Пришел, увидел, отругал

Итоги инспекционной проверки Тверской области российским омбудсменом оказались неутешительны

Многое сегодня рождается в Твиттере. Например, меньше месяца тому назад Павел Астахов оставил в своем микроблоге следующую запись: «Тверская область – единственный регион, где до сих пор нет полноценного института уполномоченного по правам ребенка. Полгода мы получаем отписки разного рода от руководства области. В ближайшее время регион ждет комплексная проверка. Ответственность за благополучие детей несет лично глава исполнительной власти». И вот в минувший вторник написанное в виртуальном мире стало реальностью.

Итоги инспекционной проверки Тверской области российским омбудсменом оказались неутешительны

Уполномоченный по правам ребенка смерчем промчался по территории региона. Утром Астахов раскритиковал руководство Некрасовского детского дома за то, что душевые кабины в заведении находятся в подвале, а пользуются ими дети только по субботам, в то время как следует принимать душ ежедневно. «Воспитание начинается с душевой», – резюмировал омбудсмен. Затем досталось Торжокскому детскому дому. Здесь Астахов лично обнаружил в тумбочках воспитанников сигареты и шокер – устройство, вызывающее ощущение кайфа посредством электрического тока. Находки были предъявлены губернатору Тверской области Андрею Шевелеву. Именно ему досталась наибольшая порция критики на итоговой вечерней встрече с руководством области и журналистами.

Констатируя общее неблагополучие обстановки в регионе, Павел Астахов отметил: «В области складывается опасная ситуация с приемными семьями. Сирот прибавляется, а случаи устройства их в семьи неуклонно падают. Такое я вижу, наверное, во втором регионе из 80 мною посещенных».

Тверская статистика, входящая в интересы уполномоченного по правам ребенка, действительно печальна. Например, в прошлом году на учет были поставлены 187 беременных несовершеннолетних девочек, из которых 181 сделала аборт. При этом ежегодно тверские мамочки бросают в среднем 80 новорожденных. Вопреки общероссийской тенденции, в Тверской области растет число детских домов: в 2008 году их было 6, в прошлом – уже 9, с каждым годом увеличивается и число сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В очереди на жилье стоят 1662 сироты, в прошлом году получили квартиры только 180 из них.

«Тверская область – единственный регион, где до сих пор нет полноценного института уполномоченного по правам ребенка. Сегодня, мне кажется, уже не нужно объяснять, зачем подобный институт нужен. Защита детства – безусловный приоритет государства», – строго, с хорошо знакомым железным взглядом судьи с телеэкрана заявил тверским чиновникам Павел Астахов. Кроме того, по его мнению, в регионе полностью отсутствует межведомственное взаимодействие: «Работники медицинского и образовательного сектора абсолютно не в курсе, что происходит, например, в правоохранительных органах и куда нужно обращаться по вопросам детских прав».

Особую обеспокоенность у омбудсмена вызывает ситуация с приемными семьями. Павел Астахов озвучил лишь некоторые меры, необходимые для выхода из положения. Тверской области необходимо создание базы приемных семей, а также базы кандидатов в приемные семьи. Особое внимание нужно уделить доступу к таким базам сотрудников медицинских учреждений. Надо научить директоров детских домов более обстоятельной работе с документами, в частности, составлению заявок на гранты. Для изменения сложившейся обстановки в Тверской области комиссия по делам несовершеннолетних должна собираться минимум раз в неделю.
По словам Астахова, регион остро нуждается в кризисном семейном центре. Осиротевшие дети, семьи, попавшие в неблагоприятные обстоятельства, – все они смогут получать там психологическую и иную помощь. Стоило бы увеличить число школьных инспекторов на внебюджетной основе, в их качестве могут выступать как педагоги, так и родители.

Отдельной темой стало проведение агитационной работы среди потенциальных приемных семей – это позволило бы увеличить количество детей, обретших новую семью.

«Необходимость института уполномоченного по защите прав ребенка даже не обсуждается, – отметил Астахов. – То, что Тверская область выпала из этой системы, и привело к таким последствиям: в регионе отсутствует системная защита прав детей, системная работа с неблагополучными семьями, сиротами и приемными семьями. Как следствие – увеличение преступности в детской среде и преступности против несовершеннолетних, рост числа отказников, ранних абортов, плохая статистика усыновлений».

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру