Тверские экологи предлагают уроки нового формата

17 мая 2017 в 14:22, просмотров: 391

Пока Марья Ивановна с пятиклассницами оценивает цвет ряски в ближайшем от школы озере, мальчишки, орудуя пробирками, рН-метрами и другими приборами, проводят химические исследования водоема. А уже после в классе, совместно проанализировав данные, приходят к выводу: здесь можно купаться и даже брать воду для приготовления пищи. Правда, после должной обработки.

Не ждем звонка с урока

Ну, скажите, кому из школьников не понравится такая познавательная прогулка, которая в то же время значительно пополнит копилку педмастерства учителя. Ведь такой урок решает сразу несколько задач. Дети понимают, как работают химические приборы, сами проводят исследования, осваивают методы экологического мониторинга, а главное - начинают видеть, что их окружает. Согласитесь, такие школьные часы куда интереснее, чем 40 минут монотонного монолога.

Прогулки не втиснуть в переполненное школьное расписание, есть четкий, годами отработанный план урока, пусть каждый учит своему, нет оборудования – доводов «против» может быть предостаточно. Но, пожалуй, основной – лень.

Я мало что помню из уроков физики про электрические потенциалы, напряжение и сопротивление. Но знаю, почему сидячих на проводах птиц не бьет током и почему в грозу движение на улице замирает. Мой учитель физики никогда не отдергивал одноклассников, считающих за окном ворон. Напротив, он присоединялся к подсчету птиц, рассуждал, почему их так тянет к проводам, кипятил воду из снега и вместе с учениками придумывал вечный двигатель. Парадокс, но один из наших двоечников успешно окончил МФТИ.

За 20 лет ничего не изменилось. Учителя по-прежнему делятся на желающих научить и на тех, у кого общение с детьми ограничивается звонками с уроков. И пока вторые жалуются за зарплату и взбалмошных подростков, первые выкладываются по полной, чтобы сделать школьную жизнь детей интереснее. Например, совместная работа учеников и замдиректора 46-й школы Твери, учителя географии Татьяны Медовниковой.

В прошлом году они участвовали в проекте Русского географического общества «Литературная география». Чтобы оценить состояние сохранности объектов литературного наследия региона, школьникам необходимо было выбрать из списка писателей тех, в чьих произведениях отражен образ тверского края, найти фрагменты, которые содержат географическую информацию, сравнить описываемую территорию с ее сегодняшним состоянием, да еще подкрепить материал иллюстрациями. Ученики посетили музеи и старинные усадьбы в Калязинском и Кашинском районах, проехались по старицким и торжокским местам. И вся эта проектная работа велась, как говорится, без отрыва от учебы.

До Печоры добрались немногие

И примеров такого взаимодействия педагогов с учениками в нашей области немало. Чтобы их стало еще больше, для учителей, библиотекарей и сотрудников музеев западных районов Тверской области была организована встреча. Ее инициатором выступила Торопецкая районная экологическая общественная организация «Наследие».

Обучающий семинар прошел в рамках проекта «Хранители наследия», который реализуется на средства господдержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ №68-рп от 05.04.2016 и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Ведущие ученые-экологи региона рассказали о возможностях использования Красной книги Тверской области в учебной деятельности, о природном наследии, ландшафтном и биологическом разнообразии Верхневолжья, о международных и федеральных экологических проектах в нашей области.

От теории перешли к практике. Организаторы встречи лично продемонстрировали, как занудный урок можно превратить в увлекательное путешествие в мир природы. Изучаемая тема не из простых – миграция редких птиц. Взрослые с азартом "перевоплотились" в гусей и стали на крыло в районе озера Ферто на границе Австрии и Венгрии. Во время виртуального перелета новоиспеченные "пернатые" по-иному взглянули на белорусские и российские пойменные луга и болота, познакомились с красотой и одновременно опасностью, которую они в себе таят.

До Печоры добрались немногие: одни в небе стали жертвой сапсана, другим не хватило места для отдыха, так как привычное болото превратилось в место добычи сапропеля, ну а третьих поджидали охотники. Так что из выживших единицы смогли продолжить свой род – гуси, как известно, моногамные птицы.

Учителя взяли этот пример на вооружение. Идеей так просто донести до детей непростые географические, биологические и экологические знания заразились многие. И, возможно, уже совсем скоро в классах сельских школ вместо привычного: «Кто идет к доске?» - прозвучит: «Иванов, поднимай всех на крыло!» И этот полет будет в правильном направлении.




    Партнеры