На выборном фронте без перемен

Депутаты решили сохранить действующую систему местного самоуправления

 Помните известную рекламу стирального порошка? «Если вы им не пользуетесь, мы идем к вам!» В политике то же самое – если вы ею даже не интересуетесь, а она к вам относится так же индифферентно, все равно от нее никуда не деться. На этот раз россиян, не слишком любящих избирательные кампании, кроме разве что выборов президента страны, настигла перманентная реформа местного самоуправления. Тема запутанная, болезненная и еще с постсоветских времен не совсем понятная. Все-таки с вопросами прямой демократии исторически у нас всегда туговато.

Депутаты решили сохранить действующую систему местного самоуправления

Избиратель остается

Что же происходит с вертикалью власти в регионах: во что она трансформируется и как собирается жить дальше? Возьмем, к примеру, Тверскую область.

Очередной виток реформы местного самоуправления стартовал с принятия 27 мая 2014 года Федерального закона № 136, которым были внесены концептуальные изменения в положения Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Цель федералы поставили, как всегда, благую – создание работоспособной системы местного самоуправления. Для этого, по сути, нужно решить три основные задачи: максимально приблизить муниципальную власть к избирателю, оптимизировать структуру органов местного самоуправления (МСУ) и наладить диалог между народом и местной властью.

В этой связи региональный парламент 27 ноября принял закон «Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов Тверской области и избрания глав муниципальных образований Тверской области». Он стал результатом практически полугодового обсуждения внутри региона, как же лучше формировать вертикаль власти на местах - с самого низа (сельского поселения) до главы областного центра (Твери).

В итоге сошлись на двух принципиальных моментах.

Во-первых, унифицировали срок полномочий во всех районах области для представительных органов власти (к примеру, Собрание депутатов Вышневолоцкого района) и глав муниципалитетов (глава Торжка или Фировского района). Отныне они будут избираться ровно на пять лет. Порядок избрания стандартен и привычен: на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Здесь в регионе есть три исключения – формирование представительных органов Бежецкого, Бологовского и Калининского муниципальных районов. К примеру, в Совет депутатов Калининского района входят главы всех поселений на территории района, а также депутаты поселений, избранные Советами депутатов для представительства на уровне районного Собрания.

Во-вторых, закреплено дифференцирование системы управления районами и городскими округами (территориальные образования вокруг крупнейших городов Верхневолжья – Твери, Ржева, Кимр, Бежецка, Вышнего Волочка). Речь идет об «одноглавой» (существует только глава района или города) или «двуглавой» (глава и глава администрации/сити-менеджер) системе администрирования.

Два пути

В итоге в 11 муниципальных образованиях главы районов избираются на муниципальных выборах и исполняют полномочия главы администрации, то есть сочетают как политические, так и хозяйственные функции. Такая система будет действовать в Вышневолоцком, Жарковском, Калязинском, Кесовогорском, Лесном, Молоковском, Оленинском, Торжокском, Торопецком и Фировском районах. Какую-то логику – мол, это небольшие по населению и территории образования – здесь искать не стоит. Решили и решили, что называется, политическая традиция такая, хотя это словосочетание ничего не объясняет.

В большинстве же муниципалитетов будет работать другая система, «двуглавая» – такая же, как в Твери. По ней главы избираются представительным органом муниципального района из своего состава и исполняют полномочия председателя представительного органа. Например, глава Андреапольского района является одновременно и председателем Совета депутатов района. Главы же администраций в этих муниципалитетах назначаются на должность по контракту, обычно на срок от двух до пяти лет.

– Действующая система управления для нас оптимальна. Так называемая «двуглавая» система существует с 2011 года и хорошо себя зарекомендовала, – уверен глава Бологовского района Александр Козлов.

По такой системе будут жить и оставшиеся 25 муниципалитетов области: к примеру, Бежецкий, Кимрский, Западнодвинский, Ржевский и Калининский районы. Этот же порядок будет применяться во всех 5 городских округах Верхневолжья, к которым относится и Тверь.

– Принятый закон в основном закрепляет уже сложившиеся в муниципалитетах системы формирования органов местной власти, которые к тому же отражены в уставах муниципальных образований, – резюмировал решение депутатского корпуса спикер областного парламента Андрей Епишин. – Тем не менее не будем забывать, что закон живой, и в случае необходимости мы сможем вернуться к его обсуждению и внести изменения.

Такая вот пока получается трансформация системы местного самоуправления – «реформа без реформы». Кстати, довольно частое явление для российской действительности. Это красноречиво говорит о том, что власть имущих многое устраивает как в политической, так и в социально-экономической жизни. Слова в законе красивые, да дела хлопотные, поэтому на определенном уровне вертикали, например в Тверской области, предпочли сохранить статус-кво.

Без полномочий и финансов

На этом фоне более симптоматичные процессы происходят на самом нижнем уровне – в сельских и городских поселениях. Де-юре государственной властью они, как органы МСУ, не являются, однако фактически прочно встроены во властную вертикаль. И здесь она показывает ежедневно свое истинное лицо, на которое меньше всего обращает внимание обыватель. Зато простой гражданин хорошо знаком с термином «оптимизация»…

Отныне главы городских и сельских поселений избираются на основе «опосредованного выбора». То есть жители выбирают депутатов поселения, а уже из их состава избирается глава, который является и председателем, например, Совета депутатов Никулинского сельского поселения.

Это что касается избрания административной системы. В остальном же функциональный вес сельских поселений заметно облегчился: из 34 вопросов местного значения на местах останется лишь 13, а почти две трети перейдет на уровень района. Правда, у региона здесь есть маневр – возложить на уровень поселений решение дополнительных вопросов. За городскими поселениями функционал оставлен в прежнем объеме.

Вместе с уменьшением полномочий «из села» уплыли и финансы, хотя теперь главам сельских поселений, к примеру, не нужно будет бороться с терроризмом и следить за транспортной доступностью.

Получается вот какая штука: с одной стороны, власти пропагандируют возрождение села и малых городов, стимулируют народ ехать «поднимать целину», с другой же – оставляют местное самоуправление окончательно без политических и хозяйственных рычагов. Не это ли является лучшим доказательством тому, что на уровне МСУ «самоуправляться» уже, по сути, некому…

Комментарии

Андрей Истомин, зам. председателя постоянного комитета по государственному устройству и местному самоуправлению ЗС ТО:

– От фракции КПРФ в Заксобрании мы подавали поправки к закону. Мы подошли не избирательно, как областное правительство, по предложению которого в части муниципальных районов сохраняются прямые выборы, а в части – так называемые «кривые». Мы предложили поправки, по которым во всех городских округах – у нас в регионе их пять – были бы выборы прямым голосованием, где глава города совмещает и функции главы администрации. По такой же схеме мы предлагаем избирать и все муниципальные районы.

Аргументы правительства состоят в том, что у нас мало кадров. Мы понимаем, что на уровне сельского поселения проблема с кадрами может возникнуть, и сити-менеджера туда, наверное, надо привлекать. Но в таких крупных образованиях, как муниципальный район или большой город, например Тверь, найти кандидата, который может выиграть выборы и руководить городом, вполне реально.

На самом же низком уровне вариантов, как избирать власть, теперь нет. Думаю, в этом есть логика из-за проблемы кадров.

Станислав Петрушенко, депутат ЗС ТО, фракция «Единая Россия»:

– Лично мое мнение, что главы районов должны избираться прямым голосованием. Народ уже в силах разобраться, за какого кандидата стоит голосовать, а за какого нет. Другое дело, что явка зачастую невысокая. Думаю, у нас пора ввести выборную повинность, как в некоторых странах Европы, где участие в выборной процедуре является гражданской обязанностью.

На данном этапе областной парламент решил сохранить статус-кво и не подгонять всех под одну гребенку, поскольку где-то «двуглавая система» успела себя хорошо зарекомендовать. Но мы посмотрим, какие результаты она даст через некоторое время. Хотя сокращения в административном аппарате порой экономят весомые для районов суммы. К примеру, в Спирово решается вопрос о выполнении обязанностей главы района на общественных началах. Сокращение четырех должностей в управлении позволит им экономить до 3 млн в год.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру