Что изменилось в Тверской области за 365 дней

Что изменилось в Тверской области за 365 дней

Скоро грядет дата, которую знает наизусть (и вряд ли когда-нибудь забудет) вся тверская политическая тусовка: год назад, 2 марта, в регионе сменился губернатор – к областному рулю встал Игорь Руденя, человек из федеральной кадровой обоймы, управленец «путинского призыва».

Год – небольшой с точки зрения политики и экономики срок. Но, оглядываясь назад, констатируем: в регионе за это время случилось столько событий, сколько в иных городах и весях не происходит и за целую пятилетку. Чего стоили хотя бы три избирательные кампании, кипевшие все лето и завершившиеся осенью! Глав субъектов, переживших такое «боевое крещение», можно пересчитать по пальцам – как и регионы, где в одной точке разом сошлось столько политических сюжетов

Но сегодня мы будем говорить не о выборах. Открывая серию аналитических статей, посвященных году работы Игоря Рудени в Тверской области, мы предлагаем для начала вспомнить, почему в марте 2016-го у нас в регионе сменилась власть, и как новое руководство в течение года исправляло ошибки своих предшественников.

 

Остров невезения

Давайте называть вещи своими именами: Тверской области много лет откровенно не везло.

Наши беды начались еще в девяностые, когда под звон стаканов бюджетные деньги утекали в неизвестном направлении, один за другим разорялись и закрывались заводы и сельхозпредприятия, банкротились МУПы, лесхозы, дорожно-строительные управления… Во всех сферах областной жизни пышным цветом расцвела коррупция, а рядом отраслей рулил криминал, что ни для кого не являлось секретом.

Развал был тотальным и полным, а регион резко ушел на дно социально-экономических рейтингов – где с тех пор и пребывал долгие годы.

Лихие девяностые закончились: настали тучные нулевые – и время менеджеров во власти. Тверскую область наводнили белые воротнички с опытом работы в банковских и коммерческих структурах. Все сферы региональной жизни были переформатированы под крупные проекты, в полную мощь заработали программы приватизации: прошла массовая скупка земель, передача лесов в аренду, в частные руки «ушли» коммунальные сети и водоканалы… Все, что не приносило доход, нещадно оптимизировалось – под нож шли малые школы, клубы, библиотеки.

Команде, пришедшей на смену менеджерам, досталось, прямо скажем, непростое наследство: куда ни кинь – везде цветет коррупция, за что ни возьмись – повсюду всплывают бюджетные прорехи и чьи-то коммерческие схемы. Попытки нового областного руководства с наскока «сломать» сложившуюся в регионе систему «кормушек» успеха не возымели. Вскоре эти попытки закончились: и все оставшиеся годы команда работала на удержание бюджетных показателей.

Достигалось это трудной, порой невероятной ценой – ведь вместо стратегии развития на вооружение была взята стратегия экономии: в кризис она сыграла с Тверской областью довольно злую шутку.

Неприятными побочными эффектами обернулась и ставка на наращивание мощного административного ресурса: да, без ведома исполнительной власти по области не могла пролететь и муха – но жесткое администрирование привело к смерти партий в политике, к закрытию СМИ в информационном поле и расцвету бюрократии в экономике и социальной сфере.

Так вышло, что ставка на административный ресурс ударила в итоге и по самой областной исполнительной власти: все важные вопросы ей пришлось решать в ручном режиме. А как иначе? Чиновники на местах разучились брать на себя ответственность и начали футболить все проблемы «наверх».

Из песни слов не выкинешь: у всех областных команд разных периодов было и еще одно слабое место – дефицит профессионалов. Все еще помнят, как сельским хозяйством в нулевые руководили бывшие банковские служащие? Как образовательные программы писали люди, которые не провели в жизни ни одного урока? Как через тверской регион транзитом текли толпы никому не известных граждан в пиджаках без биографий, без управленческого опыта, без знаний территории? Как, наломав дров во вверенных им сферах, они покидали Тверскую область, оставив по себе недобрую память?

Редкий житель региона знал по фамилиям и некоторых министров с начальниками комитетов, которые стояли у областного руля в 2011-2016 годах. Что за образование было у этих людей, что за путь они прошли до занятия своих серьезных должностей, куда отбыли потом, что думали об областной экономике, транспорте, ЖКХ..? Этого жители Тверской области (включая журналистов), увы, не знали – и уже не узнают никогда.

Антикризисный план от президента

Нет, мы не будем поименно перечислять всех виновных в кризисе, в котором к весне прошлого года окончательно увяз наш регион. Еще раз повторяем: процесс развала шел долгие годы, и к нему приложило руку очень много чиновников, депутатов, коммерсантов, руководителей разных звеньев…

Если говорить образно, главным врагом Тверской области десятилетиями был непрофессионализм: это он довел до ручки ряд территорий, это он не позволил ни одной областной команде выстроить внятную систему работы и придумать систему стратегического развития. Это из-за него во всех сферах – от лесного хозяйства до коммуналки – у нас расцвела коррупция! Это он, непрофессионализм, плодил кучи бессмысленных административных рогаток и кипы пустых приказов с распоряжениями… Да что там: если говорить честно, он же стал причиной и наших знаменитых газовых долгов – регион потерял кучу денег и множество проектов только из-за того, что в каких-то кабинетах не могли грамотно и вовремя оформить документы…

И вы еще спрашиваете, почему к нам в регион годами не заглядывали высокие руководители, а от федерального бюджетного пирога области перепадали малые крохи? А вы бы дали деньги территории, точно зная, что все они уйдут в песок или будут растащены? А вы бы доверились людям, которые не могут грамотно составить проектную документацию? А у вас бы лопнуло терпение, если бы такое на отдельно взятой территории творилось не годами, а десятилетиями?

Вот вам и простой ответ на вопрос, почему год назад Владимир Путин отправил руководить Тверской областью не выходца из тверских элит, не коммерсанта и не военного – а человека из федеральной кадровой обоймы, дав всем понять: Игорь Руденя – это антикризисный управленец, и если с ситуацией не справится он, то уже, пожалуй, не справится и никто.

С тех пор минул год. Самое время пройтись по некоторым сферам областной жизни и вспомнить, что произошло в них за двенадцать месяцев – за первый год губернаторства Игоря Рудени.

Где было пусто – очередь стоит

Раз мы упомянули о газовых долгах, то и начнем, пожалуй, с них. Разве могли мы представить еще каких-то пару лет назад, что придет время - и представители «Газпрома» зачастят в наш регион, все поймут, простят и возобновят программы газификации? Думаете, это чудо, стечение обстоятельств, природная аномалия? Да нет же: просто к областному рулю встал человек федерального уровня с серьезными связями и влиянием – его знают, ему доверяют, в нем видят профессионала. В лице Игоря Рудени федеральные структуры и потенциальные инвесторы получили человека, с которым можно вести переговоры, реализовывать проекты и строить серьезные планы – не боясь обманов, дилетантства, крючкотворства, коррупции, срывов сроков.

Вы обратили внимание, сколько федеральных министров, руководителей госкорпораций и прочих ведомств перебывало в Тверской области за прошедший год? Полный список VIP – гостей займет не одну страницу: проще сказать, кто до нас еще не доехал. Были все, включая президента! Вот что значит получить в руководители человека, которого знают и уважают.

Да, наш губернатор влиятелен: и этого не нужно стесняться – этим стоит гордиться, ведь это под его имя и его репутацию в Тверскую область уже удалось завести несколько крупных инвестиционных проектов и программ. Ну-ка, скажите: кому из его предшественников могли бы так же безоговорочно доверять серьезные структуры и инвесторы?

Все еще помнят, как ЖКХ превращался в коррупционного спрута, как с молотка уходили наши сети, как наши платежи отправлялись в далекие оффшоры? Это был многолетний процесс, который, казалось, не может остановить ничто и никто: но вот, как говорится, первый пошел – тверские городские сети после многолетних мытарств вернулись под муниципальный контроль, и это явно лишь начало.

Вы еще не забыли, как в разгар отопительных сезонов отдельные главы районов и областные чиновники раньше спокойно отбывали в отпуска, махнув рукой на аварии и прорывы? И как же непривычно на этом фоне выглядели потом инспекционные поездки Игоря Рудени по местам проведения ремонтных работ в Твери. Подумать только: человек, стоящий на восьмом месте в рейтинге влияния глав субъектов, сам проверяет трубы с подвалами, намекая чиновникам всех уровней, что навешать ему, губернатору, красивой лапши на совещаниях ни у кого не получится!

А сколько людей облегченно вздохнуло, когда Игорь Руденя раз и навсегда закрыл тему оптимизации школ, больниц и прочих социальных объектов! Ах, как долго тверское село ждало, когда придет областной руководитель, который скажет: хватит экономить на людях! Люди – важнее всего! И как же жаль, что многие населенные пункты не дожили до этого времени, став белыми пятнами на карте.

А вы знаете, как удивлялись главы районов и дорожники, когда в Тверскую область пошли федеральные бюджетные субсидии на приведение в порядок нашей дорожной сети? Спросите, почему? Да потому что таких серьезных сумм государство не выдавало на дороги нашему региону много лет: и теперь, когда это случилось, стало ясно, в чем было дело – предшественникам Игоря Рудени, похоже, так не доверяли.

Ну и, конечно, раз уж речь в статье зашла о профессионализме, как обойти вниманием кадровый вопрос? Давайте посмотрим, сколько руководителей ведомств сменилось в здании на Советской площади за год! У губернатора - несколько новых заместителей! В правительстве - новый министр транспорта, новый министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства, новый министр по делам территориальных образований, новый министр лесного хозяйства, новый министр экономического развития… Кадровые перестановки коснулись и аппарата правительства, и ряда ключевых управлений. Новых руководителей обрели два областных комитета из трех… Да что там: в тверском регионе появилась целая новая структура – министерство туризма с молодым и амбициозным министром во главе!

Принцип, по которому формируется новая областная команда, уже понятен: это не «варяги», не случайные залетные граждане – на все должности назначены местные люди с образованием, с биографиями, которые уже успели чем-то отметиться в своих профессиональных областях и запомниться населению. Региональный чиновничий корпус явно молодеет – на смену тем, чей расцвет карьеры пришелся на лихие девяностые и «коммерческие» нулевые, идет новое поколение управленцев.

Ну что тут скажешь? Игорь Руденя, руководитель из путинского кадрового резерва, действует в точном соответствии с новой федеральной стратегией: все мы видим, как президент пачками меняет губернаторов и силовиков. И каждый раз стране дают понять: время тех, кто работал на личный кошелек и относился к власти как к кормушке, прошло. А от нового поколения чиновников и управленцев требуется три вещи: профессионализм, системность и желание работать на государство.

Похоже, именно этими критериями руководствовался президент, подбирая год назад нового губернатора для Тверской области. Так же действует сейчас и Игорь Руденя, занимаясь «настройкой» системы регионального управления.

А о том, что такое региональное управление, почему без системы ничего не построить и как победить многолетнюю коррупцию в Тверской области, мы поговорим в следующем номере во второй части нашей аналитической серии…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 15 февраля 2017

Заголовок в газете: С чистого листа: кадры решают все

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру