают литературу в церковных лавках (!), в некоторых школах на уроках крутят видео религиозной тематики, конспектируют жития святых. Ученики откровенно зевают, им скучно. Между тем в школьном словаре «православка» прочно прописывается наряду с хрестоматийными «физ-рой» и «лит-рой».
Спрашивается, какова необходимость подобного преподавания, если ни методического подкрепления, ни психологической мотивации к изучению не создано? Ни о какой инициативе «снизу» по введению в школьную программу основ православной культуры говорить не приходится. Изучение основ религии поддерживают, как правило, родители из религиозных семей, однако такие дети погружены в религиозный контекст уже в самой семье. Кроме того, религиозное воспитание и изучение православной культуры все-таки разные вещи, и об этом забывать тоже не следует.
Необходимость предмета в школьной программе обоснована тем, что без него ученики якобы не смогут понять религиозного подтекста скульптур Микеланджело или полотен Рафаэля. Часы на ОПК (впрочем, как и на физкультуру, которая теперь должна проводиться не менее 3 раз в неделю) отбирают у основных предметов – математики и литературы. А ведь сведения по истории русской культуры давно и прочно прописаны в существующих предметах. Например, иконописные православные каноны изучаются в курсе «Мировой художественной культуры», а Библия и памятники русской религиозной литературы – в курсах литературы разных классов, например «Житие протопопа Аввакума».
По сути дела, ученику предлагается профанация культурологии. Возникает вопрос: ради чего?
Последнее время по России в целом и в Тверской области в частности восстанавливают и реставрируют храмы, строят новые. Однако если потока новых прихожан не случится, посещать эти культовые сооружения станет некому. Так, может быть, изучение православной культуры нацелено на расширение верующей аудитории РЦП? Вопрос сложный. Есть и другие мнения по вопросу.
К чему идет образование в России во втором десятилетии двадцать первого века? Похоже, что, увеличивая часы на физкультуру, новое поколение исподволь воспитывают ориентированным на развитие мускулов, а курс ОПК в своем нынешнем виде готовит верующего прихожанина и верного слугу батюшки президента.
Что ж, посмотрим, как оценит итоги проведенного эксперимента официальная власть. В том числе и правительство Тверской области.