В чём нарушаются права ребёнка в Тверской области

Справка МК

Мосолыгина Лариса Анатольевна. Работала в средствах массовой информации, с 2009 года была главным редактором единственного в Тверской области издания о детях — журнала «Большие и маленькие». С 2012 года руководила региональным представительством одного из крупнейших благотворительных фондов страны — "Русфонда", помогая семьям, воспитывающим детей-инвалидов, детям-сиротам. С проблемами детства знакома не только в рамках своей профессиональной деятельности, Лариса Анатольевна — мама четверых детей.

Тема детства и защиты прав ребенка неизменно вызывает повышенное внимание, и не только в связи с Международным днем защиты детей. О том, как в нашем регионе защищаются права детей, с какими сложностями сталкиваются родители и дети – на эти и другие вопросы ответила Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области Лариса Мосолыгина.

- На первый взгляд права ребенка такие же, как у взрослого, но разница в том, что сами дети в силу объективных причин не способны защитить свои права и интересы, - говорит Лариса Анатольевна. - Да и многие взрослые не совсем четко представляют себе, в чем заключаются эти права. Поэтому, конечно, уполномоченные по правам ребенка не сидят без работы в регионах, так же как и на федеральном уровне. Надо понимать, что у подавляющего большинства жителей низкий уровень правовой культуры и правовой грамотности, многие родители пассивны. К нам часто приходят примерно такие обращения: вы нам, пожалуйста, помогите – подайте в суд, оформите пособие, решите конфликт с родственниками, но сами мы никуда не пойдем. То есть люди не хотят или не могут приложить усилия для защиты прав своего ребенка. А родительство должно быть ответственным прежде всего!

- Как в таком случае бороться с этой пассивностью? Можно ли переломить ситуацию?

- Думаю, до конца мы ее никогда не переломим. Просто одни люди более активные, другие – менее. И когда такие люди сталкиваются с неприятностями и проблемами, для них это становится серьезным ударом. Многие просто не знают, как вести себя в такой ситуации.

- Лариса Анатольевна, в чем нарушаются права ребенка в Тверской области и как они защищаются?

- Невозможно выделить какую-то одну сферу или тенденцию. В сфере детства возникают проблемы у разных категорий населения и по разным ситуациям - это и образование, и здравоохранение, и материальные и имущественные права детей. Много обращений приходит в связи с защитой прав не только ребенка, но и семьи, в связи с необходимостью оказания социальной помощи, начислением пособий, выдаче земельных участков, распоряжением средствами материнского капитала. Традиционно много вопросов возникает по взысканию алиментов. Этим вопросом занимаются судебные приставы, но когда возникают сложности с исполнением решения, мы подключаемся, чтобы помочь. Часто родитель, с которым остался ребенок, не знает даже, с какой стороны подойти к решению этого вопроса, к примеру, как составить заявление в суд. Это не прямое отстаивание прав, а, скорее, помощь в виде юридической консультации, и мы не можем оставаться в стороне.

Много вопросов у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья по получению образования. В законе прописано, что такие дети могут получать образование наравне с другими детьми, но, к сожалению, ни образовательная система, ни педагоги, ни родители других детей не готовы принимать ребенка, который имеет особенности в развитии. Бывает, в детсаду или школе поднимается настоящее «народное восстание», родители требуют убрать особенного ребенка из коллектива, пишут письма, что он мешает образовательному процессу, настраивают против него детей. Педагог тоже включает защитную реакцию и либо вообще такого ребенка не замечает, либо избыточным вниманием оказывает на него давление, вынуждая родителей забрать его из образовательного учреждения. По идее такие дети должны иметь индивидуальных сопровождающих – тьюторов, которые помогали бы педагогам и сглаживали острые углы, но в Тверской области, к сожалению, их фактически нет. Пока дело обстоит очень сложно, и не только в нашем регионе.

- Недавно отмечался День защиты детей. Так от чего и от кого надо прежде всего защищать наших детей, от каких соблазнов и опасностей?

- В стремлении защищать главное – не перегнуть палку. Меня, честно говоря, пугает радикализация взглядов взрослых людей в отношении детей, метание из крайности в крайность. Тема детства в последнее время стала поводом для некого общественного, иногда и политического размежевания. Любая ситуация с ребенком, даже банальная бытовая, может стать топ-новостью на несколько дней, а то и недель, и привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Доходит до абсурда. Приезжаю летом в детский лагерь и вижу: выступающие корни сосен покрашены в белый цвет. Оказалось, после того как ребенок в одном из загородных лагерей упал на корень и сломал руку, в отношении руководителя лагеря было возбуждено уголовное дело. Руководителям всех лагерей после этого велели корни прикрыть ударопоглощающим покрытием или как-то их обозначить. Гарантирует ли это, что больше никто никогда ничего не сломает и не повредит? Конечно же, нет. Это лес и это дети! Если в следующий раз ребенок, заигравшись, стукнется головой о ствол дерева, нам порекомендуют спилить деревья? Если мы хотим защищать ребенка от всего на свете, и от природы в том числе, то проще посадить его в вакуумный мешок и запретить шевелиться.

Надо учить ребенка жить в окружающем мире, видеть и распознавать опасность и уметь ее избегать, а не изолировать от жизни. Поэтому хочется обратиться к родителям: помогайте своему ребенку, защищайте его, но дайте ему возможность развиваться самостоятельно. От всего оградить невозможно! Иначе в тепличных условиях, со всех сторон окутанный родительской заботой, он не научится жить самостоятельно. Повзрослеть можно только на своих ошибках. Дайте ребенку возможность проявить самостоятельность и получить жизненный опыт! Не стоит даже делать вместе с детьми домашние задания. Это их задания, не ваши! В крайнем случае можно помочь, когда возникают затруднения, когда ребенок попробовал все варианты, но не нашел правильного решения. Но не вводить в практику ежедневные семейные домашние уроки. Дети всегда будут ждать, что кто-то за них это сделает.

- Но есть и другая крайность: родители поглощены работой или, того хуже, социальными сетями, и на ребенка обращают мало внимания…

- Не надо скатываться ни в одну, ни в другую крайность. Всегда родители работали, во все времена. Хотя бы вечером необходимо провести время с ребенком. И даже в течение рабочего дня многие родители находят возможность пообщаться с детьми, по телефону или в социальных сетях, проконтролировать их. И, кстати, о социальных сетях. Не надо их запрещать, перекрывать доступ к компьютеру. Это элемент современной жизни, ставший уже обыденностью. Надо умело его использовать. Ребенок все равно найдет возможность выйти в Интернет – друзей попросит, например, но вы даже не узнаете об этом. Возникнет недоверие к вам, тайная, скрытая от вас жизнь. Это плохо. Поэтому нужно соблюдать золотую середину, не дергать и не осаживать постоянно, но быть рядом и помогать. Такая разумная форма мягкого и заинтересованного контроля.

- Как вы считаете, допустимо ли применять к детям физические наказания?

- Сложно сказать, потому что для самого ребенка не столько силен страх наказания, сколько его угроза, ожидание возмездия. Надо, чтобы в семье были четко обозначены правила поведения, чтобы ребенок представлял последствия того или иного поступка. Побои за плохие отметки в школе, не говоря уже о систематических истязаниях по поводу и без него, недопустимы. Но за единичные случаи родителей нельзя судить, ведь бывают патовые ситуации, когда ребенку угрожает реальная опасность и кроме как физической силой ребенка не остановить. Например, он стоит на окне и готов шагнуть вниз. Естественно, в таком случае родитель может стащить с окна и встряхнуть его в сердцах. Можно ли осуждать родителя в такой ситуации?

- Бытует мнение, что сейчас дети поздно взрослеют, молодые люди становятся более инфантильными?

- По моим наблюдениям, инфантилизм действительно развивается. И это началось вместе со стабилизацией ситуации в стране. В благополучной с социально-экономической точки зрения Европе дети тоже взрослеют очень поздно, долго учатся и, даже работая, часто остаются по уровню сознания и степени самостоятельности инфантильными. Мы сейчас идем примерно по такому же пути. У нас выросло поколение счастливых сибаритов, созерцателей жизни, живущих в относительно благополучных условиях и не знающих, что такое тотальный дефицит и кризис. Родители чуть ли не по первому требованию готовы оплатить поездки, купить одежду, гаджеты, дают деньги на карманные расходы… А к чему им стремиться, когда все в жизни есть? Дети часто не умеют мечтать, нередко даже не могут сформулировать свои желания. Сегодняшнее поколение дольше остается детьми и труднее взрослеет. Но это, конечно, некая общая тенденция, в которой, разумеется, есть исключения. Есть дети, которые взрослеют рано и быстро становятся самостоятельными, знают, чего хотят в жизни, и добиваются поставленных целей.

- Как дети воспринимают нынешнее патриотическое воспитание, во многом замешанное на советском прошлом? Не считаете ли вы, что у нас воспитывается празднично-парадное отношение к Великой Отечественной войне?

- На мой взгляд, нынешние дети воспринимают патриотическое воспитание вполне позитивно, но не так, как мы. Ежегодно в преддверии 9 Мая разгораются споры о том, не превращается ли празднование Дня Победы в какой-то карнавал. На мой взгляд, молодое поколение вполне четко осознает значение этого праздника. Другое дело, что люди, которые воевали, не могли праздновать День Победы так, как празднуем его мы сейчас. Для ветеранов вспоминать о войне всегда было очень больно, для них это действительно праздник со слезами на глазах, некий вздох облегчения, что все ужасы войны закончились. Естественно, что поколение наших детей знает о войне в основном по рассказам и фильмам. И закладывают в празднование Дня Победы совершенно другие смыслы – благодарность победителям в первую очередь, уважение к памяти, гордость за народ, победивший фашизм. Поэтому неизбежно появляется и новая символика и атрибутика, и возможно, как-то будут изменяться традиции празднования. Не в ущерб смыслу, разумеется. Так развивается общество.

Что касается патриотического воспитания в целом, то многие дети искренне интересуются всем тем, что мы традиционно вкладываем в это понятие. В Ржевском и Зубцовском районах ребята с удовольствием участвуют в работе поисковых отрядов на местах сражений. Помогают документировать находки, ищут родных погибших солдат. И нельзя сказать, что это что-то наносное и чуждое. У детей и подростков растет уважение к мундиру. Кадетские классы пользуются большой популярностью. Я уже не говорю про суворовское училище, где каждый год огромный конкурс. Разве это искусственно созданный интерес? Нет, конечно, трудно заставить ребенка надеть форму и соблюдать особые требования, если это ему не нравится, чуждо и не интересно.

- Вы мама четверых детей. Как удается совмещать общественные и семейные заботы?

- С трудом. У меня такие же сложности, как у любого другого родителя. Точно так же сталкиваюсь с тем же, что и остальные мамы и папы: с очередями в поликлиниках, сложностями учебного процесса, поездками детей на соревнования.

Сейчас уже попроще, поскольку дети становятся более самостоятельными. Старший, Александр, уже совсем взрослый, ему почти 21 год, он студент, учится в Москве. Дочери Марии 12 лет. У нее проявляются способности к математике и общественным наукам, она также увлеченно занимается велосипедным спортом, да и вообще активистка. Сыну Семену 10 лет, он воспитанник спортшколы по прыжкам на акробатической дорожке и батуте. Выполняет нормативы по первому взрослому разряду, а главное – ему нравится. Младший, 7-летний Василий, занимается хоккеем, просто фанат этого вида спорта. Все у нас отчаянные болельщики и поддерживают друг друга.

Дети помогают по хозяйству, знают, когда нужно убраться, покормить рыбок, выгулять собаку, полить цветы, собраться на тренировку. Самостоятельность, дисциплина, ответственность – на этих принципах в нашей семье строится процесс воспитания. Мы же со своей стороны стараемся давать нашим детям возможности попробовать свои силы в том или ином занятии, если возникает желание. Пусть пробуют, ищут себя.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 7 июня 2017

Заголовок в газете: Лариса Мосолыгина: «Не надо ограждать детей от всего на свете!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру