Тверские рестораторы встретились с фермерами

Маринады, сыры, колбасы, сметана, сладости, мед и другие продукты – вкусный антураж (и запах) встречал участников недавнего семинара по развитию гастрономического туризма в Тверской области, который прошел в одном из отелей областного центра. Разговор о предполагаемых брендах нашего региона из теоретической плоскости организатор семинара – Ассоциация туризма Тверской области – перевел в плоскость практическую, пригласив на встречу фермеров.

Приехали около 20 представителей развивающихся хозяйств, многие привезли свою продукцию. Поэтому семинар начался не с пространных речей, а с предметного разговора о том, что полезного и вкусного есть в области и как это можно использовать в ресторанной кухне.

От грибов до мармелада

Конечно, в большинстве случаев речь идет не о гастрономических брендах, а о здоровой, экологически чистой продукции, попробовать которую не откажется ни один турист.

К примеру, вкус «Продуктов Бончарово» из Торопецкого района не оставляет сомнения – в колбасе никакой химии, здесь только мясо. А в молочных продуктах – только молоко.

Золотистый мед ЛПХ Андрея Рыбакова из Калининского района – пальчики оближешь.

Лихославльский мармелад знают и любят уже далеко за пределами Тверской области. Вкус натуральных ягод привлекает даже не сладкоежек. «Мармеладная сказка» в последнее время постоянный участник всевозможных гастрономических выставок, и вот у нее, кстати, есть перспективы когда-нибудь стать брендом. Производители чутко уловили и веяния времени: расфасовывают мармелад не только в коробки, но и делают сказочные съедобные сувениры.

Кашинский колхоз «Красная звезда» привез маринады: квашеная капуста, соленые огурцы… Людей из провинции этим не очень-то удивишь, но в Москве, по признанию директора колхоза Владимира Чистякова, продукты не успевают доходить до прилавков.

Упаковки со свежими вешенками привлекли особое внимание: грибы - редкость на фермерских выставках. К тому же этот сорт многим мало знаком. Фермер Михаил Катихин из Калининского района занимается выращиванием вешенок недавно, с ноября прошлого года. Здесь, на выставке, он подарил по упаковочке грибов всем желающим. Признаться, дома, перед приготовлением, мне пришлось прибегнуть к информационной помощи гугла: готовить вешенки еще не приходилось. Оказалось, все просто: помыть, порезать и совсем недолго пожарить с луком. Вкуснотища! С шампиньонами не сравнятся. Кстати реализует фермер свою продукцию в тверских магазинах.

Конаковский район представил сыр элитных сортов, приготовленный по французским рецептам. Директор развивающегося предприятия Елена Ильичева признает, что это сыр не для ежедневных завтраков, а скорее для особых случаев. Стоимость некоторых видов – 1800-2000 рублей за кг. У конаковского сыра тоже есть шанс стать брендом, тем более что в тверской губернии сыроварение имеет свою историю, которой уже 150 лет. Но успех производителям обеспечен лишь в том случае, если они займутся активной раскруткой своего продукта. Пока же предприятие не имеет ни одного своего магазина в регионе, купить его можно только кое-где в Москве.

Кстати, историческими сведениями об отдельных продуктах и блюдах буквально поразила всех специалист информационного центра библиотеки имени Горького Людмила Соколова. В прошлом году, когда Ассоциация туризма Тверской области начала разработку гастрономического проекта «Вкус Верхневолжья», по просьбе руководителя ассоциации Ирины Шереметкер она проштудировала различные литературные источники. По словам Людмилы Николаевны, на тверской земле в не таком уж далеком прошлом были продукты, которыми можно гордиться. Это и сыры Николая Верещагина (в том числе и зеленые), и ржевская пастила, и тверские пряники, и многое другое. Всю эту историческую информацию можно с успехом использовать в раскрутке тверской гастрономии.

Используем рефлекс

Собственно, цель этого семинара, в котором приняли участие представители Министерства туризма, главы муниципалитетов, и была – создание гастрономической составляющей тверского туризма. С тверским продуктом познакомились и рестораторы. Им предлагается стать участниками гастрономического проекта «Вкус Верхневолжья», который презентовала организатор семинара Ирина Шереметкер.

Его участниками могут стать все, кто имеет отношение к индустрии гостеприимства. Главный идеолог проекта – президент Ассоциации туризма Ирина Шереметкер в сотрудничестве с руководителем фонда «Русская поварня» Максимом Сырниковым. География вкусного маршрута обширна, все зависит от того, сколько объектов питания и размещения захочет в этом участвовать.

Схема проста: местные фермеры продают свою продукцию рестораторам, которые используют ее в приготовлении блюд русской кухни, а турагентства привлекают в эти заведения туристов. В идеале, по условиям проекта, ресторан должен иметь русскоязычное название и соответствующий интерьер. Создать его непросто. Сейчас много стилизованных заведений. Но украсить ресторан лаптями и самоваром, поставив для мебели русскую печь, – это далеко не все. В идеале хорошо бы готовить еду в этой самой печи, использовав соответствующую посуду – ковши, чугунки. От персонала требуется не только уметь приготовить и правильно подать блюдо, но и знать кулинарные традиции – российские и тверские, чтобы ответить на любой вопрос гостя. Интересно также не просто дать попробовать туристам местные блюда, но и приобщить их к искусству приготовления.

Особый разговор о меню. Несколько лет назад создатели фонда «Русская поварня» проводили соцопрос среди жителей Москвы и Петербурга. Картошка, котлета с макаронами и даже чипсы – примерно такой набор национальных блюд называли респонденты. А рестораторы даже и думать не хотели о возрождении наших традиций, увлеченно осваивая европейские и восточные меню. В результате сейчас многие понимают, что означают труднопроизносимые японские названия блюд, пора бы вспомнить и свои.

Раскрутка нового туристического направления в нашем регионе идет уже больше года. Ирина Шереметкер так оценивает результаты:

– Не говорим пока о том, что к нам хлынул поток туристов, но свою нишу на федеральном пространстве мы уже заняли, и Тверская область звучит. Отмечу в этом заслугу Правительства области, которое заинтересовано в развитии туризма. Воздействие на рефлексы - это беспроигрышный вариант. Это я о еде. Но сегодня мы увидели, что еда - это еще и наша история. То есть видится большая социальная оставляющая проекта. И это важно не только для гостей, но и для самих жителей.

Streed-food из неликвида

– Для сельхозотрасли проект может стать поддержкой, у них появятся рынки сбыта, – считает депутат Госдумы, председатель Тверского союза фермеров Светлана Максимова. – Если объединить гастрономический туризм и агротуризм, у нас получится замечательная конфетка с хорошей начинкой. Мы видим, сколько сегодня приехало производителей. Значит, у них есть понимание и заинтересованность.

Возникновение гастрономического туризма вообще связано с поисками эффективных способов реализации местной сельхозпродукции. Ирина Шереметкер представила презентацию, рассказывающую о том, какова экономическая составляющая гастрономии в туриндустрии разных стран. Около 40%, что дает все основания для того, чтобы отнестись к вопросу серьезно.

Новой темой, которая прозвучала впервые, стало предложение по созданию точек уличного питания: streed-food, fast-food, casual-food. Этим, по задумке организаторов, можно было бы убить двух зайцев. Накормить туристов (речь сейчас именно о них) и сделать доброе дело фермерам, используя в приготовлении в том числе и продукты-неликвиды. К примеру, мелкий репчатый лук, картофель-горох при умелом кулинарном подходе вполне подойдут для меню уличного питания.

Вскоре мы сможем это все попробовать. Как сообщил начальник департамента экономики, инвестиций и промышленной политики администрации Твери Андрей Гаврилин, летом в областной столице планируется проведение гастрономического фестиваля. Он в свою очередь станет частью Недели тверской кухни, которая пройдет в областном масштабе.

___________

11 мая в Тверском колледже сервиса и туризма состоится мастер-класс Максима Сырникова по приготовлению блюд местной кухни.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 11 мая 2017

Заголовок в газете: Путь к сердцу лежит через желудок

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру