Свыше 500 поисковиков со всей России ищут бойцов подо Ржевом

Свыше 500 поисковиков со всей России ищут бойцов подо Ржевом

Армейские брезентовые шатры соседствуют с яркими туристическими палатками. Рядом стоянка тяжелой техники МЧС и Минобороны. Территория разграничена, передвигаться можно только по проложенным тропам. Тверь, Вологда, Якутия, Тюмень – над лагерем каждой делегации развевается флаг поискового объединения.

В начале прошлой недели к небольшой деревне Есемово Ржевского района начали съезжаться поисковики из 25 регионов России, а также Казахстана и Германии. 26 марта стартовала Международная военно-историческая экспедиция «Ржев. Калининский фронт».

Мистика или интуиция?

- Были на раскопе. Пошел дождь, затем град. Копаю в резиновых сапогах, без них никак. Очень замерзли руки и особенно ноги. Ничего не попадалось кроме железа, патронов и камней, - вспоминает прошлый сезон 22-летняя Екатерина Шиянова из Костромы. - Тут кто-то закричал: «Останки!». Далее - еще: «Медальон!». Все воодушевились. Но он оказался пуст. Горько, конечно, и обидно, ведь мы могли вернуть погибшему имя.

Бойцы обычно смертные медальоны не носили. Считали плохой приметой. Так что их нахождение – событие уже уникальное. В одном из медальонов, найденном под Смоленском в прошлом мае отцом Екатерины Сергеем Владимировичем, уцелела записка. Она была написана простым, а не химическим карандашом или чернилами. А потому буквы не расплылись. Поисковики прочитали имя солдата - уроженца Ярославля Леонтия Васильевича Константинова, который до этого момента числился пропавшим без вести в областной Книге памяти.

Сидя в лагере у костра, боевые товарищи вспоминают немало интересных фактов прошлых экспедиций. Например, как в Ленинградской области обнаружили записную книжку бойца, сейчас ее изучают специалисты. Как 23 августа 2016 году нашли под Ржевом самолет Як-1, которым управлял старший лейтенант Александр Кузьмич Большаков. А при нем - отрывной талон на завтрак 23 августа 1942 года. Им боец так и не воспользовался.

10-классница Мария Беляева из города Буй Костромской области рассказала о своем первом найденном солдате:

- Уже смеркалось, что-то зашуршало у елки. И неожиданно стало страшно. Было ощущение, что сейчас из леса выйдут немцы, - вспоминает Мария.

И вдруг девушку потянуло к тому месту. Около ели Маша нашла останки убитого советского солдата. Мистика? Трудно сказать. Но многие поисковики отмечают, что найти погибших им помогает прежде всего интуиция.

Вернули 100 имён

Экспедиция под Ржевом - уже 4-я по счету в рамках масштабного совместного проекта Российского военно-исторического общества, «Поискового движения России», Министерства культуры РФ, Минобороны РФ и Правительства Тверской области.

Впервые на территории Верхневолжья она прошла в 2016 году. Тогда участники «Калининского фронта» подняли останки 241 бойца, установили более 100 имен.

Теперь экспедиция «Ржев. Калининский фронт» станет ежегодной. С инициативой поддержать эту идею к президенту Владимиру Путину обратились губернатор Тверской области Игорь Руденя и министр культуры Владимир Мединский. Глава государства идею поддержал.

Формат лагеря ориентирован в том числе на новичков поискового дела. Как и в прошлом году, с ними будут проводить занятия по технике безопасности, военной археологии и оформлению поисковой документации. Есть в этом году нововведение. С работой поисковиков «Калининского фронта» в рамках программы «Дороги Победы» ежедневно будут знакомиться школьники из Московской и Тверской областей. Первые ученики посетили лагерь в день его открытия.

- Объединяя сотни поисковиков, экспедиция служит восстановлению исторической справедливости и развитию патриотической работы, способствует возвращению из небытия имен погибших бойцов, - обратился с приветствием от имени главы региона Игоря Рудени к поисковикам заместитель председателя правительства Андрей Белоцерковский.

Член Общественной палаты РФ, ответственный секретарь «Поискового движения России» Елена Цунаева не стала говорить о том, как важна эта работа. Она просто пожелала каждому участнику экспедиции найти своего солдата и чтобы у каждого бойца оказался при себе медальон.

Из архива в поле

Поисковая работа - дело сложное. Полный цикл начинается в архивах, продолжается в поле на раскопках и завершается увековечением памяти погибших воинов.

- Не только поиск захоронений воинов, но и их перезахоронение - наш долг перед погибшими, - отметил председатель совета ветеранов Осташковского района, стоявший у истоков поискового движения в Тверской области Анатолий Лукашев.

До сих пор миллионы солдат Великой Отечественной числятся без вести пропавшими. Разрозненные данные о них можно найти в архивах и военкоматах, в отчетах поисковиков и в региональных Книгах памяти. Но единого реестра сведений нет. Случалось так, что похоронку по каким-то причинам не могли отослать. И родные до сих пор ничего об умершем не знают. Мешают работе допущенные когда-то ошибки и описки: одна буква в фамилии искажена, и поиск зашел в тупик. Бывают ситуации, когда по документам один и тот же солдат захоронен в нескольких местах.

- А потому необходимо уже имеющиеся данные приводить к единому знаменателю. И здесь нужна помощь подрастающего поколения. Согласен, работа поисковика сложна и физически, и психически. Приходит много молодежи, остаются единицы, - поделился мнением Анатолий Лукашев. – И именно этим нескольким ребятам я готов передавать свой опыт.

То, что молодежь должна заниматься поисковой деятельностью, ни у кого сомнения не вызывает. Руководитель Тюменского областного поискового центра Артур Ольховский вспоминает, сколько раз за 30 лет поиска он говорил себе: «Все, это – последняя вахта». Было в его жизни немало споров с учеными, обвиняющими поисковиков в разрушении культурного слоя, немало сомнений рубить или нет молодое дерево, чтобы достать из земли останки.

- Но, когда ты уже готов все бросить, священник на захоронении вдруг произносит: «Каждый из бойцов, которых мы сегодня предаем земле, более полувека ждал этого момента». А значит, ждал тебя. И ты вновь отправляешься на места боев.

______________

К началу работы лагеря в Ржеве на средства регионального бюджета построено первое в России стационарное хранилище для останков и личных вещей советских бойцов, поднятых во время поисковых работ. На подготовку и проведение экспедиции «Ржев. Калининский фронт» из федерального бюджета выделено около 12 млн рублей, еще 5 млн рублей - из бюджета региона.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 3 мая 2017

Заголовок в газете: Каждый из них ждал тебя

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру