Надежды тверского трамвая

Продолжается дискуссия о будущем городского общественного транспорта

Публикация «Рельсовый путь» в декабрьском номере «МК в Твери» послужила поводом для широкой дискуссии на просторах Интернета. На вызов рубрики «Особое мнение» в печатной версии еженедельника откликнулись непосредственные участники той истории. Обмен различными мнения продемонстрировал, что не все так просто и очевидно в судьбе тверского электротранспорта, окруженного мифами, стереотипами, дебатами и... добровольными исследователями.

Продолжается дискуссия о будущем городского общественного транспорта
Фото Василий Вяхирев. Трамвайный дрифт на новом волжском мосту в Твери.

Обмен мнениями

Как оказалось, вокруг метафизического вопроса, быть или не быть в Твери общественному транспорту на рельсах, сломано уже порядочно копий. Жаркие споры не утихали весь прошлый год.

С одной стороны – сформировавшееся за довольно короткий срок сообщество активистов, объединенных приходом в город экспертного центра «Probok.net» – столичной организации, претендующей на статус полезного федерального проекта, руководитель которого г-н Шумский жал руку президенту страны. Региональное представительство под руководством Александра Егорова изложило свои проекты в нескольких публикациях в Сети, развенчивая по ходу дела мифы обывателей о том, что есть личное авто и что есть общественный транспорт. Ребята создали тверской справочно-информационный портал по темам транспорта и благоустройства с красивым названием «Лаборатория Удобного Города». Среди проектов есть как глобальные, например, предложения по магистральной сети общественного транспорта или формирование парковочной политики Твери, так и локальные, к примеру, изменение приоритета проезда перекрестка Тюленева – 2-я Красина.

Их противники – часть общественности и блогерского сообщества, которые не видят будущее трамвая в нынешних условиях нашего города. Наиболее ярко и остро эта позиция представлена в серии статей Игоря Богатырева. Аргументация сводится к тому, что реанимация тверского трамвая выльется в 5-10 лет полного дорожного коллапса и один годовой бюджет города Твери.

Дополнения к инициативе

В публикации «Рельсовый путь» шла речь об инициативе, пролоббированной проектом «Probok.net» в рамках специального комитета местных думцев по транспорту. Ребята предлагали выделить на этот год 200 млн рублей на ремонт рельсовых путей и 75 млн – на пополнение трамвайного парка города. Инициатива была озвучена через депутата Сергея Делакова, однако его коллеги в условиях сложного дефицитного бюджета на эксперимент не пошли, проголосовав против смелого предложения. Тем не менее очередной виток дискуссии о судьбе трамвая явственно показал, что ситуация готова для уровня максимально широкого обсуждения среди горожан, а не только на электронной «бумаге» социальных сетей и в стенах городского парламента.

По ходу обмена мнениями удалось выяснить некоторые детали того предложения. Во-первых, на 75 млн рассчитывали приобрести «25 чешских трамваев Татра-Т3, прошедших капитальный ремонт и поставленных на российские тележки». Во-вторых, оппоненты предлагали начать с разработки серьезной концепции, обосновывающей эту сумму. Представители проекта заявили, что подобная концепция скоро будет доступна широкой аудитории, правда, выходные данные и технические вопросы разработки документа пока остаются туманными. Минимум нам стоит ожидать обследования пассажиропотока города, которое должно было появиться еще в конце прошлого года. В-третьих, «инициативщики» удачно оперировали опытом стран, где общественный транспорт смог победить своих противников, совершенно не учитывая российских реалий, в том числе и коррупционных составляющих.

Не эксперты, но разбираются

Развернувшая дискуссия выявила комплексность и многогранность проблем, так что собственно «трамвай» можно считать лишь поводом, затронувшим злободневное транспортное, и не только из тверской действительности. Заметим, что тверичане оказались в общем тренде – проект «Probok.net» критикуется многими. Справедливо или несправедливо – вопрос принципиальный, поскольку экспертное сообщество по определению должно пройти «проверку на вшивость» и завоевать у общественности авторитет.

Основное обвинение противников – экспертное сообщество таковым не является, хотя делает ставку именно на противопоставление себя мнению обывателя и ленивых чиновников. Возможно, это пиар-игры. А может быть, ребята действительно станут отличным примером инициатив снизу, дошедших до властей (без поддержки государства экспертное мнение никогда не получит достойной реализации). Кстати, именно они предложили поворот направо по дополнительной стрелке светофора при красном свете.

На самом деле ребята не считают себя экспертами и пытаются откреститься от этого звания, данного журналистами и накладывающего известные обязательства. В то же время, изучая публикации и предложения, их нельзя назвать популистами или любителями. Наиболее точное определение их сообщества «псевдоэкспертов» – интерны, эдакие смекалистые студенты от транспорта, пытающиеся без спецобразования, но на базе спецлитературы применять опыт других городов и стран, а также некие базовые научные методы. Другой вопрос, что при таком наборе они уже готовы вовсю лоббировать свои интересы, которые, по их утверждению, совпадают с интересами простых тверичан.

Проблемы первоначала

Если вопрос с самоидентификацией прояснился, то содержание их предложений остается открытым. Они выступают за разумную сеть общественного транспорта, вплетенную в тело города. Одновременно предполагая меры по сокращению использования личного автотранспорта, который «в расчете на одного пассажира занимает примерно в 10 раз больше полезной площади дорог, чем общественный».

Основная загвоздка состоит в конкретной реализации идей на почве Твери, где общественный транспорт задушен убыточностью и годами погружения в бездну. Должны ли инициативы начинаться с «зеленого света» от местных депутатов – за счет бюджетных средств? Скорее всего. Но стоит ли пренебрегать конкретными условиями Твери, где есть предпосылки «за» и «против»? Наверное, нет.

Так или иначе, в итоге нам предстоит перейти от выяснения, кого считать «экспертом», а кого объектом «повышения журналистской грамотности в области транспорта», к осмыслению более масштабных и глубоких проблем. Пробки и эффективность трамваев-троллейбусов на повестке дня областного центра будут стоять еще многие годы – вместе с маршрутками-джамшутами и далеко после гипотетического строительства Западного моста. Отсюда – нам всем не нужны макароны на уши, но нужны конструктивный диалог и взвешенные аргументы. Последние обещают скоро быть – кажется, у горожан появится точка отсчета и конкретный документ для критического восприятия – программа развития транспорта или схема оптимизации дорожной сети города Твери. Рано или поздно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру