От рая до преисподней

Театральная оргия «Фауста» на тверской сцене

31.10.2012 в 15:36, просмотров: 2128
От рая до преисподней

Спектакль «Фауст» в постановке молодого питерского режиссера Романа Феодори (в ТЮЗе уже идет один его спектакль – «Тартюф») покорил всех зрителей, кому посчастливилось присутствовать в зале.

Иллюзорный мир
Когда в Тверском ТЮЗе только началась работа над «Фаустом», в кулуарах зашептались. Да и не мудрено, все-таки эта пьеса настолько сложная, что трудно представить, как можно реализовать целый мир, описанный Гете, в пространстве сцены. Тем не менее Роману Феодори это удалось. Причем настолько грандиозно, что три часа, пока идет спектакль, пролетают как одно мгновение, одна, по сути, очень короткая жизнь…
Черный кабинет сцены – комната врача, воскресный город, тюрьма, преисподняя и прекрасный сад для встречи двух влюбленных – оказывается сотканным из зеркальных квадратов: открывающихся дверей и форточек, через которые нечистая сила, помощники Дьявола, заползают в жизнь и душу врача.
Роль Мефистофеля и Фауста в одном лице сыграли сразу два актера – Александр Романов и Андрей Иванов. Сказать, что перевоплощения им удались, – не сказать ничего. Сдержанный Романов и искрящийся Иванов сумели создать фантастический, безумный мир гетевского сюжета. Особенным украшением спектакля стала сцена, в которой Мефистофель смог превратиться в целый город. Андрей Иванов за несколько минут сыграл всю городскую толпу от зажиточного барина до трухлявой старушки, от робкой барышни до черного пуделя, которого Фауст привел к себе в дом.
Музыкальным оформлением спектакля стало живое звучание хора – отдельного персонажа. Церковный хорал сменялся демоническим полушепотом. В тишине темной сцены музыкой становился любой шорох, каждый удар каблука, каждый хлопок ладони.
В антракте зрители в основном молчали. После столь мощного первого действия сложно было даже предположить, каким будет второе…

Сделка состоялась
Маргарита… Единственная и последняя любовь Фауста. Эту роль в Тверском ТЮЗе играли четыре актрисы – оно и понятно, ведь у одной женщины может быть очень много лиц.
Невинную и робкую Гретхен, только встретившую своего возлюбленного, воплотила Надежда Мороз. Влюбленную, боящуюся своего первого чувства – Наталья Бульканова. Порочной Маргаритой стала Елена Фомина, а безумной – Дарья Астафьева. Сложная, мощнейшая роль нелегко далась молодым актрисам, при желании в их работе можно найти изъяны. Однако по сдаче судить нельзя. Спектакль должен «сыграться». И если актрисы смогут довести свою работу до совершенства, зрителей ждет неожиданное и удивительное перевоплощение.
Сам Фауст во втором акте также меняется. Он из уставшего, пресытившегося врача с безысходностью во взгляде (Александр Романов) превращается в страстного покорителя женских сердец, безрассудного влюбленного (Андрей Иванов).
На сцене царит постоянное кружение, карнавал, театральная оргия. Злые духи прячутся по углам, ласкаются к главному герою, заинтересованно наблюдая за тем, как Фауст губит себя и свою возлюбленную. А Сердце Маргариты – еще один персонаж спектакля – ловко направляет святую девушку в руки Сатаны.
Весь вечер на сцене персонажи пьесы, тоскуя и безумствуя, куражась и веселясь, ищут ответы на вечные вопросы. И, по-моему, в самом конце спектакля некоторым их них удается узнать цену настоящих чувств…

Премьерный показ
На данный момент в Тверском театре юного зрителя полным ходом идет реконструкция. Сцену и зрительный зал переоборудуют «по ходу пьесы», не отвлекаясь от репетиционного процесса. Даже перед сдачей спектакля с половины кресел не успели снять целлофан, а в центре зала возвышалась одинокая стремянка. Однако эта «недоделанность» и необустроенность только придавали некоторое очарование постановке. Тем не менее к середине ноября реконструкция будет закончена, и зрители насладятся премьерой в совершенно комфортных условиях. Первый спектакль на публику в ТЮЗе планируют дать 15 ноября. Время купить билеты еще есть. Ну а в том, что этого «Фауста» нужно посмотреть обязательно, нет никаких сомнений.