Бомжи в Тверской области могут найти себе приют

Бомжи в Тверской области могут найти себе приют

Принято считать, что эти люди сами виноваты. Но если посмотреть объективно, многое решают обстоятельства. К примеру, по данным питерской благотворительной общественной организации «Ночлежка», в 36% случаев причиной отсутствия крова становятся семейные неурядицы, когда по разным причинам родственники выселяют своих близких. 25% становятся бездомными при переезде в другой город в поисках работы. 17% людей остаются без крова в результате мошенничества при сделках с недвижимостью. Под прицелом тут в первую очередь оказываются одинокие люди – пожилые или с проблемами по здоровью, а также бывшие детдомовцы. 10% попадают в эту категорию после освобождения из мест лишения свободы.

А бывают случаи, когда жилье приходит в негодность: становится ветхим или сгорает во время пожара.

У Христа за пазухой

Так случилось у ныне бездомного пенсионера Владимира. 17 лет назад в Кувшинове сгорел его дом. Не имея сил и средств на восстановление, он подался в храм, где его приютили. Хотел оправиться от перенесенного горя и приступить к постройке жилья.

– Лет мне тогда было немного, здоровый, крепкий, работящий, руки из правильного места растут. Думал, справлюсь. Но в итоге туда больше не вернулся, - вспоминает Владимир.

И жизнь «у Христа за пазухой» его вполне устраивала. Свято-Троицкая Сергиева лавра, Оптина пустынь, Боровский монастырь, Покровский монастырь (храм на Таганке), Нилово-Столобенская пустынь, монастырь в Софрино при бригаде ВВ МВД РФ и многие другие. 17 лет он исправно нес послушание и трудничество.

– Я не пью, меня везде принимали, со мной разговаривали. Работал плотником, слесарем, охранял автостоянку. Мне доверяли, - рассказывает бомж.

В его послужном списке «той» жизни есть профессии инструктора по парашютному спорту, тракториста, шофера. Служил в Одессе в ракетных войсках, затем работал на целине, был начальником караула. Женился на молдованке, но не поладили что-то, уехал на заработки на Север, накопил денег и купил домик в Кувшинове. Был в школе учителем труда. Как раз во время уроков его дом и сгорел.

В местной администрации тогда обещали помочь. Только обещали. Сейчас ему уже 72 года. От государства имеет пенсию, которой пока хватает хотя бы на питание. А вот с ночлегом плохо, здоровье стало подводить и при монастыре уже не принимают. Приехав в Тверь, он отправился в Дом милосердия на улице Коробкова, 15. Здесь его выслушали, но принять оказались не готовы – свободных мест не было.

В Доме милосердия два отделения. Социальная 20-местная гостиница рассчитана на граждан без жилья, но способных себя обслуживать, а может и частично обеспечивать. Здесь можно жить до 2 месяцев. Еще 20 мест предоставляет стационар для малоподвижных и лежачих больных, нуждающихся в уходе, которые содержатся по медицинским показаниям до полугода и больше. За год в среднем количество проживающих не превышает 90 человек.

Директор Дома милосердия Василий Платов пояснил, что на это время бездомным государство гарантирует временное размещение, горячее питание, содействие в оформлении документов и госпитализации в больницы. Здесь однозначно помогут расстаться с бродячей жизнью и вернуться в социум людям, которые этого реально хотят.

Ночлежка с фэйс-контролем

Ночлег бомж Владимир себе все-таки нашел. Подсказали, что в Твери на улице 50 лет Октября есть гостиница для бездомных. Здесь мы с ним и встретились.

Все привыкли к образу неопрятного бродяги, с котомками, пахнущего перегаром. К Владимиру этот шаблон никак не подходит. Обыкновенный с виду пенсионер, каких тысячи в городе. Кепочка, потертая курточка, выбрит, трезв.

– Мы пьяных не пускаем. Здесь сухой закон. На входе осматриваем, удостоверяемся, что гражданин в нормальном состоянии, присматриваемся, нет ли болезней каких. Документы, конечно, не смотрим, у большинства их и нет, - пояснил охранник.

Эта гостиница для бездомных появилась в Твери в прошлом году. После освящения она получила наименование во Имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского. Изначально здесь была установлена палатка и двухъярусные койки, рассчитанные на 14 человек.

Организатором временного приюта значится одноименная некоммерческая благотворительная организация. Однако один из ее руководителей, Василий Почтарев, отметил, что приют для бездомных был основан и содержится на частные пожертвования одного из предпринимателей. Он спонсирует ряд таких ночлежек в Центральной России. «Зачем ему это надо?» - спрашиваем. "Православный человек, верующий, скромный меценат, – отвечает Василий. – Предпочитает оставаться в тени".

Вторая жизнь вытрезвителя

За год удалось благоустроить территорию.

– Мы отсюда 20 машин мусора всякого вывезли. Один житель близлежащих домов таскал сюда с помоек весь «нужный» хлам. Болезнь у него такая. За годы накопилось прилично, - говорит куратор гостиницы для бездомных.

С приходом холодов людей поселили в каменном двухэтажном здании по соседству с палаткой – это бывший медвытрезвитель, полученный от города в аренду. Еще в теплый сезон здесь удалось наладить отопление. Здание находится в черте города, но не газифицировано. Газовая служба за подведение источника топлива запросила 1,5 миллиона рублей. Меценат на такие затраты не согласился. Приходится довольствоваться твердотопливным котлом, вот только нужда в дровах стоит остро. С остальными коммуникациями проблем нет.

Приведена в порядок кровля, начался ремонт помещений.

– Мы закупаем стройматериалы, а работают проживающие, среди них много мигрантов, людей рабочих профессий, - рассказывает Василий Почтарев.

Один из постояльцев, армянин Артем, показывает нам результаты своего труда. Аккуратно выкрашены стены, потолок и пол медкабинета – скоро он начнет функционировать.

– Пока не можем найти медика, обращались в разные учреждения, желающих работать с таким контингентом нет, - поясняет Василий.

Артем ведет дальше: выложенная плиткой душевая, подключенные стиральные машины – здесь моются и стирают одежду. Можно старые вещи сжечь, получить годные для носки. Комнаты теплые, с кроватями и постельными принадлежностями, столовая, кухня. Артем показывает холодильник – там полуфабрикаты, овощи. На столе крупы, хлеб, чай. «Еды здесь вдоволь, начальство об этом хорошо заботится», - скромно кивает работяга.

Сам он мигрант, приехавший на заработки. Потерял документы, о чем сообщил в полицию, ждет восстановления. Устроиться работать не может, на улицу выходить боится. Договорился о приюте с условием помощи в ремонте. Как только восстановит документы и накопит на билет – сразу домой, на родину, там еще живы родители.

Шаг вперед

Сюда приходят ночевать только мужчины. Кто-то работает грузчиком, кто устроился на кладбище, кто на стройке.

– Мы никого не оставляем здесь днем, чтобы не потакать тунеядству. Ночлег – временное пристанище для этих людей, и не изменит жизнь бездомного человека, не заменит дом. Мы принимаем их на ночевку, чтобы люди имели время восстановить документы, найти работу, оформить пенсию, инвалидность, уехать домой, наконец, - объясняет Василий Почтарев.

Если человек не достиг дна, не спился, не опустил руки, то его положение поправимо, считают в общественной организации. Таких примеров за год было немало.

Вспоминают детдомовца, парня 19 лет, почти месяц ночевал в палатке. За это время нашел работу, завел семью, встал на ноги.

Или бизнесмен из Москвы. Разорился так, что пешком в Тверь пришел. Ничего за душой не осталось. Халтурил в городе, пару месяцев приходил ночевать в гостиницу. Оказался дельным человеком. Ему помогли устроиться на сельхозпредприятие, где он получил стабильную зарплату и комнату в общежитии. Жизнь опять закипела.

Выбраться с улицы непросто, особенно если человек остался без поддержки родных и близких. Не важно, выпускник ли это детдома или пенсионер, важно одно - любой может вернуться к жизни, если почувствует поддержку и вновь поверит в себя. Конечно, среди бездомных есть отвязные тунеядцы, выпавшие из социума и не желающие в него возвращаться. Но многим действительно нужно просто протянуть руку. Конечно, социальные гостиницы – это не панацея, а шанс выбраться. Но шансом этим, к сожалению, пользуются немногие.

______________

Еще одно место, где в Твери могут найти приличный приют бомжи, - это негосударственная благотворительная организация «Твой дом», в микрорайоне «Южный». Условия такие – трудоспособный возраст, трезвый образ жизни, возможность и желание работать. За это поселяют в коммунальной квартире, обеспечивают работой и дают 10% заработка на расходы. Все условия объясняют сразу, несогласные идут искать счастья дальше. А те, кто готов принять правила игры, задерживаются надолго и не жалеют потом. Жизнь в трудовом доме дает не просто материальное облегчение на короткое время, а вытаскивает из ямы бездомных и нищих. По подсчетам координаторов «Твоего дома», за 2 года существования около 100 человек прошли здесь социальную реабилитацию.

_______

По разным оценкам, сегодня в России от 1,5 до 4,2 миллиона бездомных, что составляет около 3% россиян.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 12 апреля 2017

Заголовок в газете: Выбраться с улицы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру