Этот киносмотр, как никакой другой, даёт повод задуматься, что такое кино сегодня и каким оно будет завтра. Среди российского фестивального расклада выборгский занимает особое место. Лейтмотивом его всегда является упор на традиции и современность, поддержание «времён связующей нити». Сюда стремятся заглянуть самые видные представители российского киномира – режиссёры, актёры, киноведы. И не только потому, что Выборг – город сказочный, старинный, средневековый – готовая живая декорация. Эта ассамблея собирает действительно неравнодушных, морально беспокойных – это уголок заповедный, оазис, где найдёшь ответы на жизненно важные вопросы. К выборгскому слёту предъявляют особые требования, и его итоги соизмеряют с личным ощущением, произошло нравственное обновление или нет. Спокойный, размеренный Выборг влечёт ищущих правды, поэтому августовский праздник кино, погружающий в «суровые будни души», стараются не пропускать.
Неудивительно, что «лица фестиваля» отличаются особым благородством. Узнаваемых не много, зато какие! Из признанных мастеров – Лидия Федосеева-Шукшина, председатель жюри Сергей Шакуров, литературный критик и просто «аристократ духа» Лев Аннинский, актёры Леонид Мозговой и очаровательная Ксения Кутепова, режиссёры Карен Шахназаров, Андрей Смирнов, Роман Балаян, Сергей Снежкин, Андрей Кавун, телеведущий Андрей Максимов, успешный продюсер Сабина Еремеева. Частый участник «Окна в Европу» мэтр Станислав Говорухин, слегка волнующийся (в отличие от большинства его молодых, но забронзовевше-самодовольных коллег) перед показом своей новой картины «Уик-энд» – совершенно напрасно, выборгскими зрителями она была принята прекрасно. Восхитили харизматичные и, вместе с тем, очень скромные парни отечественных кино и сцены – Игорь Гордин, названный на фестивале «самым выдающимся современным театральным актёром» и, не побоюсь этого слова, восходящая «звезда» Голливуда, визит которого стал истинным подарком Выборгу, Данила Козловский, уже ставший легендой, пусть и под чужим «номером 17». А чего стоит пребывание на кинофоруме киноведа №1 культуролога Кирилла Разлогова, который признался, что границы между культурой высокой и массовой всё больше сдвигаются. Существует единое целое – искусство кино, будь то анимация, «документалка» или игровой фильм, снятый на мобильный телефон. Фильмы конкурсной программы и внеконкурсные показы – яркое тому подтверждение.
Нынешний фестиваль продемонстрировал новые, ранее неведомые грани. Всё, что происходило в Выборге, включая показываемое кино и дальнейшее бурное его обсуждение на пресс-конференциях, которые подчас оказывались интереснее самого кино, и в кулуарах, обнажало душу. Вскрылись не только острейшие проблемы нашего отечественного кино, которое, по всей видимости, проспало свою «новую волну». «Окно в Европу» в этом году, пожалуй, как никакой другой киносмотр, выявил ряд обстоятельств. Например, всё резче обозначилась проблема авторства кино, вмешательства продюсера и государства в лице дары раздающего минкульта, а главное – вопрос - кто ответит перед зрителем за безобразие на экране? Дело даже не в качестве конкурсных и внеконкурсных лент, а в отсутствии общей идеи, наполняющей кинопроизведения смыслом. Нет договорённости ни среди кинематографистов, ни среди сообщества критиков, что эхом неоднократно звучало на кинофоруме про кризис доверия и в обществе, и в киноиндустрии.
Между тем, ряд картин вполне соответствовал и европейской направленности киносмотра, и его неизменному подзаголовку «Прогноз на будущее». В конкурсной программе фестиваля была представлена разножанровая палитра. Несомненно, уводит в Европу «Зимний путь» – холодный, стильный, в голландском духе, но положенный на специфический русский колорит. Зритель сполна получил удовольствие от созерцания, а сам фильм заслужил, пожалуй, самый ценный приз Гильдии кинокритиков и киноведов с формулировкой от Кирилла Разлогова «за темпераментное экспериментальное сексуальное смелое слияние высокой культуры и массовой». Кто-то, не дай бог, усмотрит в картине модную тему нетрадиционной любви. Но фильм, на самом деле, не о том. Это трагедия одиночества человека с утончённой музыкальной натурой в столкновении с грубым реальным миром. И каждый должен пройти этот путь в одиночку, самостоятельно.
«Московские сумерки», отвечающие не только европейским и мировым трендам – крепкий и в то же время лёгкий мэйнстрим Алёны Званцовой, призванный с доброй иронией попытаться расправиться с собственными страхами смерти. Растиражированная на все лады тема привидений и «призраков среди нас» благодаря тонкой работе очаровательного режиссёра и актёрскому мастерству Игоря Гордина приобрела свежие живые оттенки, заслужив зрительскую «Золотую ладью» по «Выборгскому счёту». Европейским дыханием повеял фильм Юсупа Разыкова «Стыд», уже награждённый призом ФИПРЕССИ в Карловых Варах. Запомните, пожалуйста: новое лицо Марии Семёновой, словно сошедшей с французского экрана 60-х. «Новая волна» нет-нет, да ударяется в российский берег.
В конкурсную программу вошли ленты, затрагивающие проблему миграции. Из самого наболевшего – сюжет о гастарбайтерах, Россия «их глазами». Скол российской действительности сквозь призму личных переживаний таджикской девушки Майи представлен в картине уже достаточно хорошо известного режиссёра Ларисы Садиловой «Она», получившей Главный приз жюри.
В качестве «Прогноза на будущее» громко заявили о себе альтернативные формы показа и способов экспертной оценки просматриваемого. Экспериментальный фильм «Деливеранс» привлёк внимание видавших виды, получив Специальный приз жюри за удачный дебют. Заглядывая в будущее, молодой режиссёр Сергей Кузнецов выступил с предложением показывать своё творение в рамках киноклубов вместо традиционного проката (который заметно ограничен для отечественного кино), и с радостью откликнулся на приглашение посетить Тверь, где время от времени с успехом практикуются киноклубные показы российских новинок. Как шаг в будущее впервые был проведён интернет-конкурс короткометражных фильмов «Окно в Интернет». Короткометражки, получившие наибольшее количество просмотров, нередко превосходили качеством, смелостью и глубиной погружения в тему, нежели «старшие братья» основного конкурса. Как, например, «Конечная остановка» Арсения Гончукова, перекликающаяся с фильмом «Она».
Футуро-ожидания стремились оправдать и проекты «Ленфильма». Отдав дань памяти ушедшему недавно Алексею Герману, Светлана Кармалита высказала надежду на возрождение, можно сказать, из руин одной из старейших в стране киностудий. Именно здесь собирается снимать свою новую работу, экранизацию произведения Леонида Юзефовича «Контрибуция» про Гражданскую войну, режиссёр Сергей Снежкин, известный, в том числе, довольно успешной экранизацией «Белой Гвардии».
Новая программа кинофестиваля – фильмы ко-продукции, за которыми также будущее, с аналогичным названием «Окно в Европу». Особенно полюбилась зрителям, вызвав овации, незатейливая молодёжная мелодрама «Санкт-Петербург», снятая совместно с англичанами. Юные свежие лица покорили зал, лишний раз обнаружив, что зритель истосковался по простым человеческим чувствам. Эта тема по-прежнему актуальна. А участие в фильме мэтра Леонида Мозгового, сыгравшего практически самого себя, профессора театрального вуза, соединило актёрские поколения, протянув времён связующую ниточку.
Настоящим кинособытием Выборга, которого ждали многие, не успевшие погреться на сочинском солнышке «Кинотавра», стал показ уже ставшего знаменитым фильма «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Ожидания оказались счастливо оправданными – история учителя снята, как говорится, «в лучших традициях», картина безупречна во всех отношениях. Совершенно уместным стал призыв Л. Павлючика не забывать историю и учителей. Кинокритик предложил в сферу интересов и забот фестиваля включить вызывающий подлинное моральное беспокойство разрушающийся домик Ростоцких в Высоцке, который можно и должно превратить в дом-музей.
Фильмом закрытия стал «Дубровский» с Данилой Козловским в главной роли. Погружённый в современные реалии пушкинский сюжет поражает остротой и злободневностью, задевает, тем более что местом развернувшихся событий авторы версии, выходящей скоро на телеэкраны, избрали Тверскую область. Здесь и творятся вопиющие несправедливости, на борьбу с которыми выходит благородный разбойник.
На киносмотре, как никогда прежде, резко обозначились проблемы неигрового кино. Обратила на себя внимание озвученная цифра: за последние два года из неигровых фильмов «деревенской» проблематики шесть (!) снято под Тверью! Стоит отметить одну из острейших «документалок». «Это лето» Анны Яновской, уже получившей Главный приз документального кино на международном кинофестивале Fuse film festival в Манчестере. За рубежом, видимо, беда брошенного города, сокрытого под водой, оказалась ближе, чем холодно-равнодушным судьям, членам жюри неигрового кино. Выражу надежду, что фильм увидят и в Твери. Он, скорее всего, всколыхнёт воспоминания тверских волонтёров, ставших непосредственными очевидцами трагедии, активно помогавших несчастным жителям Крымска. Ребята, по всей видимости, сумеют по достоинству оценить достоверность неигрового кино и глубину проникновения авторов в суть этой антропологической катастрофы.
Наиболее же удачной, по всеобщему признанию, оказалась программа анимационного кино, на которое, по словам членов жюри, в том числе композитора Григория Гладкова, не хватило призов. С большим удовольствием обнаружила, что отмеченные призами мультфильмы «Подарки чёрного ворона», «Бессмертный», «Зашкаф» уже известны тверским зрителям благодаря прошедшему в апреле Фестивалю анимационного кино.
«Окно в Европу» – это не только кино. В рамках фестиваля демонстрировались показы рок-концертов, ставшими традиционными трансляции шедевров оперной классики. На закрытии праздника выступила заводная питерская группа Billy’s Band, знакомая и тверским почитателям. Но самым прекрасным подарком стал изумительный концерт «Мелодии белой ночи», посвящённый 90-летию выдающегося композитора Исаака Шварца, известного широкой публике благодаря киномузыке (прежде всего, «Ваше Благородие»). Изысканнейшие мелодии навеяли романтическое настроение, напомнив, что Выборг так близок Санкт-Петербургу, разделяя с полным правом его традиции культурной столицы. В качестве «времён связующей нити» музыка стала одним из главных действующих лиц фильма, вызвавшего почти всеобщее восхищение и удивление, названного по вокальному циклу Шуберта «Зимний путь».
Соединение классики и современности, верность традициям и дерзкие эксперименты – характерная особенность выборгского кинофестиваля, мощная структура которого позволяет открыть все сегменты. «Окно в Европу» твёрдо удерживает позиции гражданской ниши, неизменно сохраняя демократическую атмосферу. Поставленная же задача – вызвать моральное беспокойство – организаторам фестиваля удалась вполне.
Искусство кино – это единое целое. Важнейшим оно останется до тех пор, пока человек не сложит крылья и не перестанет задаваться главными вопросами своего существования. А посему моральный «покой нам только снится»… Всё кончено, всё начато – айда в кино!