Второй по значимости национальный киносмотр всегда отличается страстным и пристрастным видением. Его настрой – «с любовью и болью» – выдает сочувствующее и соучаствующее отношение к отечественному кино. И оно старается ответить своему зрителю тем же.
Дамы начинают и выигрывают
Нарастающая феминизация российского кино как тенденция перестала быть новостью. На этот раз в основном игровом конкурсе фестиваля барышень – ровно половина, и она действительно прекрасная. Если же пробежаться по всем программам, то окажется, что «женская волна» ударила в балтийский берег весьма ощутимо. Ольга Еремеева и документалист Елена Демидова, а также продюсер Анастасия Разлогова дебютировали с экспериментальной лентой «Прикосновение ветра». Совершенно очаровала харизматичная Юлия Ауг, поделившаяся глубокими размышлениями о вере, традиции, судьбе, роли женщины. Актриса представляла на фестивале три фильма. Сразила Юлия в картине «Метаморфозис» Тарамаевой и Львовой образом матери, всепоглощающей сына – талантливого пианиста – своей любовью, превращающей его в «нежизнеспособный овощ». В молодежной ленте «Хит» Маргариты Михайловой вместе с Ауг сыграла участница проекта «Голос» Алена Тойминцева.
Замечено, что авторы не жалеют на женские образы изысканных – сочных и акварельных – красок, тогда как мужские персонажи служат лишь фоном. Примером тому – новый фильм Дмитрия Светозарова «Тень», где даже Михаил Пореченков проигрывает рядом с молодой талантливой актрисой Варварой Щербаковой – утонченным, незатасканным и всех пленившим новым лицом на экране.
Наконец, апогеем женских побед над обстоятельствами и зрителями стала «Зоология» Ивана Твердовского, уже получившая два приза «Кинотавра». Героине неподражаемой Натальи Павленковой выпадает довольно-таки странный шанс приподняться над обыденностью, ощутить себя индивидуальностью и сделать непростой выбор… Картина, заслуживающая отдельного разговора, на тему одного из главных фестивальных трендов – «непохожести». Обыватели между тем недоумевают: так ли уж нужно, чтобы подчеркнуть инаковость, отращивать у героини хвост?
Все жанры хороши. Кроме скучных
Чистоту искусства, киносозерцания отстаивал на своем мастер-классе кинорежиссер Сергей Соловьев. Мэтр показал новую работу «Ке-ды». В доверительно-искренней манере мягко, но настойчиво Соловьев опроверг ряд мифов: о смене поколений – «все наши беды от того, что мы неправильно считаем»; об извлечении смыслов из кино – «искусство – самое бессмысленное занятие на земле… Это полет бабочки»; о стремлении «косить под Бергмана и Ионеско» – «гораздо проще, нежели под Люмьер». «А победит всегда зритель», – резюмировал режиссер.
В игровом конкурсе по меньшей мере два жанровых фильма – триллер «Чёрная вода» Романа Каримова и слэшер «Дизлайк» Павла Руминова – могут претендовать на внимание зрителя, особенно юного.
По результатам зрительского голосования победила полная трехчасовая режиссерская версия «Контрибуции» Сергея Снежкина, бросившая в жанровом детективном ключе глубокий трезвый и реалистичный взгляд на Белое движение. Второе место заняла искрометная российско-грузинская комедия «Тэли и Толи» Александра Амирова, выходящая в прокат в ближайшее время.
Детское – недетское
В ответ истерично звучащему «детского кино у нас нет» нынешний кинофестиваль показал несколько прекрасных фильмов, достойных просмотра как взыскательных детишек, так и их родителей. Ленты полностью опровергли деление на «детское» и «взрослое» кино.
Местные зрители ожидали премьеры «Клада» Ирины Волковой, съемки которого проходили в Выборге, увлекающего детективно-приключенческим сюжетом. Фильм «Закрой глаза» Ольги Субботиной, взывающий к андерсеновским мотивам, мог бы украсить и основной конкурс фестиваля, а исполнитель главной роли девятилетний Георгий Бондарев пленил буквально всех.
Картина Оксаны Карас «Хороший мальчик», уже ставшая триумфатором «Кинотавра», дает мощный положительный заряд (несмотря на вызвавший недетские споры финальный коллективный танец), вобрав в себя почти все юношеские проблемы: непростые отношения с родителями, мирное сосуществование со сверстниками, первые чувства, а главное – сохранение себя как независимой личности.
Наконец, и обладательница Гран-при игрового конкурса «Его дочь» Татьяны Эверстовой плавно повествует о детстве девочки Тани, удерживая на протяжении полутора часов внимание зрителя практически на одной маленькой героине. Чтобы передать всю палитру чувств и эмоций малышки, якутский режиссер изначально искала на главную роль близняшек, однако остановилась на удивительной Свете Портнягиной, дочери подруги.
Вместе с тем прозвучала мысль и об инфантильности представленных в игровом конкурсе фильмов. «Не покидало ощущение детского сада», – удручающе заметил член жюри Дмитрий Долинин.
«Документ – живой человек на экране»
Событием киносмотра стала остросоциальная лента Карена Геворкяна «Вся наша надежда», восходящая к лучшим традициям советского «производственного кино». В центре картины – семья шахтеров. Фильму была устроена долгая овация, продолжавшаяся уже на ступеньках кинотеатра «Выборг Палас». По словам Геворкяна, возражающего против искусственного деления кино на игровое и документальное, «документ – это живой человек на экране».
Таким «живым человеком» стал великий танцовщик Рудольф Нуреев. Документальный фильм «Рудольф Нуреев. Остров его мечты» Евгении Тирдатовой, сделанный при участии Турции и посвященный неизвестным, турецким, страницам биографии Нуреева.
Пожалуй, самой популярной профессией у тех, кто снимает кино, стала профессия врача. Фильм, в котором Юрий Куценко выступил в новом режиссерском амплуа, так и называется. Его «Врач», также прошедший проверку «Кинотавром», тронул всех. Победителем же в конкурсе неигрового кино стал документальный фильм «Сердце». 40 лет спустя» Евгения Голынкина, посвященный советским и российским кардиохирургам.
В вызвавшей бурные восторги четырехсерийной «Пьяной фирме» Григория Константинопольского главный герой – талантливейший врач, выводящий из запоя причудливо-плутовскими методами…
Печаль моя светла…
Подводя итоги кинофестиваля, и зрители, и члены жюри делились грустными ощущениями. Кому-то увиденное напомнило кино 90-х – тусовочное, хулиганское. Кого-то порадовало как экспериментальное творчество тех же 90-х. К сожалению, нередко провисала драматургия, поскольку сценарии писались самими режиссерами, а обращаться к профессиональным сценаристам, видимо, дорого.
«Актерам нечего играть», – сокрушалась Агния Кузнецова. Опять и снова поднимался неудобный вопрос: на что отпускаются деньги Минкульта?
А под сводами лютеранской церкви святых Петра и Павла величественно звучал орган… Посвящённый 85-летнему юбилею Микаэла Таривердиева и юбилею Саввы Кулиша, основателей фестиваля, концерт состоял из органных произведений изумительного композитора. Вместе со «Снегом над Ленинградом» заполнившие собор слушатели уносились куда-то в «Звездную страну», ошибались вместе с «Резидентом», тосковали с Анджелой и снова возвращались на далекую, но столь близкую Родину. «Музыка навсегда». Хочется верить заклинаниям Жени Ткачука, что музыка способна спасти и совершить «Метаморфозис»…