Вагоностроители пойдут под сокращение?

В Твери упорно ходят слухи о массовых увольнениях на крупнейшем предприятии города

Судьба Тверского вагоностроительного завода постоянно находится в центре социально-экономической жизни самой большой области ЦФО. Это и не мудрено, поскольку на ТВЗ работает порядка 8 тысяч человек, которые всерьез влияют на статистику официальной средней заработной платы по региону. Все, что происходит на заводе, таким образом, автоматически попадает или, наоборот, отдаляется от поля социальной напряженности. Сегодня всемогущие слухи предрекают сокращении штата вагоностроителей от 10 до 60%. Некоторые «горячие головы» переводят вопрос в глобальную плоскость: падет ли предприятие жертвой предрекаемого постолимпийского кризиса? Или, как утверждают оптимисты, массовых увольнений все же удастся избежать?

В Твери упорно ходят слухи о массовых увольнениях на крупнейшем предприятии города

Последние годы стало привычным, что значительная часть сотрудников ТВЗ отправляются летом на принудительные каникулы. Несмотря на перманентные попытки загрузить завод ремонтными работами и строительством вагонов нового типа, явный недостаток заказов дает о себе знать. На этот год предприятие уже анонсировало продолжительные каникулы. Трансмашхолдинг – владелец тверского гиганта – планировал остановить производство на три месяца: сделать по одному месяцу каникул зимой, летом и осенью. Кроме того, в конце прошлого года шли разговоры о переходе на трех- или четырехдневную рабочую неделю.

Относительно обстановки на заводе, возможных спасительных заказов продукции и самого будущего предприятия в социальных сетях идет бурное обсуждение. Пишут, что якобы мэр Москвы Сергей Собянин обещал выдвинуть тендер на поставку вагонов метро по 300-400 штук в год. Вот характерный пример комментария:

«Работаю на ТВЗ. 1) Метро не спасет – делать будут в Москве, да и заказ, если что, не загрузит весь коллектив. 2) Вагоны совместного производства с Сименс по-своему удобны, но отопление только от электричества (у нас + котел), большие проблемы с электроникой и с дверями на морозе. 3) По поводу конкуренции – у нас мало и медленно вводится новое. Здесь и завода вина, и заказчика: дешевле купишь – быстрее окупишь. Высокие зарплаты – у кого как, но если рабочий пахал по 12 часов плюс субботы, то и оплата соответствующая. 4) Слухи – останется 40% завода, большинство цехов будут отдельными предприятиями, зарплату уменьшат, сокращение по всему холдингу. Поживем – увидим, даст Бог, завод будет работать».

В Главном управлении по труду и занятости населения Тверской области слухи о возможных сокращениях пока не подтверждают, но и не опровергают – обязательное в таком случае своевременное уведомление от завода к ним не поступало. Об этом заявила начальник отдела рынка труда ведомства Тамара Вьюнник, пояснив к тому же, что многое зависит от масштабности гипотетического урезания штата.

Официальные представители самого завода пока не спешат раскрывать свои планы. Трансмашхолдинг отсылает любопытных журналистов к непосредственному руководству завода – те молчат как партизаны. Правда, в пресс-службе ТВЗ нас заверили, что в ближайшее время, вероятно, даже на этой неделе, появится конкретная информация –представители завода дадут официальный ответ на упорные городские слухи. Возможно, даже соберут большую пресс-конференцию.

Но если центр занятости не в курсе каких-либо сокращений, а предупреждать ведомство по закону требуется заранее, то все обойдется? Председатель профсоюза Тверского вагонзавода Виктор Кольцов такую позитивную гипотезу подтвердить не смог. Он считает, что дыма без огня не бывает: слухи о сокращении имеют реальное основание, причем объективное – не хватает контрактов для полной загрузки производственных мощностей. По словам Кольцова, есть попытка сохранить коллектив: в графике работы завода на 2014 год значатся административный отпуск в январе и декабре и корпоративный отпуск в августе, кроме того, на первое полугодие 2014 года предусмотрена четырехдневная рабочая неделя.

Такой график связан с тем, что на данный момент, по словам Виктора Кольцова, основные производственные мощности загружены лишь частично: контрактов заключено всего на сборку 213 вагонов. Для сравнения, в прошлом году тверские вагонники собрали 700 штук.

Кстати, некоторые из слухов подтвердились в минувший понедельник на встрече губернатора Андрея Шевелева с руководством завода: например, четырехдневка, проблемы с объемом заказов и «собянинский подряд». Пресс-релиз регионального правительства косвенно подтверждает, что проблема «эффективности производства» на ТВЗ действительно существует. Для ее решения понадобятся «оптимизация расходов и некоторые изменения в структуре управления предприятием». Директор ТВЗ Андрей Соловей подтвердил и факт планируемых сокращений: «Вывод из структуры завода некоторого количества штатных единиц также связан с происходящими изменениями на предприятии».

Безусловно, ситуация на таком предприятии, как ТВЗ, является еще и вопросом политическим. Думается, местные власти не готовы, по сути, к цунами из одномоментно потерявших работу людей. Трудоустроить такое количество практически невозможно. По крайней мере власть отреагировала на ситуацию и предпочла начать переговоры с руководством предприятия.

Рабочих специальностей на рынке труда требуется много, но вот уровень зарплаты, по-видимому, оставляет желать лучшего. И всевозможные инвестиционные проекты тут вряд ли станут панацеей, ведь достойная занятость требуется здесь и сейчас, а не к плановому 2020 году.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру