Архитектурное далёко Твери, или Град обреченный

Когда же серые многоэтажки уступят дорогу настоящей архитектуре?

 Тверитяне давно привыкли к невзрачному провинциальному облику областной столицы, в которой правит разруха. Яркие фасады новых зданий не в силах исправить то, что большинство жителей видит каждый день, – изнанку урбанистики, собственные дворы. Тверь – это серый город, в котором живут унылые люди. Таков лейтмотив отчетов путешественников и блогеров, которых судьба заносит в столицу Верхневолжья.

Когда же серые многоэтажки уступят дорогу настоящей архитектуре?
Фото: www.tztver.ru

К сожалению, даже архитекторы, работающие на благо Твери, признают: это действительно так. Причем основная проблема отнюдь не в отсутствии свежих идей и проектов и даже не в отсутствии финансирования, хотя и в этом тоже. Основная причина безликого облика Твери – в огромном ворохе коммунальных и социальных проблем, за которыми не видно прекрасного города, в апатии жителей и… в расположении Твери между двумя столицами. Да-да, известное географическое преимущество многие эксперты считают, наоборот, весьма невыгодным для того, чтобы город «зазвучал», к примеру, в градостроительном смысле.

Тверь без будущего?

Камнем на архитектурное дно Тверь тянет, как считают многие специалисты, многоэтажная застройка, которая ведется в городе везде, где только можно и даже нельзя. Помимо этого, новые микрорайоны часто не обладают не только собственными больницами и детскими садами, но даже банальным пристойным транспортным сообщением. К примеру, только сегодня городские власти озаботились поиском подрядчика для ремонта (лучше сказать, возведения) автодороги, связывающей микрорайон «Радужный» с ближним Заволжьем.

Многоэтажки стоят, нормального подъезда к ним нет, а у очередных инвесторов уже созрела новая идея. Есть план построить на окраине Твери жилой комплекс «Новый город». Согласно грандиозным чертежам, в Черногубовском сельском поселении Калининского района появятся несколько многоэтажек, торговые центры, офисы и многое другое.

Проектируемая территория примыкает к деревне Батино и граничит с двумя улицами областного центра: с юга – с улицей Крайней (теперь явно потребуется переименование!), с востока – с улицей Димитрова. С юго-востока участок примыкает к Твери, так что новый жилой район фактически является непосредственным продолжением территории города. Поэтому в перспективе планируется включение «Нового города» в состав областного центра. Уже представлена первая очередь строительства – это несколько 10-этажных и 18-этажных домов, стадион, детский сад, школа. В планах застройщика – полное поглощение и благоустройство деревни Батино. В соответствии с генеральным планом развития транспортной инфраструктуры города Твери на территории жилой застройки запроектирована автомагистраль, являющаяся продолжением улицы Фрунзе.

По поводу предстоящей стройки мнение жителей разделилось. Большинство несведущих в архитектурных изысках горожан резонно предположило, что город прирастет очередным мусорным аппендиксом с отсутствующей нормальной инфраструктурой и толпами первых поселенцев, атакающих маршрутки до Черногубова по утрам и вечерам. К слову, сама старинная деревня на берегу Тверцы уже превращается в элитный загородный поселок с газом и явно докризисными ценами за сотку земли. Нужно ли городу такое количество новостроек в самых неожиданных местах, способны ли тверитяне выкупить такое количество квартир – вопросы, надо думать, риторические.

Невозможное возможно?

Специалисты в области архитектуры считают, что решением проблемы с возведением крупных жилых массивов станет ориентация застройщика не столько на получение прибыли любой ценой, сколько на обязательное создание социальной инфраструктуры. Только так можно запрограммировать для обустраиваемой территории парковки, зоны отдыха, сады, школы. Только после этого нужно начинать межевать землю и проводить аукционы, предлагая участки бизнесменам, а не наоборот – постфактум выпрашивать у застройщика новый детский сад.

Что станет с Тверью, если вложить в архитектуру города не ставшую традиционной штамповку новостроек, а немного молодости, креатива и средств, есть ли проекты, способные подтянуть «родное болото» до европейского уровня или лучших образчиков отечественного градостроительства? Речь идет не об огромном количестве новых торговых комплексов, архитектурные достоинства которых весьма спорны, и тем более не о глобальной коттеджной застройке и появившихся в городе микрорайонах, состоящих из безликих многоэтажек. Отнюдь… Интересны задумки действительно нестандартные, из разряда тверских пирамид, которые могли бы украсить волжский берег там, где сейчас построена одноименная многоэтажка или проект современного железнодорожного вокзала с многочисленными подземными и воздушными переходами. Или – чего уж проще – обустройство пешеходного мостика через Тьмаку и велосипедных дорожек по нему. К сожалению, эти концепции так и остались лежать под сукном у тверских чиновников, но архитектурные энтузиасты не теряют надежды возродить Тверь из пепла.

Прекрасное далеко

Студенты 5-го курса Тверского политехнического университета разработали архитектурный проект «Планета-парк в пойме реки Лазурь в городе Твери». Главная идея – создание в центре Твери «Парка городов планеты». Авторы предлагают разместить в пойме Тьмаки и Лазури так называемую интернациональную зону. Тема развивает идею «Парка городов планеты», призывающую к созданию в Твери международного урбанизированного экологического пространства в деградированной пойме рек Тьмака и Лазурь с размещением в нем репрезентативных зон – представительств городов мира, в первую очередь городов-побратимов.

– Предлагаемый студенческий проект помимо желания привлечь общественное внимание к проблемам поймы рек в центре города несет и другие задачи. Это и внимание к архитектурному образованию, которое может стать вектором устойчивого развития городского планирования, и дефицит креатива в городском ландшафте, и позиционирование города в российском рейтинге инвестиционной привлекательности, –говорит о проекте своих подопечных архитектор Алексей Жоголев. - Профессия архитектора сложная – кроме техники конструирования и типологии объектов нужно отравиться сладчайшим ядом творчества, овладеть искусством первооткрывателя и стратегией воплощения.

Каким «ядом» нужно отравиться, чтобы застроить город торговыми центрами и высотками, обычно не предусматривающими ни парковок, ни тем более социальной инфраструктуры, вопрос, думается, излишний…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру