Тема детства и защиты прав ребенка неизменно вызывает повышенное внимание, и не только в связи с Международным днем защиты детей. О том, как в нашем регионе защищаются права детей, с какими сложностями сталкиваются родители и дети – на эти и другие вопросы ответила Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области Лариса Мосолыгина.
- На первый взгляд, права ребенка такие же, как у взрослого, но разница в том, что сами дети в силу объективных причин не способны защитить свои права и интересы, - говорит Лариса Анатольевна. - Да и многие взрослые не совсем четко представляют себе, в чем заключаются эти права. Поэтому, конечно, уполномоченные по правам ребенка не сидят без работы в регионах, так же, как и на федеральном уровне. Надо понимать, что у подавляющего большинства жителей низкий уровень правовой культуры и правовой грамотности, многие родители пассивны. К нам часто приходят примерно такие обращения: вы нам, пожалуйста, помогите – подайте в суд, оформите пособие, решите конфликт с родственниками, но сами мы никуда не пойдем. То есть люди не хотят или не могут приложить усилия для защиты прав своего ребенка. А родительство должно быть ответственным прежде всего!
- Как, в таком случае, бороться с этой пассивностью? Можно ли переломить эту ситуацию?
- Думаю, до конца мы ее никогда не переломим. Просто одни люди более активные, другие – менее. И когда такие люди сталкиваются с неприятностями и проблемами, для них это становится серьезным ударом. Многие просто не знают, как вести себя в такой ситуации.
- Лариса Анатольевна, в чем нарушаются права ребенка в Тверской области и как они защищаются?
- Невозможно выделить какую-то одну сферу или тенденцию. В сфере детства возникают проблемы у разных категорий населения и по разным ситуациям, это и образование, и здравоохранение, и материальные и имущественные права детей. Много обращений приходит в связи с защитой прав не только ребенка, но и семьи, в связи с необходимостью оказания социальной помощи, начислением пособий, выдаче земельных участков, распоряжением средствами материнского капитала. Традиционно много вопросов возникает по взысканию алиментов. Этим вопросом занимаются судебные приставы, но когда возникают сложности с исполнением решения, мы подключаемся, чтобы помочь. Часто родитель, с которым остался ребенок, не знает даже, с какой стороны подойти к решению этого вопроса, к примеру, как составить заявление в суд. Это не прямое отстаивание прав, а, скорее, помощь в виде юридической консультации, и мы не можем оставаться в стороне.
Много вопросов у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья по получению образования. В законе прописано, что такие дети могут получать образование наравне с другими детьми, но, к сожалению, ни образовательная система, ни педагоги, ни родители других детей не готовы принимать ребенка, который имеет особенности в развитии. Бывает, в детском саду или школе поднимается настоящее «народное восстание», родители требуют убрать особенного ребенка из коллектива, пишут письма, что он мешает образовательному процессу, настраивают против него своих детей. Педагог тоже включает защитную реакцию и либо вообще такого ребенка не замечает, либо своим избыточным вниманием оказывает на него давление, вынуждая родителей забрать его из образовательного учреждения. По идее, такие дети должны иметь индивидуальных сопровождающих – тьюторов, которые помогали бы педагогам и сглаживали все острые углы, но в Тверской области, к сожалению, их фактически нет. Пока дело обстоит очень сложно, и не только в нашем регионе.
- Сегодня отмечается День защиты детей. Так от чего и от кого надо прежде всего защищать наших детей, от каких соблазнов и опасностей?
- В стремлении защищать главное – не перегнуть палку. Меня, честно говоря, пугает радикализация взглядов взрослых людей в отношении детей, метание из крайности в крайность. Тема детства в последнее время стала поводом для некого общественного, иногда и политического размежевания. Любая ситуация с ребенком, даже банальная бытовая, может стать топ-новостью на несколько дней, а то и недель, и привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Доходит до абсурда. Приезжаю летом в детский лагерь и вижу: выступающие корни сосен покрашены в белый свет. Оказалось, после того, как ребенок в одном из загородных лагерей упал на корень и сломал руку, в отношении руководителя лагеря было возбуждено уголовное дело. Руководителям всех лагерей после этого велели корни прикрыть ударопоглощающим покрытием или как-то их обозначить. Гарантирует ли это, что больше никто никогда ничего не сломает и не повредит? Конечно же, нет. Это лес и это дети! Если в следующий раз ребенок, заигравшись, стукнется головой о ствол дерева, нам порекомендуют спилить деревья? Если мы хотим защищать ребенка от всего на свете, и от природы в том числе, то проще посадить его в вакуумный мешок и запретить шевелиться.
Надо учить ребенка жить в окружающем мире, видеть и распознавать опасность и уметь ее избегать, а не изолировать от жизни. Поэтому хочется обратиться к родителям: помогайте своему ребенку, защищайте его, но дайте ему возможность развиваться самостоятельно. От всего оградить невозможно! Иначе в тепличных условиях, со всех сторон окутанный родительской заботой он не научится жить самостоятельно даже к сорока годам. Повзрослеть можно только на своих ошибках и собственном опыте. Дайте своему ребенку возможность проявить самостоятельность и получить этот самый жизненный опыт! Не стоит даже делать вместе с детьми домашние задания. Это их задания, не ваши! В крайнем случае, можно помочь, когда возникают затруднения, когда ребенок попробовал все варианты, но не нашел правильного решения. Но не вводить в практику ежедневные семейные домашние уроки. Иначе мы не научим детей принимать самостоятельные решения, видеть и воспринимать свои ошибки и искать возможности их исправления. Они всегда будут ждать, что кто-то за них это сделает.
- Но есть и другая крайность: родители поглощены работой или, того хуже, социальными сетями и на ребенка обращают мало внимания…
- Не надо скатываться ни в одну, ни в другую крайность. Всегда родители работали, во все времена. Хотя бы вечером необходимо провести время с ребенком. И даже в течение рабочего дня многие родители находят возможность пообщаться с детьми, по телефону или в социальных сетях, проконтролировать их. И, кстати, о социальных сетях. Не надо их запрещать, перекрывать доступ к компьютеру. Это элемент современной жизни, ставший уже обыденностью. Надо умело его использовать. Ребенок все равно найдет возможность выйти в Интернет – друзей попросит, например, но вы даже не узнаете об этом. Возникнет недоверие к вам, тайная, скрытая от вас жизнь. Это плохо. Поэтому нужно соблюдать золотую середину, не дергать и не осаживать постоянно, но быть рядом и помогать. Такая разумная форма мягкого и заинтересованного контроля.
- Как вы считаете, допустимо ли применять к детям физические наказания?
- Сложно сказать, потому что для самого ребенка не столько силен страх наказания, сколько его угроза, ожидание возмездия. Надо, чтобы в семье были четко обозначены правила поведения, чтобы ребенок представлял последствия того или иного поступка. Побои за плохие отметки в школе, не говоря уже о систематических истязаниях по поводу и без него, недопустимы. Но за единичные случаи родителей нельзя судить, ведь бывают патовые ситуации, когда ребенку угрожает реальная опасность и кроме как физической силой ребенка не остановить. Например, он стоит на окне и готов шагнуть вниз. Естественно, в таком случае родитель может стащить с окна и встряхнуть его в сердцах. Можно ли осуждать родителя в такой ситуации?
- Бытует мнение, что сейчас дети поздно взрослеют, молодые люди становятся более инфантильными?
- По моим наблюдениям, инфантилизм действительно развивается. И это началось вместе со стабилизацией ситуации в стране. В благополучной с социально-экономической точки зрения Европе дети тоже взрослеют очень поздно, долго учатся и, даже работая, часто остаются по уровню сознания и степени самостоятельности инфантильными. Мы сейчас идем примерно по такому же пути. У нас выросло поколение счастливых сибаритов, созерцателей жизни, живущих в относительно благополучных условиях и не знающих, что такое тотальный дефицит и кризис. Родители чуть ли не по первому требованию готовы оплатить поездки, купить одежду, гаджеты, дают деньги на карманные расходы… А к чему им стремиться, когда все в жизни есть? Дети часто не умеют мечтать, нередко даже не могут сформулировать свои желания. Сегодняшнее поколение дольше остается детьми и труднее взрослеет. Но это, конечно, некая общая тенденция, в которой, разумеется, есть исключения. Есть дети, которые взрослеют рано и быстро становятся самостоятельными, знают, чего хотят в жизни, и добиваются поставленных целей.
- Как дети воспринимают нынешнее патриотическое воспитание, во многом замешанное на советском прошлом? Не считаете ли вы, что у нас воспитывается празднично-парадное отношение к Великой Отечественной войне?
- На мой взгляд, нынешние дети воспринимают патриотическое воспитание вполне позитивно, но не так, как мы. Ежегодно в преддверии 9 мая разгораются споры о том, не превращается ли празднование Дня Победы в какой-то карнавал. На мой взгляд, молодое поколение вполне четко осознает значение этого праздника. Другое дело, что люди, которые воевали, не могли праздновать День Победы так, как празднуем его мы сейчас. Для ветеранов вспоминать о войне всегда было очень больно, для них это действительно праздник со слезами на глазах, некий вздох облегчения, что все ужасы войны закончились. Естественно, что поколение наших детей знает о войне в основном по рассказам и фильмам. И закладывают в празднование Дня Победы совершенно другие смыслы – благодарность победителям в первую очередь, уважение к памяти, гордость за народ, победивший фашизм. Поэтому неизбежно появляется и новая символика и атрибутика, и возможно, как-то будут изменяться традиции празднования. Не в ущерб смыслу, разумеется. Так развивается общество.
Что касается патриотического воспитания в целом, то многие дети искренне интересуются всем тем, что мы традиционно вкладываем в это понятие. В Ржевском и Зубцовском районе ребята с удовольствием участвуют в работе поисковых отрядов на местах сражений. Помогают документировать находки, ищут родных погибших солдат. И нельзя сказать, что это что-то наносное и чуждое. У детей и подростков растет уважение к мундиру. Кадетские классы пользуются большой популярностью. Я уже не говорю про суворовское училище, где каждый год огромный конкурс. Разве это искусственно созданный интерес? Нет, конечно, трудно заставить ребенка надеть форму и соблюдать особые требования, если это ему не нравится, чуждо и не интересно.
- Вы мама четверых детей. Как удается совмещать общественные и семейные заботы?
- С трудом. У меня такие же сложности, как у любого другого родителя. Точно так же сталкиваюсь с тем же, что и остальные мамы и папы: с очередями в поликлиниках, сложностями учебного процесса, поездками детей на соревнования.
Сейчас уже попроще, поскольку дети становятся более самостоятельными. Старший, Александр, уже совсем взрослый, ему почти 21 год, он студент, учится в Москве. Дочери Марии 12 лет. У нее проявляются способности к математике и общественным наукам, она также увлеченно занимается велосипедным спортом, да и вообще активистка. Сыну Семену 10 лет, он воспитанник спортшколы по прыжкам на акробатической дорожке и батуте. Выполняет нормативы по первому взрослому разряду, а главное – ему нравится. Младший, 7-летний Василий, занимается хоккеем, просто фанат этого вида спорта. Все у нас отчаянные болельщики и поддерживают друг друга.
Дети помогают по хозяйству, знают, когда нужно убраться, покормить рыбок, выгулять собаку, полить цветы, собраться на тренировку. Самостоятельность, дисциплина, ответственность – на этих принципах в нашей семье строится процесс воспитания. Мы же со своей стороны стараемся давать нашим детям возможности попробовать свои силы в том или ином занятии, если возникает желание. Пусть пробуют, ищут себя.