На улицах Твери появились сомнительные сборщики "детям Донбасса"

На улицах Твери появились сомнительные сборщики "детям Донбасса"

На днях у оживленных тверских магистралей появились молодые люди с коробками для пожертвований. На коробках крупная надпись «Детям Донбасса», на бэджах у волонтеров указано «Международное движение «Ежи».

«На благое дело просят», - наверняка думают многие автомобилисты, доставая бумажник. Возможно, и так, тем более что "благотворительностью" на профессиональной основе «Ежи» занимаются не первый десяток лет. До 2001 года организация называлась «Город без наркотиков», затем до 2004-го - «Дети детдомов», до 2008-го - «Обездоленные дети», до 2012-го – «Международная благотворительная организация «Ежи». Международный статус, по-видимому, обусловлен документами, поданными на оформление представительств в Беларуси и Германии и отделениями в Польше и Литве.

Кроме того, «Международное движение «Ежи» имеет филиал – межрегиональную благотворительную общественную организацию «Вместе в новое тысячелетие». Это ее название фигурирует на документах, которые волонтеры предъявляют интересующимся.

«Помогите бедному ребенку» - с такой фразой активисты переходили от автомобиля к автомобилю, что останавливались на красный свет, в украинском городе Запорожье. Пару лет назад местная газета писала, что собиравшие деньги волонтеры даже не знали, как зовут больного мальчика, и убегали от докучливого корреспондента. Но журналисты все же выяснили, что основными получателями помощи от фонда оказались сотрудники самого фонда.

Углубимся в историю. В апреле 2015-го сомнительные благотворители занимались сбором средств в городе на Неве. Они представлялись волонтерами фонда «Вместе в новое тысячелетие» (филиала «Ежей»), беженцами из Донецка и Луганска, пострадавшими от новой украинской власти. По их словам, пожертвования предназначались тяжелобольным детям и сиротам из борющегося за независимость региона.

Здесь стоит отметить, что фонд «Ежи» основан в марте 2014 года и зарегистрирован в Киеве. У него схожие с другими перечисленными организациями DNS и MAIL-серверы, общий адрес электронной почты. И стоит за всеми этими структурами один человек – некто Руслан Ферима, выпускник донецкой школы-интерната и герой множества репортажей украинских СМИ о псевдоблаготворителях, которые наживаются на чужой беде. Фериму упрекают в отсутствии вразумительной отчетности: сколько денег собирают волонтеры и сколько доходит до нуждающихся – проверить невозможно.

Получается, одни и те же люди организуют сбор средств «детям Донбасса» в Петербурге и для нужд украинской армии – в Киеве. Но здесь вряд ли замешана политика – только бизнес. Этот формат фандрайзинга создает почву для злоупотреблений. Ведь невозможно отследить, сколько денег собрано в конкретный день на конкретной улице, сколько в итоге было направлено на благие цели. И, скорее всего, большая часть пожертвований попросту идет бизнесменам от гуманности в карман. Недаром украинское МВД внесло фонд «Обездоленные дети» в список мошеннических благотворительных организаций, а в отношении фонда «Ежи» было открыто уголовное производство.

Представители благотворительных организаций с хорошей репутацией не берутся утверждать, что буквально все, кто собирает деньги на улицах, мошенники, однако при встрече рекомендуют проявлять осторожность. Так, у настоящего волонтера должны быть опломбированный, пронумерованный и закрытый ящик-копилка, папка с реквизитами его организации и контактной информацией фонда и родителей детей, удостоверение личности волонтера. Желательно также наличие брендированной униформы и разрешение от дирекции, когда сбор средств происходит на территории какого-либо учреждения. Ну а самая надежная помощь, если ваше сердце тронула чья-то история, это напрямую из рук в руки, минуя посредников.

____

Взглянув на проблему под другим углом, в фандрайзинге у обочины можно разглядеть попрошайничество. Однако в федеральном законодательстве сегодня такого термина нет, и полицейские, даже при наличии жалоб, имеют полномочия лишь задержать волонтера для установления личности, затем проведут воспитательную беседу и отпустят. Если попрошайка не нарушает ПДД, ему ничего не угрожает.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 12 апреля 2017

Заголовок в газете: Благотворители с большой дороги

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру