Все ли готово для реализации закона? Почему в Тверской области были установлены самые большие тарифы в ЦФО на оплату капитального ремонта? Что станет со средствами граждан, которые они ранее платили за капитальный ремонт в добровольном порядке?
С этими и другими вопросами «МК в Твери» обратилась к Станиславу Петрушенко, депутату Законодательного собрания Тверской области, заместителю председателя постоянного комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам.
Нагрузка на пенсионеров
- Станислав Анатольевич, какова, по вашему мнению, будет первая реакция людей, когда в августе придут платежки по новой статье за коммуналку? К примеру, в Белгороде, где такой порядок «обкатывался» в качестве эксперимента, были даже акции социального протеста.
- Думаю, что акций социального протеста у нас не будет точно, но реакция на закон в целом не однозначная. Мы это хорошо понимали, когда принимали документ, кстати, ровно год назад – 28 июня 2013 года. По моему мнению, разъяснительная работа, которую должны были вести и органы местного самоуправления, и управляющие компании (УК) проводилась слабо. Что касается ТСЖ и ЖСК, то там люди намного лучше понимают, что это их дом, они за него отвечают, видят, что происходит.
Если говорить об УК, то мы с вами прекрасно знаем, как они работают… УК собирали деньги на капремонт и до сих пор не передали их в Фонд. Точнее, кто-то передал, но большинство из них ведут себя безответственно. А у кого-то этих денег, наверное, просто нет. Думаю, что в этот вопрос должны уже включаться правоохранительные органы…
-Известно, что Региональная программа капремонта рассчитана аж на тридцать лет. Может люди просто не уверены в ее результате? Многие справедливо говорят: я просто не доживу до этого ремонта!
- Капитальный ремонт – это большая нагрузка, прежде всего, на пенсионеров. К примеру, моей маме 75 лет, и она с 47 кв.м., в которых проживает, вынуждена будет платить в среднем 400 руб. в месяц. Это составит порядка 20% от общих коммунальных платежей.
Но мы тоже должны понимать, что жилой фонд с распадом Советского Союза был передан на откуп частникам. Наверное, это ошибка, в том числе, и законодателей. Но за минувшие годы мы не смогли привить нашим гражданам чувство собственника. А в рыночной системе за свою собственность приходится отвечать самим.
При этом надо осознать тот факт, что большинство многоэтажных домов – возьмем рынок жилья хотя бы по Твери – через 15-20 лет превратятся, прямо скажем, в халупы. Хотя бы в этом плане надо думать о наследниках. Капитализация дома упадет, цена квартир в нем тоже, а плохую вещь за хорошие деньги уже не продать.
- ТСЖ и ЖСК оказываются в лучшем положении в рамках данного закона?
- Как член ТСЖ могу честно сказать, я доволен этой формой самоорганизации граждан. Ведь самое плохое в нашей системе ЖКХ – это то, что никто не отчитывается за потраченные средства, и все упирается в конечный результат, который часто оказывается отрицательным. ТСЖ нивелирует эту данность.
Вот в доме, где живет моя мама, нам повезло со старшим по дому – это военный пенсионер. Нам плохо сделали ремонт систем канализации в подвале. Он обращался во все органы и за четыре месяца добился – ему никто не помогал – чтобы подрядчик все переделал.
Еще один пример. Владельцы частных домов, которые, соответственно, не подпадают под этот закон, понимают, что их затраты на ремонт дома будут намного выше, чем в МКД, но они при этом знают – потраченные деньги принесут конкретный результат. Вот в ТСЖ тоже есть такое понимание.
Большие проблемы с исполнением
- Есть ли в нашей области вариант с созданием второго оператора, скажем, отдельно для города Твери? С таким предложением выступали, к примеру, депутаты Тверской городской думы.
- Знаете, я родился в Твери, живу здесь, считаю себя патриотом города. Если брать с точки зрения жителя именно Твери, то вариант оправдан. Но если говорить в целом о регионе… Попытка такого подхода была предпринята в Новосибирской области, но там все-таки не стали разделять областной центр и регион, потому что понимают, а на что ремонтировать дома в области.
В этом году по Тверской области запланирован ремонт 107 домов. Всего в области порядка 11,3 тыс. МКД, которые сосредоточены главным образом в трех городах – Тверь, Ржев и Вышний Волочек. Заметим, что Региональный оператор не берет ни копейки с тех денег, которые собирает. Организацию финансирует бюджет Тверской области. Если создадим еще одного оператора, то город Тверь ежегодно будет вынужден дополнительно тратить порядка 30 млн рублей на содержание новой структуры. При этом мы все жалуемся, что городскую администрацию пора сокращать, потому что расходы на зарплату чиновников составляют порядка 20% бюджета Твери…
- Станислав Анатольевич, как Вы оцениваете степень готовности региона к реализации закона?
- С точки зрения исполнения закона, и мы это не скрываем, по состоянию на 1 июля, имеются большие проблемы. Уже в течение полугода ежемесячно депутаты Законодательного собрания проводят соответствующий мониторинг. Фонд капремонта, как таковой, начал работать с 1 июля, а первые платежки жителям придут а августе. Мы должны успеть заказать все проекты на 107 домов и определиться с процедурой торгов по отбору подрядчиков. На данный момент эта процедура не утверждена – кстати, это был один из самых острых вопросов на профильном комитете. И только после этого можно будет приступать к ремонту. А как у нас выполняют работы в авральном порядке, прекрасно известно.
Замечу, что на сегодня еще не принято 7 нормативных актов, которые нужны, чтобы новый закон заработал. Они находятся на стадии согласования. В областном правительстве обещают, что управятся до 10 июля.
- Известно ли, какие конкретно платежки обнаружат жители в своих почтовых ящиках?
- По данным Регионального оператора, 70% собственников помещений в МКД будут получать счета на отдельных квитанциях (Подготовку, распечатку и доставку платежек Фонд капитального ремонта планирует осуществлять в 68% случаев с привлечением ЕРКЦ и УК, в 32% - собственными силами. - Прим. ред.). Это мы считаем еще одним тонким местом реализации закона, ведь когда статья находится в общей квитанции за коммуналку, то люди платят исправнее.
На комитете мы спросили, какие сборы ожидает Региональный оператор. Нам озвучили не слишком большую цифру – порядка 60%. Если на конец года мы выйдем с такой собираемостью, то закон практически не заработает. Есть опасность в этом случае провалить программу ремонта следующего года, а это порядка 350 домов.
В этой связи, думаю, РО до конца лета представит в областной парламент законопроект, чтобы все платежки по региону были едиными. Да, у оператора есть сомнения: раз платежка единая, то средства пойдут на счет УК. Но, к примеру, известно, что более половины основных УК города Твери принадлежат администрации города…То есть, на мой взгляд, инструменты контроля есть, нужно лишь правильно выстроить систему.
«Мы стараемся всегда что-то усложнить»
- Почему в Тверской области были установлены самые большие в ЦФО тарифы на капитальный ремонт? 7,7 руб за кв. м. – такого нет даже в Москве!
- Федеральная служба по тарифам, которая дает усредненную цифру по региону в расчете на квадратный метр, исходит из состояния жилищного фонда. Нам была дана цифра 6 руб. И уже РЭК вместе с областным министерством топлива и ЖКХ оценили, какой нам применить тариф. С точки зрения социальной направленности, наверное, правильно, что мы ввели дифференцированную шкалу, где размер ставки привязан к благоустроенности дома. Но с другой стороны, получается, что за неблагоустроенные дома, фактически, бараки, платить, в общем-то, придется жителям сравнительно новых благоустроенных многоэтажек. Ведь цена ремонта в неблагоустроенном фонде будет превышать цену ремонта в тех же девятиэтажках.
- Тариф на капремонт будет повышаться? К примеру, Воронеж уже закладывает на 2015 год рост аж на 40 коп – до 6,6 руб.
- В рамках инфляции, отталкиваясь от данных статистики, мы имеем право закладывать изменение тарифа. Но нужно понимать, что в экономике всегда необходимо стимулировать уменьшение издержек, иначе рыночные игроки просто ничего не будут делать… Думаю, что полгода нужно отработать как следует, и зимой провести основательный мониторинг: решить, что можно пересмотреть на следующий год. Ведь, к примеру, меры социальной поддержки никто не отменял. Если новая статья расходов входит в общую квитанцию, и её сумма превышает 25% от ежемесячного дохода семьи, то мы будем закладывать в бюджете расходы на компенсацию.
- Долгосрочные программы, законы с многолетней пролонгацией... Нет ощущения, что ни государственный аппарат, ни общество к ним еще не готовы? Хотя бы потому, что они всегда попадают в разряд непопулярных мер?
- Знаете, прежде всего, построение системы реализации любого закона должно быть простым. А мы стараемся всегда что-то усложнить. Но когда мы идем по этому пути, у нас почему-то сразу начинает расти бюрократический аппарат, и становится важным сам процесс, а не результат.
К сожалению, в большинстве своем нашим людям все равно. Это доказывают и те цифры, которые мы получили в рамках обсуждаемого закона. (Порядка 80% собственников жилья в Тверской области не приняли решения, где они будут копить средства на капремонт – Прим. ред.). При этом у нас любят говорить, что в стране все плохо. Но вопросы, наверное, и себе надо задавать. А так получается – вот «они» плохие, но что конкретно вы сами сделали?