Рельсовый путь

Дадут ли "зеленый свет" тверскому трамваю?

 На Западе практика принятия решений на уровне государства имеет три ступени: обсуждение проблемы широкой массой общественности с привлечением СМИ и Интернета, принятие конкретного закона под проблему после высказывания экспертного мнения (научное сообщество) и исполнение со стороны соответствующей ветви власти.

Дадут ли "зеленый свет" тверскому трамваю?

Россия ныне пробует работать по той же модели, причем на всех уровнях управления. Получается с переменным успехом, но особенно страдает уровень экспертного обсуждения. Не зря началась чистка стройных помпезных рядов псевдокандидатов и таких же докторов наук. Политики захотели подменить собой научное сообщество…

Действительно, зачастую роль экспертного пула у нас играют сами законодатели. Неудивительно – город маленький, все знающие люди разъехались в поисках реализации собственных знаний и выхода «серого вещества» в область толковых мыслей, которые можно конвертировать в твердую валюту. Такой ситуацией можно пользоваться и лоббировать принятие решений.

Тверские вести с этой ступени общей схемы решения проблем принесли на прошлой неделе весьма интересный повод для дискуссии. Общественное движение «Probok.net» уговорило постоянный комитет Тверской городской думы по градостроительству, архитектуре, транспорту и связи под руководством Сергея Делакова выделить в следующем году 200 млн рублей на ремонт трамвайных путей областного центра и еще 75 «лямов» – на закупку новых трамваев. Поправки были направлены в постоянный комитет по бюджетной и налоговой политике для дальнейшего рассмотрения, чтобы ко второму чтению бюджета на 2014 год и плановый период 2015–2016 гг. они предстали на суд депутатского корпуса.

На сколько единиц техники смогут пополнить парк умирающего городского электротранспорта 75 млн? К примеру, низкопольные современные трамваи от екатеринбургского «Уралтрансмаша» стоят около 15 млн за вагон. Итого – 5 вагонов для Твери. Нужны они? Это вопрос сколь интересный, столь и принципиальный.

В городе остались (и вновь возникли, вспоминая обновленный Восточный мост) трамвайные рельсы, ведущие в никуда. Число маршрутов и их расстояния постоянно сокращались. Кажется, не осталось ни одного направления для двухвагонного состава. При этом в центре города пару вечерних часов «коллеги по электричеству» троллейбусы ходят с одним-единственным пассажиром внутри – кондуктором. Люди предпочитают ездить на маршрутках: да, опасные, но ходят чаще и быстрее.

Когда говорят, что трамвай – для пенсионеров (а в Твери их 40% населения), то, конечно, лукавят. Трамвай, он для всех, если правильно организован, уютен и не походит на железную консервную банку, доживающую свой век в суровых условиях тверского зимнего «безрельсанья». Словно от возмущения техническими условиями эксплуатации, тверские трамваи любят дрейфовать на радость публике и провоцируют сердечные приступы пожилых пассажиров. Новые вагончики – это хорошо. Правда, современный трамвай более цивилизованных стран ушел далеко вперед и уже тянет на статус чуда техники, но под него и рельсы нужны соответствующие. С нашими «издержками» 200 млн хватило бы в лучшем случае на половину инновационного километра супертрассы. Но по ней, правда, должны бегать вагончики не за 15 млн.

Быть или не быть «рогатым» – это, конечно, вопрос приоритетов. Очевидно, что нужно делать ставку на узкий круг видов общественного транспорта и четко разделять «зоны их ответственности». Ресурс у Твери в этом плане есть: вода, воздух, велосипедные дорожки…

Но для начала нужно «пошерстить» среди всего объема маршруток-троллейбусов-автобусов-трамваев-геликоптеров… Стоп, последнее вычеркнуть. И заменить, к примеру, социальным такси. Таковым могли стать машинки, отработавшие свое на автобазе правительства области. Да, б/у, но в хорошем состоянии, поэтому пассажиры, думаю, не стали бы брезговать прокатиться на «бэхе» высокого местного чиновника до социального учреждения. Проблема в том, что машинки мы теперь арендуем. То есть потом они просто идут на «вторичку» все с тем же круглым баннером-наклейкой на капоте, которую используют «волонтеры» федерального проекта «СтопХам».

Все виды общественного транспорта скопом в областном центре не поместятся. Личных авто слишком много развелось. Приплюсуем их к тому коктейлю, который у нас получился и который ежедневно бороздит просторы постепенно разрастающегося города. Что бы сказало по поводу этой солянки экспертное сообщество на Западе? Наверное, что-то вроде: «Перво-наперво закажите специалистам исследование ваших транспортных потоков и организацию схемы движения с учетом Генплана города. Не повторяйте метод площади Капошвара. В следующий раз может и не повезти». Думаю, после такого высказывания вопрос целесообразности выделения денег из дефицитного бюджета отпал бы сам собой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру