Два бюджета – один итог

Если сопоставить бюджеты Твери за последние 15 лет, то здесь можно выделить три больших этапа.

 На прошлой неделе депутаты Законодательного собрания региона и народные избранники парламента областного центра приняли главные финансовые документы следующего года вместе с планами на 2015 и 2016 годы. Бюджеты получились, как и ожидалось, своеобразным отражением кризиса в масштабах страны и непростого положения Тверской области, мало производящей и крайне неравномерно потребляющей доходы от валового регионального продукта.

Если сопоставить бюджеты Твери за последние 15 лет, то здесь можно выделить три больших этапа.

Не банкрот и не вперед

На состоявшейся недавно большой пресс-конференции по итогам уходящего года губернатор области Андрей Шевелев обратил внимание на то, что в 2014 году Верхневолжье при том финансовом положении, в котором находился регион в начале срока полномочий Андрея Владимировича, вполне могло стать банкротом. Учитывая это, не стоило ожидать от областной казны выдающихся результатов. Тем более, по словам главы региона, проблемой стало и исполнение знаменитых «майских указов» Президента России 2012 года (поэтапное повышение зарплаты бюджетникам в сфере культуры, медицины, образования), которые солидным грузом легли на региональный бюджет. В итоге, по определению спикера областного парламента Андрея Епишина, главный финансовый документ области получился «консервативным».

Доходы с учетом траншей от федерального центра составят 47 млрд рублей. Бюджетный дефицит будет сокращен более чем втрое по сравнению с уходящим годом (2,38 млрд) и более чем вдвое по сравнению с 2012-м. Практически все казенные средства распределены по 27 программам. К примеру, транспортно-дорожное хозяйство съест 3,6 млрд рублей, ЖКХ и энергетика области потребуют 2,5 млрд, статья расходов «Физическая культура и спорт в Тверской области» потянет без малого на 1 млрд.

Почти 70% уйдет на «социалку»: содержание соответствующих учреждений (образования, здравоохранения, культуры и т.д.), зарплаты их сотрудникам и соцподдержку различных категорий жителей области. Даже сильные национальные экономики вроде немецкой с такими показателями увязали в стагнационных процессах, что заставляло их искать пути для преодоления кризисных тенденций. Для развивающейся же экономики 2/3 бюджета на «социалку» означает необходимость масштабной интенсификации работы правительства. Причем без промедления. Возможно, поэтому 2013 год принес команде губернатора ощутимые кадровые потери – не все могут работать антикризисными управляющими…

В историческом разрезе доходная часть бюджета за счет местных налоговых и неналоговых поступлений составит рекордные 37 млрд. – столько регион получил в сумме за 2007–2008 годы. Правда, отметим, что доходы всегда растут год от года. Другое дело, что прирост по сравнению с прошлым годом составит чуть меньше, но все равно останется на уровне более 4,2 млрд. Для сравнения: область получала с собственных налогов десять лет назад всего 10 млрд рублей, абсолютный рост доходов увеличился за это время в 2,7 раза. В относительных цифрах это достойный показатель, но все его достоинство съела не только инфляция, но и застарелые проблемы области, а также увеличивающиеся стандарты соцподдержки населения.

Затянуть пояса

Если целое испытывает на себе огромные трудности, то часть целого пировать, конечно, не сможет. Этому правилу соответствует бюджет города Твери, принятый депутатами Тверской городской думы в минувшую пятницу. По определению народных избранников главный документ города образца 2014 года – это «бюджет выживания».

Депутат городской думы Вадим Дешевкин еще два месяца назад предрекал сложности с версткой казны: «Учитывая, что в декабре нужно принимать бюджет, а мы не видели каких-то программ даже в первом приближении, предположу, что следующий год будет неким переходным периодом. То есть будет попытка сформировать бюджет 2014 года по модели 2013 года, но применяя к нему уже программный метод. По сути, возьмут те же статьи затрат, но к ним пропишут программы». Очевидно, что программный метод, ставший обязательным по федеральному законодательству, выглядит на тверской почве не инструментом антикризисного управления, а дополнительной головной болью администрации.

Бюджет Твери следующего года по 11 программам составит 5,9 млрд рублей, дефицит – 200 млн. Отметим, что с налогов и доходов за использование муниципального имущества, оказание платных услуг город набирает порядка 4 млрд. Безвозмездные транши из областного и федерального бюджетов составят четверть расходной части бюджета. Не зря Тверь частенько называют городом льготников и пенсионеров. Понимая это, законотворцы пошли на сдерживание максимальной планки госдолга города (он же сумма дефицита) на уровне 5,2% в течение трех плановых лет. В уходящем году долг составил более 10% бюджета.

Что касается конкретных статей расходов, то более 20% уйдет на содержание администрации города и районов, то есть, по сути, на зарплату чиновникам. Впрочем, по муниципальным образованиям области эта цифра порой доходит чуть ли не до 80%. Нужно понимать, что во всей бюджетной сфере должен быть хоть один островок стабильности и финансового благополучия, остров-оазис. На этом держится вертикаль государственной власти.

Еще 20% бюджета – это программа «Дорожное хозяйство и общественный транспорт». В следующем году – запоминайте – первостепенно должны быть капитально отремонтированы подъезды к Восточному мосту со стороны Московского и Заволжского районов, а также произведено строительство ливневой канализации на улице Орджоникидзе и проспекте Победы. Не удивимся, если, по гамбургскому счету, на этом деньги и закончатся.

В остальном – бюджет впритык и направлен, по сути, на латание дорожных ям и выбоин, штопку крыш по ветхому и аварийному жилью, а также выплату муниципальных прибавок армии бюджетников. О серьезной поддержке развития экономики речи не идет, такая же ситуация отмечает и по остальным сферам. Все-таки 4,6 млн рублей на программу по обеспечению жильем «Молодая семья» выглядят уныло…

Если сопоставить бюджеты Твери за последние 15 лет, то здесь можно выделить три больших этапа. Первый: 2000 – 2008 гг., когда доходы выросли с 1 до 5,3 млрд, а бюджет преимущественно оставался профицитным. Второй: 2009 – 2013 гг., во время которого доходная часть замедлилась, а «посткризисная» социальная политика стала требовать дополнительных вливаний, что привело к дефициту в 500-600 млн за год. Третий период, с 2014 года, доходная часть остается на уровне пятилетней давности, а залезать в долги становится все труднее.

Что означает 1 млрд 2000-го и 5,9 млрд 2014-го? По некоторым источникам, реальные доходы населения за это время остались практически на одном уровне, достигнув максимума в 2005 году. Только вот с тех пор жители Тверской области успели набрать кредитов с общей задолженностью в полтора областных бюджета. Да, и не преминем сказать, что тверичане ныне делятся на две категории: тех, которые от бюджета зависят, и тех, которые от него не зависят. Последних, как вы понимаете, значительно меньше, хотя в сам бюджет они должны отдавать значительно больше. Имеется в виду налогов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру