Вагончик тронулся…

В общих чертах стал известен «план спасения» Тверского вагоностроительного завода

 Несколько последних особо напряженных недель для вагонного окончились 19 февраля. На большой встрече высокопоставленных персон с коллективом предприятия было заявлено, что производство будет обеспечено заказами, а вместо запланированного на лето сокращения двух тысяч человек лишатся работы только восемьсот.

В общих чертах стал известен «план спасения» Тверского вагоностроительного завода
Фото: ПТО

Вагонный будет жить

Дабы успокоить народ и расставить все точки над i, на завод прибыли генеральный директор ЗАО «Трансмашхолдинг» (собственник ТВЗ) Андрей Андреев, зам. министра промышленности и торговли РФ Андрей Дутов, первый зам. гендиректора ОАО «Федеральная пассажирская компания» Владимир Каляпин, зам. председателя ГД РФ Владимир Васильев. Во встрече приняли участие губернатор Тверской области Андрей Шевелев и гендиректор ТВЗ Андрей Соловей.

Особую ответственность мероприятию придавал тот факт, что на 20 февраля был назначен многотысячный митинг сотрудников предприятия, но развитие ситуации в последний момент удалось перенести с уличных акций социального протеста за «круглый стол» переговоров.

Здесь необходимо отметить, что встрече с коллективом ТВЗ предшествовало активное участие в разрешении проблем тверского предприятия со стороны федеральных властей. В конечном счете программа развития завода ляжет на стол премьер-министра Дмитрия Медведева и президента страны Владимира Путина. За три прошедшие недели кризис Тверского вагоностроительного завода обсуждался на двух совещаниях в правительстве России.

3 февраля на рабочей встрече у зам. председателя Правительства РФ Аркадия Дворковича руководству Минпромторга РФ, Минтранса РФ и Тверского вагонзавода было поручено «в течение двух недель на основе товарной номенклатуры предприятия детально проработать все возможные варианты закупок продукции завода российскими компаниями и ведомствами с указанием количества и требуемых финансовых затрат».

17 февраля совещание состоялось в Минпромторге РФ у руководителя ведомства Дениса Мантурова. На нем было подчеркнуто, что завод будет жить, а государство направит все усилия на сохранение производства и коллектива.

В поисках заказов

Андрей Андреев на встрече с коллективом ТВЗ 19 февраля обозначил позицию собственника завода – компании «Трансмашхолдинг»:

– В конце прошлого года мы брали на себя обязательства по обеспечению предприятия заказами, и я не снимаю с себя этой ответственности. В том, что вопросы решаются не так быстро, как хотелось бы, есть и наша вина. Но, повторяю, намеченный бизнес-план по производству 270 вагонов в 2015 году мы выполним любыми путями.

Итак, завод пообещали обеспечить заказами. Напомним, что при расчетной мощности в 1,5 тысячи вагонов в этом году в активе ТВЗ значится пока всего один заказ на 25 штук. Правда, гендиректор вагонного Андрей Соловей сообщил, что уже в марте предприятию необходимо выпустить 13 вагонов в самые кратчайшие сроки. А это 13 полноценных рабочих дней для коллектива, который официально до 10 марта находится в корпоративном отпуске.

Каким образом для ТВЗ будут искать заказы, рассказал зам. министра промышленности и торговли РФ Андрей Дутов:

– На сегодняшний день подготовлены три программы. Первая – это увеличение загрузки производства за счет силовых ведомств и «Почты России» в размере до 100 вагонов. Вторая – дополнительный заказ от Федеральной пассажирской компании – 55 двухэтажных вагонов. Это краткосрочные меры. Третья – это долгосрочная программа, которая связана с развитием в стране пассажирских перевозок и соответственно ростом заказов на современные, инновационные пассажирские вагоны.

Зам. министра добавил, что в правительстве страны ожидают конструктивных предложений от собственника завода – со списком дополнительных контрактов, в том числе от зарубежных покупателей, а также перераспределения внутренних заказов компании «Трансмашхолдинг».

По информации Андрея Андреева, с 1 мая на предприятии будут организованы конструкторские работы, а затем поэтапное производство современных электропоездов. Тверскому предприятию будет частично передано производство вагонов электропоездов, которые сейчас выпускает Мытищинский завод (ОАО «Метровагонмаш»).

Сокращения не избежать

Увы, полностью сохранить коллектив, по-видимому, не удастся. Обнадеживающие слова Андрея Соловья, что «в связи с предполагаемым объемом (заказов) сокращать рабочих основного производства мы просто не имеем права», остаются пока только лишь словами.

Да, принято решение отменить приказ о сокращении двух тысяч человек, но все равно коллективу предприятия не избежать потерь – на данный момент речь идет о том, что 800 человек получат на руки трудовые книжки. При этом, как стало известно по результатам брифинга для СМИ, состоявшегося после встречи с коллективом, завод уже покинули порядка 250 человек: 39 сотрудников сокращены, еще 232 уволились по соглашению сторон.

Пока непонятно, сколько из них составляют «офис», который вроде бы способен прижиться в любом деле, а сколько – высококвалифицированные кадры, «заточенные» под ТВЗ. Сообщалось, что их дальнейшее трудоустройство, с одной стороны, берет под контроль Комитет ГД РФ по труду, соцполитике и делам ветеранов… Но, с другой стороны, где найти работу в родном городе, если ее нет в принципе? Не все ведь способны сняться с места и уехать с Верхней Волги куда-нибудь на Урал – собирать вместо пассажирских вагонов танки.

Итак, до 10 марта завод будет находиться в простое. Затем предстоит выполнить срочный заказ – 13 вагонов. Производство продолжит работать в режиме сокращенной рабочей недели, составляющей 4 дня. Однако, по словам руководителя профкома ТВЗ Лидии Жарняк, им удалось добиться, чтобы работникам выплатили пособие за простой завода в феврале - марте из расчета 5-дневной рабочей недели. И заработная плата составит 2/3 не от оклада, а от среднемесячного дохода.

Думая о будущем

…Вот так «спасать» главное предприятие Твери пришлось на федеральном уровне. Этот факт еще раз подчеркивает, что добровольного социально ответственного бизнеса в природе, пожалуй, не встречается. Оттого, например, власти Тверской области заняли достаточно жесткую позицию по отношению к рискующему погибнуть на глазах градообразующему предприятию:

– Но главная ответственность за судьбу завода лежит на его собственниках, – заявил в начале минувшей недели в ходе заседания регионального правительства Андрей Шевелев. – Попытки связать нынешнюю ситуацию на заводе с новыми экономическими условиями некорректны. Все меры по поддержке предприятия должны быть жестко завязаны на обязанностях руководства холдинга проводить плановую поэтапную оптимизацию производства.

Это глава региона так намекнул, что в годы «экономического бума» собственник и руководство завода «снимали сливки», не особо беспокоясь о будущем. Никто не думал о том, ЧТО предприятие (фактически монополист в сфере производства магистральных пассажирских вагонов для электропоездов) будет выпускать через 5-10-15 лет.

Когда же грянул кризис и «жареный петух уже клюнул», на ТВЗ стали предсказуемо «закручивать гайки». Это значит, что адаптироваться к новым экономическим условиям предприятию придется «с колес», без заблаговременной подготовки, с пиететом кивая в сторону стратегически грамотного руководства. В общем, «соломку не подстелили», поэтому неизбежно последовали потери…

Так «Антикризисный» план спасения ТВЗ обрисовался в основных чертах, но, надо думать, вагонный еще не скоро станет прежним. К слову, профком тверского завода оставил за собой право провести митинг в марте 2015 года, если все обещания не будут выполнены. Но вряд ли теперь акция социального протеста способна принципиально на что-то повлиять…

Кстати

Андрей Дутов пояснил, что в Правительстве РФ в настоящее время рассматривается вопрос об изменении НДС на пассажирские перевозки по аналогии с другими отраслями. Это позволит получить дополнительные средства на расширение и развитие парка транспорта.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру