Прощальный звон

По музейной экспозиции, которую некуда переселять

Музей природы Селигерского края находится в деревне Рогожа, недалеко от Осташкова, и располагается в здании Спасо-Преображенской церкви. Судьба этого архитектурного памятника – одна из ярких иллюстраций исторических катаклизмов революционного лихолетья и советского отношения к религиозному культу.

По музейной экспозиции, которую некуда переселять
Местная жительница сумела сфотографировать последствия пожара

Еще живы в Рогоже люди, которые помнят, как церковь была кузницей МТС. На форуме Осташковского края хранится мнение очевидца: «Ужас! Закопченные стены, из окон торчат вентиляционные трубы. Грязь кругом и разруха, вся земля вокруг вздыблена от гусениц тракторов. Это большое достижение, что в 70-х годах смогли потеснить машинно-тракторную станцию, а здание церкви отремонтировать».

Именно так и было: церковь в разные периоды своей судьбы стояла заброшенной, была ремонтной станцией, позже в ней находились складские помещения, потом вновь настало время запустения. В 1970-е годы на волне музейного бума, который переживал СССР, в церкви было решено открыть музей природы.

Сейчас музей природы – единственный в области природоведческий музей, экспозиция которого знакомит с разнообразными природными комплексами Селигерского края, с его растительным и животным миром. В музее существует коллекция позвоночных животных, среди которых есть редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу России и Тверской области, красочная коллекция бабочек, почвенные монолиты, гербарные образцы, деревянные скульптуры, чучела животных. Но это сейчас, а что было раньше?

Член Союза художников Геннадий Николаевич Ореликов отдал музейному делу сорок лет своей профессиональной жизни, работал на этом поприще с 1968 года и именно за большой вклад в развитие музейного дела в Тверской области в 1995 году он получил звание заслуженного работника культуры.
Геннадий Николаевич хорошо помнит, как создавалась уникальная музейная экспозиция Селигерского края, ведь он сам принимал в ее создании самое непосредственное участие. Пустое заброшенное помещение сделали пригодным для хранения фондов и демонстрации экспонатов, покрыли крышу, сделали ремонт, начали пополнять и развивать музейную экспозицию: специалисты делали чучела животных (птиц и зверей), создавали стенды и диорамы.

Для тех, кто не знает, диорамой называется картина в трехмерном пространстве, с ее помощью имитируется живая жизнь природы. Спереди для создания диорамы выставляется чучело и выкладываются элементы живой и неживой природы: галька, щебень, камни, песок, мох, стволы деревьев, то есть все, чтобы перенести зрителя в импровизированную реальность реальной жизни братьев наших меньших. Задний план – живопись, созданная так искусно, чтобы переход от объемных предметов к нарисованным был совершенно незаметен.

Сейчас в музее природы особое внимание привлекают живописные диорамы елового леса, глубоководной части озера Селигер, логово волка. Геннадий Николаевич и создавал диорамы для Тверского государственного объединенного музея. Дело это непростое, занимает в лучшем случае месяц, а то и больше. В творческой биографии мастера – история о том, как в течение года он работал для музея бесплатно, потому что финансирование было исчерпано, а масштабность задачи требовала продолжения дел. Жилье при музее предоставлялось бесплатно, а на пропитание художник зарабатывал продажей своих картин в Осташкове.
Сейчас судьба музея, в который вложено немало сил, волнует не только Геннадия Николаевича, но и всех, кто, как и он, отдал годы работы, чтобы превратить заброшенную церковь в действующий и посещаемый, уникальный в своем роде Музей селигерской природы.

Что угрожает музею? Тут уместно вспомнить закон о реституции, то есть о возвращении церковного имущества. Представители тверской РПЦ возжелали наложить свою длань на здание, в котором находится музей, и требуют возврата Спасо-Преображенской церкви под свою юрисдикцию для проведения служб и тому подобного.
Понятно, что против федерального законодательства не поспоришь («спасибо» тем, кто принял его в такой редакции, из-за чего Церковь может забирать любые помещения, даже памятники архитектурного зодчества).
Интересно другое: в первую очередь отбираются именно те памятники, что сохраняются в наилучшем состоянии. РПЦ экономит собственные средства, хотя отъем ценностей происходит под лозунгом восстановления памятников. На самом деле совершенно разные вещи – сделать косметический ремонт помещения бывшей церкви или восстановить полностью заброшенное, разрушенное временем здание других храмов.

По словам заведующей музеем природы Татьяны Белышевой, местный священнослужитель при посещении музея ненароком озвучил потаенные мысли: «Как у вас хорошо – заходи и служи!..» Да и расположение выгодное – у дороги, по которой проходит множество людей, рыбаков и туристов, посетителей селигерских озер, поклонников дивной красоты озерного края. Почему бы не прибрать помещение в свои руки? Для этого была разработана поистине иезуитская дипломатическая тактика.

Священник деревень Кравотынь и Красуха первым делом оформил прошение на имя митрополита Тверского и Кашинского Виктора – но не о передаче церкви, это было бы слишком откровенным объявлением о своих намерениях. Представители РПЦ действуют скрытно – ловцы душ человеческих, как же иначе... Первоначально было подано прошение о создании прихода в деревне Рогожа, якобы жители в этом нуждаются. Просьба была удовлетворена, приход открыли.

И только затем было сделано заявление с просьбой о передаче РПЦ непосредственно здания самой церкви. Тем самым РПЦ декларирует, что действует не в своих сугубо корыстных интересах по дальнейшему обрастанию недвижимым имуществом, а исключительно радеет о прихожанах своего прихода. Надо сказать, что при церкви расположен небольшой домик (в одной его части расположено фондохранилище, а в другой – три комнаты). Естественно, вместе с церковью РПЦ тишком и ладком заберет дом. Сколько стоит дом в наше время? То-то же.

Ничего удивительного, что батюшка развил бурную деятельность, причем весьма своеобразную. Например, в один прекрасный день нагрянул в музей вместе с двумя крепкими молодчиками, которые без всякого позволения, самым беспардонным образом начали осматривать и фотографировать помещение и предметы в нем. Прежде священник настаивал на предоставлении ему плана помещения, выпросил книгу, которую не вернул. Странное поведение для батюшки, который своим примером должен показывать образец достойного поведения перед прихожанами.

А кто же эти прихожане, якобы ради которых хлопочет отец Алексей? Десять бабушек. До того времени, как деятельный батюшка возжелал приобрести для РПЦ Спасо-Преображенский храм, верующие деревни Рогожа прекрасно удовлетворяли свои религиозные порывы в церквах по соседству. Благо в Осташкове ни много ни мало – 11 церквей, соборов и часовен, служба ведется и в деревне Кравотынь. Есть ли насущная необходимость в разрушении музея?

Эту проблему обсуждал и Общественный совет города Осташкова, обращались к губернатору, митрополиту. Нельзя ведь выкинуть работников музея и ценную экспозицию на улицу, как бы РПЦ ни хотелось. После многих пересудов было решено переселить музей в здание бывшей почты, что на Ленинском проспекте, 25. Здание пустовало, требует ремонта. Денег на ремонт, конечно, в бюджете нет. Как можно переселять музейную экспозицию в такие условия, сейчас уже никого не волнует, потому что здание 12 февраля... сгорело. Кстати, тоже памятник архитектуры девятнадцатого века, в советское время находился под охраной государства.

Как выглядит здание после пожара, видно на фотографии местной жительницы. Восстановлению оно, по словам главы Осташковского муниципального образования Андрея Галахова, не подлежит. Ведутся следственные действия по выяснению причин пожара, объяснил тот же источник. В обсуждении на местном форуме фигурирует версия о преднамеренном поджоге.

Куда музею деваться теперь? Андрей Галахов объяснил, что пожар внес сумятицу в решение данного вопроса, придется думать о постройке нового здания, например. Администрация готова выделить земельный участок и оказать содействие с подведением коммуникаций. Кто будет строить – неизвестно. На какие деньги – тоже не ясно, во всяком случае в бюджете Осташкова на 2012 год средств на это не выделено. Странно, почему, ведь истории с выселением уже год.

Именно столько времени назад РПЦ заявила свои права на здание Спасо-Преображенской церкви. По закону освободить здание светская власть должна в течение шести лет. Год уже прошел. Пройдет и пять, если решать вопрос такими темпами. Не секрет, что возведение нового здания для некоммерческих учреждений в России всегда идет не быстро и не скоро. Нужны проект, бюджетная смета. Ни о чем подобном власть не думает – не до культуры, наверное, есть более важные задачи?

И это при том, что жителям Тверской области постоянно рассказывается о перспективах развитии туристической индустрии как способе оживления села, увеличении рабочих мест и прочем. Музей природы непосредственно способствует привлечению туристов – за время его существования число посетителей достигло 100 000 человек.

Заведующая музеем Татьяна Белышева хочет оставить музей нетронутым. По мнению художника Геннадия Ореликова, здание церкви можно было бы поделить: четверик и алтарь отдать священнослужителям, здание трапезной оставить музею, тем более строение здания допускает возможность отдельных входов в оба места. «Природа создана Богом, – говорит Геннадий Николаевич (кстати, верующий человек). – Нет причин для идеологического конфликта между церковным и культурным служением. Не музей атеизма расположен в церкви в конце концов...»

Это мнение неравнодушного человека, но решать придется властным инстанциям.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру