Между «Пациентами» и «Бесами»: семья собирается у Окна.

Итоги ХХII фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге

 Когда Петр прорубал «окно в Европу», вряд ли он подозревал, что тем самым открывает и окно кинематографу. XXII фестиваль российского кино «Окно в Европу» честно и открыто смотрит прямо в лицо завтрашнему дню, ибо неизменный его подзаголовок «Прогноз на завтра» обязывает глядеть на будущее без боязни. Этот киносмотр всегда дает повод задуматься, что такое российское кино сегодня, и каким оно будет завтра.

Итоги ХХII фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге
Револьвер у виска Ксении Раппопорт. Кадр из "черной" комедии "Зимы не будет" (реж. Илья Демичев, Россия, 2014)

Выборгский кинопраздник, несомненно, интересен новизной, «ожиданием чудес» (по признанию члена жюри игрового кино Агриппины Стекловой). Но более он славен все-таки тем, что заботится о вечном, НЕсиюминутном, бережно храня память о «звездах», которые не гаснут.

Вспыхивают на экране необыкновенные глаза и улыбка Татьяны Самойловой. Куда бежишь ты, Белка? Эти глаза осветили весь фестиваль, став его символом. Что они увидели, и приближается хотя бы чуть-чуть нынешнее отечественное кино к тому. Безмолвный, самый пристрастный киносудья, глазам которой солгать нельзя.

Программа XXII-го отличалась небывалой плотностью – конкурсные показы игрового кино «Осенние премьеры» и оцениваемое всеми зрителями по «Выборгскому счету» кино документальное и анимационное, спецпоказы и мастер-классы, «круглые столы» и посиделки на «Подоконнике». Возникавшее порой впечатление некой разбросанности не всегда позволяло остановиться и поймать истинное удовольствие от общения с высоким искусством.

Выборгский кинофорум все больше пытается раздвинуть границы национального фестиваля и делает ставку на интернациональное. Свидетельство тому – как привлечение на праздник кино мегазвезд мирового масштаба, так и поиск универсальных сюжетов, одинаково интересных, понятных и близких всем. Конечно, всех затмил соотечественник Жерар Депардье, отстаивавший вечный мотив мести для своего героя Виктора, современного «графа Монте-Кристо». Для киноманов притягательной явилась фигура Кшиштофа Занусси. Сверкали истинной славой Ирина Муравьева и поэт Юрий Энтин, члены жюри анимационного кино. Заметно выделялись театральной изысканностью и утонченностью украшения фестиваля – «Фоменки» Галина Тюнина и Кирилл Пирогов. Привлекала всеобщее внимание огненноволосая Агриппина Стеклова. Актеры Агния Кузнецова и Петр Федоров, будто сошедшая с французского экрана Мария Семенова и фонтанирующий Евгений Ткачук. Обычные зрители радовались чете Стриженовых – блистающая удивительно приятной красотой Катя и заметно постройневший Александр. Саша, включив прямую связь со знаменитым отцом, дал возможность выборгскому залу поздравить с 85-летним юбилеем Олега Стриженова, нашего земляка «Афанасия Никитина».

Евгений Стеблов, Михаил Калик и Николай Досталь
Подлинным же подарком стал приезд в Выборг Михаила Калика, давно живущего в Израиле. Тончайший мастер с очень непростой трагической судьбой, великий режиссер, от фильма которого «Любить» весь мировой «кинематограф мог бы быть другим» – наша «новая волна» – тепло открыл показ «До свидания, мальчики!». Фильму исполнилось 50 лет, а он долго еще будет поражать свежестью, удивительной чистотой и поэтичностью киноязыка. Во многом тому способствовала волшебная музыка Микаэла Таривердиева, ставшего истинным соавтором «Миши» (как ласково называла его Вера Таривердиева). «Нам казалось, что впереди нас ждет только радость» - так назывался концерт-встреча с Михаилом Каликом, где прозвучали произведения Таривердиева, созданные для его фильмов. На юбилей, помимо легендарного режиссера, давшего мастер-класс, приехали Евгений Стеблов и Николай Досталь. Красивые, стройные, не утратившие юношеского задора и дышащие интересом к новинкам кино.

Среди новинок особое внимание уделено в этом году фильмам копродукции, вынесенным впервые в отдельный конкурс. Открыл программу франко-российский «Виктор» с Депардье в главной роли. Наиболее трогательным оказался российско-армянский фильм «Спасибо, папа» (Главный приз). Крепкая драма «Я не вернусь» эстонского режиссера Ильмара Раага, прославившегося «Классом». «Раскоп» – русско-украинский, «последний довоенный фильм», порадующий археологов, где член жюри Кирилл Пирогов проявил себя не только как актер, но и талантливый композитор. Пронзительный, поэтический и живописный «Прадед», восходящий к традициям грузинского кино, остро ставящий вопрос об утрате авторитета предков.

Практически во всех фильмах основного конкурса и других программ явственно звучал мотив «погоды в доме». Семейные ценности артикулировались весьма ненавязчиво. Названия говорят сами за себя – «Спасибо, папа», «Мама ДАРАГАЯ», «Сын», «Дедушка твоей мечты», «Прадед». Там же, где это не проговаривалось открыто, подтекст был очевидным, как в «черной» комедии Кати Шагаловой «Берцы». Жизненность картины ярко подметила вечно юная и прекрасная Татьяна Лютаева, чей искрометный дуэт с Алексеем Барабашем в «Берцах» всех подкупил. Актриса поделилась впечатлением от прогулки по седому Выборгу: она невольно подслушала семейные разборки и скандалы, несущиеся, как минимум, из пяти окон. Когда семья собирается у окна и заглядывает в себя, есть надежда. Даже если встреча с родными оборачивается трагедией, как это произошло в черно-белом эстетском «Сыне» Арсения Гончукова – фаворите жюри, присудившего ему Гран-при фестиваля. Мало кого в зале трагедия сыновней любви оставила равнодушным. Режиссеру удалось вызвать болезненный шок – «кто не терял друзей и близких, пусть посмеется надо мной».

Жерар Депардье в Выборге приковывал всеобщее внимание
Именно за попытки рационального и иррационального объяснения семейных коллизий всем приглянулись «Пациенты» молодой талантливой Эллы Омельченко. Режиссеру, видимо, удалось главное: в картине возможна самоидентификация с героями. Особенно, когда тому способствуют психоаналитик и священник с разных сторон. Картина «Мама ДАРАГАЯ» оказалась безоговорочным победителем и у зрителей по «Выборгскому счету», и заслужила признание жюри – «За верность жанру». Хочется отметить искрометный ритурнель местами «чернеющей» комедии «Зимы не будет». Вообще, к радости обычных зрителей, фестиваль все больше обращается к жанровому кино, особенно к комедии, отходя от привычного понимания стандартов кино «фестивального».

Неизменный интерес как профессионалов, так и «чистых» зрителей вызывает русская классика, ее интерпретация на экране. Нынешнее «Окно в Европу», как никогда, пристально заглянуло в русскую литературу и глаза литераторов, порадовало и озадачило различными и весьма своеобразными формами их воплощения. Это были биографические «Братья Ч» – изящная тонкая акварельная работа театрального режиссера Михаила Угарова, пасторальная зарисовка из юности Антоши Чехова и его братьев. Уже доброй традицией и правилом стало включение в «Выборгский счет» фильмов, перенесенных на экран с театральных подмостков, здесь же природа стала чуть ли не главным действующим лицом. Богат натурой и фильм закрытия «Две женщины» Веры Глаголевой, на премьере которой в «Выборг Паласе» был замечен Данила Козловский, друг фестиваля. Сама экранизация тургеневского «Месяца в деревне» еще до выхода на экран оказалась примечательна тем, что в ней «засветился» Райф Файнс, все чаще выказывающий любовь к России.

Наибольший интерес был прикован к еще одной версии «Бесов» – режиссерского дебюта актера Романа Шаляпина, вдохновленного своим харизматичным сокурсником Евгением Ткачуком. Прошлогодний фаворит «Окна в Европу», ставший продюсером, перекочевал от В. Хотиненко, где актер создал яркий образ Шатова, в образ Верховенского. Современный взгляд молодых и дерзких ребят лишний раз подтверждает актуальность вспыхнувшего интереса к «бесовщине». «Бесы» породили «бесов», – признался Р. Шаляпин.

Не меньшей социальной остротой обладает и «На дне». Владимир Котт предложил новое прочтение известной со школы пьесы М. Горького, изрядно разбавив и добавив авторский текст, переместив действо в современность и вынеся его на помойку. По режиссерско-продюсерскому решению, скрупулезно и виртуозно оснащенная свалка, тем самым, позволила раздвинуть пространство и время. Блистательный актерский ансамбль, в котором выделяются работы Олега Василькова, Сергея Сосновского, Михаила Ефремова, Евгении Добровольской, ладно подобранный режиссером, способствует ощущению современности и, увы, живучести классических тем и персонажей. Продюсер Е. Гиндилис подчеркнул культурную миссию кино, актуализирующего классику, – оно заставляет ее перечитывать. Угадало посыл и жюри: «На дне» удостоился приза «За актуальное прочтение классики».

Конкурсный «Вкус Америки» – тоже экранизация повести Л. Улицкой «Веселые похороны», признанная многими завсегдатаями фестиваля более удачной и пронзительной по отношению к уже существующей версии с Александром Абдуловым.

Вопрос об экранизациях и воссоздании эпохи стал ключевым и на мастер-классе известного драматурга Юрия Полякова. По мысли главного редактора «Литературной газеты», произведение при трансляции его на экран выигрывает всегда – к нему обращаются как к первоисточнику. Вместе с тем реконструировать эпоху гораздо сложнее, нежели искусственно осовременивать. На фестивале состоялся спецпоказ фильма «Небо падших», снятого по повести Ю. Полякова. Выразительная музыка В. Осьминина помогает приблизить кино-версию к задумке писателя, а главное – ощутить моральное падение-полет…

Неиссякаемый интерес продолжает вызывать молодежная тематика. Легко ли быть молодым? На этот вопрос пытался ответить фильм открытия Рената Давлетьярова «Пацаны», пробудивший ностальгические нотки о 70-х. Еще одни «Старые песни о главном» лишний раз напомнили, что винтаж по-прежнему в моде. Удивительным образом поколенческие сюжеты органично и логично выстроились в одну линию. Криминальный молодежный экстрим «Последнее лето». «Безкожи» Владимира Бека, уже получившие ряд призов. В рамках «Подоконника», клуба неформального общения, в качестве «Прогноза на завтра» традиционно была представлена программа студенческих фильмов ВГИКа. Тверские зрители уже имели возможность посмотреть большинство из представленных работ на прошедшем осенью международном фестивале ВГИКа. Отрадно, что здесь в Выборге свои произведения представляли режиссеры, выпускники Университета кинематографии Артур Мамедов (фильм «Отец») и Антон Коломеец («Тоня плачет на мосту влюбленных»).

И, конечно, вечно молодые «До свидания, мальчики!» Михаила Калика…

Искреннее же всего на фестивале вспоминали незабвенных великих кинематографистов. На «Подоконнике» прошел Вечер памяти Алексея Балабанова, где Сергеем Шолоховым был показан фильм «В поисках счастья» – результат его 20-летнего знакомства с Мастером. Слезы наворачивались и во время спецпоказа документальной картины «Янковский» Аркадия Когана. С экрана говорили не просто хорошо знавшие Олега Янковского – они любили его и любят. Как любим великого Актера и мы.

По всеобщему признанию, самой удачной по-прежнему остается программа анимационного кино, на которое, как всегда, не хватило призов. Главный получил Дмитрий Геллер за взрослый мультик «Мужчина встречает женщину». Его, кстати сказать, очень советовал посмотреть Николай Досталь.

Болезненный вывод, к которому пришло фестивальное «оконное» сообщество, – это проблема создания положительного образа России. «Не навреди!» – ни копродукцией, ни собственным кинопроизводством в процессе самобичевания. Взятую на себя миссию преодоления комплекса нелюбви к себе, комплекса неполноценности фестивальное кино и выборгский киносмотр выполняют мучительно и трудно. Кино не услуга, по словам члена жюри киноведа Юрия Богомолова. Это заглядывание в глубины, и в личность, и в себя.

А будущее – это съемки, которые мне удалось подглядеть. Смотрите на экранах сериал на историко-революционную тему «Трепалов и кошелек».… И читайте и перечитывайте классику.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру