Из Твери в Сочи. Путевые заметки

Из Твери в Сочи. Путевые заметки

Чудесное изобретение двухэтажные поезда! Пассажира этих купейных вагонов обволакивает немного непривычный сервис от РЖД в виде одноразовых тапок, одноразовой же зубной пасты, разных печенек, зубочисток и прочих мелких знаков внимания. После них куда снисходительнее относишься к подаваемому остывшим железнодорожному ужину (на выбор – рис с куриным мясом или рожки со свиным гуляшом) в пластмассовом лотке.

Вот только Ирине А., проводнице фирменного поезда «Северная Пальмира», курсирующего из Петербурга в Адлер и обратно, больше по душе привычные одноэтажные вагоны. И дело не в том, что за те же деньги она обязана пылесосить два коридора вместо одного. Просто, по ее словам, в двухэтажных вагонах не предусмотрено место для отдыха проводников. Для работы предусмотрено, а для отдыха – нет. Там, где в вагонах старого типа располагается служебное купе, в двухэтажных установлены автоматы для продажи газировки, чипсов и кофе.

Это отличный маркетинговый ход. По статистике, в США один такой автомат каждый час приносит своему владельцу 70 долларов с мелочью. Я и сам с удовольствием выпил стаканчик бодрящего латте за 65 рублей, восхищаясь находчивостью предпринимателя. Вот только проводница Ирина, поеживаясь от ветра на очередной остановке, призналась, что в этом рейсе сумела поспать лишь пару часов, примостившись на полке сошедшего пассажира.

Светлый терем с балконом на море

Где-то под Краснодаром поезд пересек границу зимы и весны, а утром из окна открылся шикарный вид на море. Все это не может не шокировать жителя умеренных широт: и вереница кораблей на горизонте, и брызги от прибоя, накатывающего почти под колеса поезда, и не по-зимнему лазурное небо, и зеленеющие пальмы. И объявления о сдаче номеров на каждой хижине, а хижину на Черноморском побережье Кавказа строят даже в двухметровой щели между соседними хижинами. Зато потом в объявлении этот скворечник назовут помещением с отдельным входом в ста метрах от моря.

Вот и Сочинский вокзал. Самонадеянный командировочный выходит в город, полагая, что везде и всюду будут развешаны указатели и расставлены автобусы для гостей и участников важного государственного мероприятия. Ничего подобного. Местный народ как жил, так и живет своей жизнью, слабо коррелирующей с форумами общероссийского масштаба. Водители общественного транспорта пожимали плечами и вообще затруднялись сказать, как доехать до Олимпийского проспекта, дом 1. Подсказал, спасибо ему, парень из павильона сотовой связи.

Поездка на рейсовом автобусе оказалась сродни экскурсии. Население главного курорта страны больше, чем в Твери, но при этом на дорогах не наблюдалось пробок. Может, не сезон? Экзотические Хоста, Мацеста, Адлер приобрели материальные очертания в виде районов Большого Сочи – самого длинного города России. А вдалеке над субтропическим великолепием царили заснеженные пики гор.

Олимпийский пр-т, 1 – это медиацентр, выстроенный со столичным размахом. Огромное белое здание видывало спортсменов-олимпийцев, а теперь принимает вип-гостей экономического форума. Для части пишущей и снимающей братии, как и для корреспондента «МК в Твери», временным домом стал гостиничный комплекс в 10 минутах езды. Это автономная огороженная территория с КПП, видеонаблюдением, магазинами, прокатом велосипедов и лыж, SPA-салоном, фитнесом и прочими удовольствиями по ценам выше средних (5 литров питьевой воды стоят от 90 до 180 рублей). Зато условия проживания и сервис действительно на хорошем уровне. Вот что значит эффективный собственник в сфере туризма, порадовался я за сочинцев.

А водитель (любят они порассуждать о политике) уже переключился на персону мэра Сочи Пахомова. Оказывается, когда тот покинул мэрское кресло Анапы, вся Анапа открывала шампанское и пускала фейерверки. Сочинцы же, наоборот, рыдали. Отчего, сказать трудно, но в конце зимы 2017 года город при мэре Пахомове выглядел вполне  чистым и опрятным. То есть мусора на улицах нет, но и остановочных павильонов тоже не видно – только дорожные знаки и «карманы» на проезжей части. Очень, заметим, ровной. По ней время от времени проносились помимо автомобилей стайки велосипедистов – в Сочи завершалась армейская олимпиада, другое важное событие тех дней. Ну а главным, напомним, стал инвестиционный форум.

Восемь лет на перемены к лучшему

Время его проведения перенесли с бархатного сезона на раннюю весну наверняка неспроста – чтобы настроить участников на энергичный рост, как в природе. Вот и регионы решили показать то, что собираются «вырастить» у себя. Саратов – новый аэропорт, Красноярск – Универсиаду, Тверь – деловой и выставочный центры.

Познакомиться с задумкой заглянул на наш стенд и премьер-министр Дмитрий Медведев. Губернатор Игорь Руденя уверенными жестами обрисовал ему очертания города будущего, вернее, ворот в город будущего. Председатель правительства пожелал удачи в реализации намеченного.

Я далек от огульного скептицизма тех, кто любую смелую инициативу главы региона тут же именует Нью-Васюками. В то же время при словах «Тверь-сити» и «Тверь-экспо» в памяти непроизвольно всплывает рассказ из школьного курса истории о Монголии. В начале прошлого века эта страна шагнула из феодализма прямо в социализм, минуя стадию «загнивающего» капитализма. Правда, судя по тому, что наследники Чингиз-хана и доныне живут в юртах, что-то в алгоритме пошло не так.

Это к тому, что не нуждается ли областной центр в каких-то подготовительных, промежуточных шагах на пути к сияющим вершинам «Тверь-сити»? Чтобы новый объект был понят и принят многими, а не превратился в символ социального контраста и разрыва. Было бы хорошо, чтобы ему соответствовали и городская среда (хотя бы убранными дворами), и люди (хотя бы привычкой бросать мусор в урны, а не под ноги).

До плановых сроков реализации проектов «Тверь-сити» и «Тверь-экспо» есть еще 8 лет. Достаточное время, чтобы всходы нынешней деловой весны принесли добрые плоды.

Тренинг для чиновников

В кулуарах Сочинского инвестиционного форума «МК в Твери» побеседовал с членом Совета Федерации от нашего региона Андреем Епишиным.

– Андрей Николаевич, что дает Верхневолжью присутствие на подобных мероприятиях?

– Мы в Законодательном собрании всегда поддерживали участие региона в таких форумах – Сочинском и Петербургском. Это не светские тусовки, а рабочие поездки, и праздных туристов здесь не бывает. И поскольку участие в них – прерогатива исполнительных органов власти, такие события можно рассматривать как хороший тренинг для чиновников, ответственных за различные направления развития области.

– Что привлекло ваше внимание в первый день работы нынешнего форума?

– Честно говоря, рекламный стенд о продаже облигаций Томской области населению. Мы нечасто об этом задумываемся, но самый надежный плательщик сегодня – это бюджет. Так почему бы не только сибирякам, но и нам не проводить региональные займы, почему бы тверитянам не давать свои деньги взаймы под проценты областному правительству, зная, что возврат надежно обеспечен? Это тоже хороший источник пополнения казны.

– Тверская делегация привезла в Сочи идею бизнес-центра «Тверь-сити»...

– Уже состоялось несколько переговоров с заинтересованными людьми. Идея с созданием бэк-офисов хорошая, для компаний-резидентов многие расходы по аренде, коммуникациям и другим услугам будут значительно ниже, чем в Москве. Кстати, даже налоговая служба перенесла свои серверы из столицы в Дубну. А главное, по-новому организованный транспортный узел, позволяющий быстро и безопасно перемещаться с платформы в город, будет удобен жителям Твери. И, на самом деле, для его воплощения в жизнь нужны не такие уж большие деньги. Чтобы установить пару лифтов и эскалаторы, не требуется дожидаться кардинальных улучшений в экономике, это по силам областному и городскому бюджету. А пассажирам с детьми и багажом уже будет легче.

– Получается, «новое» здание вокзала, простояв всего-то 35 лет, уже морально устарело?

– Здесь надо все просчитать. Но в любом случае вряд ли можно считать целью пустующие залы ожидания. К слову, в Ленинградской области инвесторы сумели найти общий язык с владельцами станционных помещений на Октябрьской железной дороге. Возможно, использование лучшего опыта других регионов позволит Тверской области избежать ненужных ошибок в реализации такого значимого проекта, как «Тверь-сити».

В этом году тарифы больше расти не будут

Об этом заявил Игорь Руденя после встречи «на полях» инвестиционного форума.

Стороны обсудили надежность систем энергоснабжения Верхневолжья: часть населения отдаленных районов по-прежнему не застрахована от внеплановых отключений. Нередко их причиной становится дерево, упавшее на провода. А это в свою очередь следствие недовыполненной работы по расчистке просек под бесхозяйными сетями. Поэтому тверской губернатор выдвигает лозунг консолидации сетевого хозяйства, и, честно говоря, хочется, чтобы это стало первым гвоздем в крышку гроба той реформы энергосистемы, которую на посту главы РАО ЕЭС провел г-н Чубайс. Даже в отдельно взятом тверском регионе достаточно примеров, показывающих пагубность приватизации систем жизнеобеспечения.

Другой злободневной темой стали тарифы. Глава области уже излагал свою позицию: тарифы не должны расти просто потому, что все вокруг дорожает, и им тоже пора. В 2017 году роста тарифов не планируется, однако всегда должны быть обоснования, на какие цели пойдет возросшая оплата энергоресурсов. Это понимание является необходимым условием для долгосрочного промышленного планирования в регионе – предприятиям нужно знать, какие накладные расходы им закладывать в цену продукции.

«БГ»: под небом голубым есть «Безопасный город»

Аппаратно-программный комплекс под таким названием сводит нити от всех ЧП в единый центр управления.

«БГ» позволяет также отслеживать находящихся в розыске людей, автомобили, мониторить ситуацию с пробками, следить за уборкой и обслуживанием городских улиц. В эту систему важно встроить и спецтранспорт пожарных, МЧС, «скорой помощи», коммунальных служб, заявил на форуме в Сочи глава Тверской области Игорь Руденя. Губернатор подчеркнул, что внедрение «Безопасного города» относится к числу приоритетных региональных задач.

Основные этапы развития программы на территории области включают в себя фотовидеоконтроль, объединение в одно целое систем видеонаблюдения на территориях школ, больниц и других социальных объектов, а также видеокамеры на вокзалах, автомобильных въездах и выездах из Твери, федеральных трассах и дорогах, ведущих в соседние регионы.

Но человек, который с первых дней управления регионом вынужден был постоянно реагировать на внештатные – чаще всего коммунальные – ситуации, Игорь Руденя считает, что внедрение «Безопасного города» придаст совершенно новое качество реагирования на всякого рода ЧС.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру