Последние годы стало привычным, что значительная часть сотрудников ТВЗ отправляются летом на принудительные каникулы. Несмотря на перманентные попытки загрузить завод ремонтными работами и строительством вагонов нового типа, явный недостаток заказов дает о себе знать. На этот год предприятие уже анонсировало продолжительные каникулы. Трансмашхолдинг – владелец тверского гиганта – планировал остановить производство на три месяца: сделать по одному месяцу каникул зимой, летом и осенью. Кроме того, в конце прошлого года шли разговоры о переходе на трех- или четырехдневную рабочую неделю.
Относительно обстановки на заводе, возможных спасительных заказов продукции и самого будущего предприятия в социальных сетях идет бурное обсуждение. Пишут, что якобы мэр Москвы Сергей Собянин обещал выдвинуть тендер на поставку вагонов метро по 300-400 штук в год. Вот характерный пример комментария:
«Работаю на ТВЗ. 1) Метро не спасет – делать будут в Москве, да и заказ, если что, не загрузит весь коллектив. 2) Вагоны совместного производства с Сименс по-своему удобны, но отопление только от электричества (у нас + котел), большие проблемы с электроникой и с дверями на морозе. 3) По поводу конкуренции – у нас мало и медленно вводится новое. Здесь и завода вина, и заказчика: дешевле купишь – быстрее окупишь. Высокие зарплаты – у кого как, но если рабочий пахал по 12 часов плюс субботы, то и оплата соответствующая. 4) Слухи – останется 40% завода, большинство цехов будут отдельными предприятиями, зарплату уменьшат, сокращение по всему холдингу. Поживем – увидим, даст Бог, завод будет работать».
В Главном управлении по труду и занятости населения Тверской области слухи о возможных сокращениях пока не подтверждают, но и не опровергают – обязательное в таком случае своевременное уведомление от завода к ним не поступало. Об этом заявила начальник отдела рынка труда ведомства Тамара Вьюнник, пояснив к тому же, что многое зависит от масштабности гипотетического урезания штата.
Официальные представители самого завода пока не спешат раскрывать свои планы. Трансмашхолдинг отсылает любопытных журналистов к непосредственному руководству завода – те молчат как партизаны. Правда, в пресс-службе ТВЗ нас заверили, что в ближайшее время, вероятно, даже на этой неделе, появится конкретная информация –представители завода дадут официальный ответ на упорные городские слухи. Возможно, даже соберут большую пресс-конференцию.
Но если центр занятости не в курсе каких-либо сокращений, а предупреждать ведомство по закону требуется заранее, то все обойдется? Председатель профсоюза Тверского вагонзавода Виктор Кольцов такую позитивную гипотезу подтвердить не смог. Он считает, что дыма без огня не бывает: слухи о сокращении имеют реальное основание, причем объективное – не хватает контрактов для полной загрузки производственных мощностей. По словам Кольцова, есть попытка сохранить коллектив: в графике работы завода на 2014 год значатся административный отпуск в январе и декабре и корпоративный отпуск в августе, кроме того, на первое полугодие 2014 года предусмотрена четырехдневная рабочая неделя.
Такой график связан с тем, что на данный момент, по словам Виктора Кольцова, основные производственные мощности загружены лишь частично: контрактов заключено всего на сборку 213 вагонов. Для сравнения, в прошлом году тверские вагонники собрали 700 штук.
Кстати, некоторые из слухов подтвердились в минувший понедельник на встрече губернатора Андрея Шевелева с руководством завода: например, четырехдневка, проблемы с объемом заказов и «собянинский подряд». Пресс-релиз регионального правительства косвенно подтверждает, что проблема «эффективности производства» на ТВЗ действительно существует. Для ее решения понадобятся «оптимизация расходов и некоторые изменения в структуре управления предприятием». Директор ТВЗ Андрей Соловей подтвердил и факт планируемых сокращений: «Вывод из структуры завода некоторого количества штатных единиц также связан с происходящими изменениями на предприятии».
Безусловно, ситуация на таком предприятии, как ТВЗ, является еще и вопросом политическим. Думается, местные власти не готовы, по сути, к цунами из одномоментно потерявших работу людей. Трудоустроить такое количество практически невозможно. По крайней мере власть отреагировала на ситуацию и предпочла начать переговоры с руководством предприятия.
Рабочих специальностей на рынке труда требуется много, но вот уровень зарплаты, по-видимому, оставляет желать лучшего. И всевозможные инвестиционные проекты тут вряд ли станут панацеей, ведь достойная занятость требуется здесь и сейчас, а не к плановому 2020 году.