Как «сталинский ампир» в Твери спасовал перед стилем «коробко»

История большой мечты и большого предательства, история фактической гибели архитектуры как искусства

История большой мечты и большого предательства, история фактической гибели архитектуры как искусства

История большой мечты и большого предательства, история фактической гибели архитектуры как искусства под лозунгом строительства дешевого массового жилья – такой интригующий посыл анонсировал лекцию по краеведению, которая прошла в областной библиотеке им. Горького под эгидой проекта «Тверские своды». Её прочёл координатор проекта, кандидат философских наук и журналист Павел Иванов.

 

«Хрущёвки», «брежневки», «сталинки» - такие народные названия получили дома, построенные в периоды правления соответствующих лидеров СССР. Старше других «сталинки», однако на рынке жилья они котируются выше – возможно, из-за большей основательности при строительстве.

На этих домах, действительно, не экономили: каждый из них призван был символизировать высокий уровень социалистической архитектуры. Так, 1 квадратный метр жилой площади в столичной гостинице «Украина» (это самая дорогая «сталинская» высотка) стоил 21000 рублей, в то время как деревянный дом с участком в послевоенном Калинине можно было купить за 10 000 рублей.

Нужно отметить, что в нашем городе весь разрушенный войной жилой фонд был восстановлен к 1950 году. С 1950 по 1955 годы было построено много жилья «сталинского» стиля. После этого за редкими исключениями общественных зданий ни одной «сталинки» уже не проектировалось.

 

Особенностью Калинина тех лет был сложившийся мощный костяк архитекторов (Гусаров, Макаров, Изотов, Кордюкова, Лисицын), которые работали в спайке около 10 лет, и к середине 50-х могли предъявить серьезные результаты. Такой презентацией можно назвать книжку «Калинин» серии «Архитектура городов СССР» под авторством составителя генплана города 1935-1939 годов Д.Д. Барагина. При этом в тексте пересказаны две статьи и докладная записка московского зодчего Н.Д. Колли, ещё в 1944 году начавшего работать над реконструкцией нашего разрушенного областного центра, а позже возрождавшего Минск и Ригу. Авторитетный специалист сразу оценил трёхлучевую перспективу центральных улиц и ратовал за гармоничное сочетание новостроек с творениями мастеров прошлых столетий.

В книжке декларировалось: «Развернувшееся в городе строительство наглядно свидетельствует о дальнейшем творческом росте советских градостроителей, создающих архитектурные ансамбли, достойные великой сталинской эпохи». Но не афишировалось, что практически весь «сталинский ампир» в Калинине создан женскими руками.

Как отметил Павел Иванов, для города, в котором не было тогда домостроительных комбинатов, где нужды строительства обеспечивались двумя заводами стройматериалов, а в профессии был немалый дефицит кадров, рост объемов ввода жилья в 1940-1950-е годы поражает. Работали и пленные немцы, и заключенные. Огромная часть домов строилась женскими бригадами. Правда, обратной стороной этой штурмовщины был невысокий уровень квалификации большинства работников. Невозможно было поддерживать высокое качество построек после ухода на пенсию старых мастеров. Таких, как гранитчик Николай Сергеев, чья бригада выполняла всё каменное оформление Нового моста через Волгу. Он дал зарок не уходить на пенсию, пока мост не будет закончен, и слово сдержал.

Тем временем 4 ноября 1955 года вышло постановление пленума ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Так начиналась кампания за массовое индустриальное жильё.

 

В 1956 году на Втором Всесоюзном съезде архитекторов главный зодчий Ленинграда и соавтор нижней гранитной набережной Волги в Калинине Николай Баранов утверждал, что в подготовке молодых специалистов имеет место игнорирование насущных задач массового строительства и типового проектирования, что забота о художественном облике города отвлекает архитекторов от рационального использования госсредств. В общем, нужны инженеры, а не художники, потому что на первый план выходят не пилястры и колонны, а дешёвый квадратный метр.

Почему классическая «хрущёвка» имеет именно 4-5 этажей? Всё дело в том, что с учётом тогдашнего технического оснащения строительство выше 5-го этажа резко дорожало. И Хрущёв распорядился: без излишеств.

Апогеем этой непритязательности в Калинине стали двухэтажные кирпичные домики на несколько семей, которые в районе пр. Ленина хозспособом строили для себя работники разных предприятий. Между двумя эпохами оказалась площадь Мира. Этот долгострой проектировали ещё до борьбы с излишествами. А расцвет эры «хрущёвок» наступил в 60-х, когда вошёл в строй флагман массового жилья ДСК. С тех пор разные районы города претендовали на название «Черёмушки», но досконально копируют объекты знаменитого московского микрорайона только две девятиэтажки на площади Капошвара.

Эра «хрущёвок» в Калинине закончилась, по словам Павла Иванова, в начале 1980-х. На красоту эти "коробки" не претендовали, но крышу над головой людям обеспечили.

Лекция собрала на удивление многочисленную и разновозрастную аудиторию. А это значит, что интерес к истории города живет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 18 января 2017

Заголовок в газете: Город без прикрас

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру