Тверской бизнес позвали в Африку

Тверской бизнес позвали в Африку

В начале марта из Египта возвратилась делегация российских предпринимателей. Вместе с первым заместителем министра промышленности и торговли РФ Глебом Никитиным они участвовали в выборе площадки для размещения будущей Российской промышленной зоны, соглашение о создании которой будет подписано летом. Эта новость напрямую касается и тверского бизнеса, которому пора расширить свои горизонты. Так считает участник делегации, директор НПО «Устройства сигнально-пусковые», председатель экспертной группы по внедрению инвестиционного стандарта в Тверской области от Агентства стратегических инициатив Герман КИЧАТОВ.

Герман Кичатов

- Герман Вячеславович, зачем Египет позвал к себе российский бизнес?

- Там хорошо помнят добрые отношения между нашими странами, которые начались еще в 1960 году со строительства металлургического завода и продолжились Асуанской ГЭС. Вот и нынешний президент Египта Абдель Фаттах Ас-Сиси сделал цивилизационный выбор в пользу индустриального развития своего государства. Он предложил России, как и ряду других стран, создать собственную промышленную зону на территории АРЕ. В Египет уже пришли китайцы, арабы, японцы в лице своих автомобильных гигантов. Стремясь стать развитой промышленной страной Северной Африки, египтяне собираются принять новый инвестиционный закон, дающий большие льготы и преференции инвесторам.

- Любопытно, что Египет еще тысячелетия назад был центром мировой торговли. И вот история повторяется, но уже с участием России?

- Да. Нам на выбор были предложены три участка неподалеку от морских портов. Скорее всего, российская промзона разместится в Восточном Порт-Саиде, у северного входа в Суэцкий канал. Причем египтяне, не дожидаясь официального подписания соглашения, уже ровняют там участок площадью 2,5 га и строят электростанцию, чтобы мы скорее могли приступить к освоению территории. Вообще, в последние три года они бурно развивают инфраструктуру и построили в своей стране около 5000 км современных автодорог.

- Какие предприятия собираются делать бизнес в Египте?

- Это, например, автомобилестроители – ГАЗ, ВАЗ, КАМАЗ. Наше тверское НПО УСП тоже подало заявку на включение в состав резидентов Российской промышленной зоны. Рынок Северной Африки видится интересным - так почему бы не заякориться на этой земле?

- Как проходили переговоры с египетскими партнерами?

- Перед их началом наш замминистра спросил у своих промышленников, какие преференции им жизненно необходимы. Автопром хотел бы снизить требования египетской стороны к локализации продукции, то есть больше производить в России и меньше – в Египте. Они намерены на первом этапе просто собирать свою технику из российских комплектующих руками местных рабочих и только потом, в зависимости от успеха дела, постепенно вкладываться в строительство серьезных предприятий. На что египетский министр удивился: гораздо выгоднее выпускать грузовики с маркировкой «сделано в Египте», потому что Россия живет в условиях санкций, а АРЕ, наоборот, имеет около 70 межгосударственных соглашений, обеспечивающих беспошлинную торговлю со странами Африки и арабского мира. То есть автомобиль ГАЗ с клеймом «сделано в Египте» продать легче. Производитель-резидент РПЗ заплатит лишь 22% налога на прибыль, а НДС и налог с продаж его не коснутся. В то время как если, например, в Египет экспортировать тверской экскаватор, его цена при прохождении таможни вырастет сразу на 40%, и он перестанет быть конкурентоспособным. А делая технику на берегах Суэцкого канала, на пересечении всех логистических нитей, можно торговать по всему миру. Вот это и предлагается тверским предпринимателям.

- Что-то картина складывается подозрительно благостная.

- На самом деле, нам попеняли, что переговоры о российской промзоне идут уже три года, а воз и ныне там. Наши парировали, что не могут же они приказать бизнесу идти в голую пустыню и что-то там строить. Поэтому египетская сторона и занимается сейчас подготовкой площадки. При этом китайцы, когда им предложили участок земли, никого ни о чем не просили и сами за пару лет превратили его в индустриальный парк. Сумма вложений составила миллиард долларов на квадратный километр. У них даже создана специальная компания, специализирующаяся на строительстве объектов для китайского бизнеса по всему миру. Они и нашим предлагали воспользоваться их промзоной, но мы выбрали собственный путь.

- Может быть, надо было соглашаться? И быстрее, и затрат меньше. Или стратегически важен плацдарм на берегу Суэцкого канала?

- Генеральный директор Российского экспортного центра Петр Фрадков, тоже участвовавший в переговорах, получил добро федерального правительства на поддержку проектов РПЗ, и, как он отметил, уже начата разработка большого пакета программ такой поддержки. Так что лучше, когда мы все сделаем сами.

- Какие горизонты открываются перед нашими промышленниками?

- Объединенный рынок Египта и дружественных стран составляет 1 млрд 200 млн человек. Учтем и ряд преференций, которые АРЕ имеет в отношениях с США и странами Европы. Когда улетала наша делегация, в Египет прибыла канцлер Германии Ангела Меркель – договариваться о зоне свободной торговли. Таким образом, речь идет о возможности создания российских предприятий с низкой налоговой нагрузкой и перспективой выхода на рынки всех стран Евросоюза. Для тверского бизнеса, вероятно, имеет смысл создать на египетском плацдарме общий комплекс машиностроительных предприятий – такой консолидированный «тверской завод». Когда видишь бурные темпы развития территории, множество машин, перевозящих тяжелые грузы, приходит мысль, как пригодились бы здесь и сейчас прицепы, производимые на заводе «Тверьстроймаш».

- Осталось уточнить сроки экономической экспансии в Африку.

- Подписание соглашения о создании Российской промышленной зоны намечается на июнь-июль. К этому времени должна быть создана управляющая компания РПЗ, Российский экспортный центр откроет финансирование строительства объектов инфраструктуры. На следующем этапе предполагается льготное долгосрочное кредитование строительства промышленных предприятий. Далее будут кредитоваться уже их производственные программы, со страхованием и помощью в контрактации. Этим на африканской площадке займется РЭЦ.

- Какой сигнал шлет ваша поездка тверскому бизнесу?

- Мне кажется, наши предприниматели себя недооценивают. Многие застыли на местечковом уровне и пытаются конкурировать на закрытом рынке, тогда как их продукция вполне может быть востребована далеко от России, на Африканском континенте. Поэтому они получат шанс серьезно расширить свои возможности, если примут приглашение стать резидентами Российской промышленной зоны в Египте. Там деньги длинные, проценты низкие, налоги небольшие. Вполне можно работать и зарабатывать.

_________________

ФАКТОРЫ УСПЕХА

Преимущества резидентов Российской промышленной зоны в Египте

ВЫГОДНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ

Близость морских портов

Доступ к автодорожной и ж.-д. сетям

Наличие трудовых ресурсов

Инженерная инфраструктура на площадке

Готовая деловая инфраструктура

Объекты социальной инфраструктуры

ДОСТУП К ФИНАНСИРОВАНИЮ

РФПИ, Банк МИСР, Банк Египта, Соинвесторы

Индивидуальный подход к финансированию проектов

Привлечение стратегических (финансовых) инвесторов

Обеспечение акционерного и долгового финансирования

ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Защита иностранных инвестиций

Пониженная ставка налога с продаж

Пониженная ставка налога на прибыль

Пониженная ставка налога на доходы сотрудников

Упрощенный таможенный режим

Принцип одного окна

 

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 22 марта 2017

Заголовок в газете: Нужен нам берег Суэцкий

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру