Вход воспрещен
Не глухая окраина, но и не центр Твери. Пролетарский район, улица Баррикадная. Здание необычной формы и непонятного назначения. Полуразрушенные ступеньки, тяжелая дверь. В вестибюле будка охранника: «Вы куда? Не положено! Нельзя! Дворец посмотреть? Опять пришли! Говорю же, нельзя – видите, потолок падает!»
Так в Твери встречают желающих посмотреть знаменитый Дворец пионеров, известный далеко за пределами города как замечательный памятник конструктивизма – архитектурного стиля, бурно развивавшегося в первые полтора-два десятилетия советской власти. В Твери постройку на Баррикадной называют «старым дворцом пионеров», чтобы отличить от «нового», построенного в 1970-е годы на проезде Дарвина.
Старый калининский Дворец пионеров знаменит тем, что его интерьерами занимался сам Иван Леонидов, уроженец Старицкого уезда, знаменитый архитектор-конструктивист, очень почитаемый среди поклонников этого стиля архитектуры. А их немало, многие легки на подъем, и им совершенно нетрудно сгонять в Тверь, чтобы посмотреть жемчужину Леонидова.
Только увидеть ее теперь уже практически невозможно.
Я потопталась возле будки охранника. Редакционное удостоверение особого впечатления не произвело. «Того гляди потолок рухнет, - объясняет молодой охранник, - куда я вас пущу? А если на вас упадет? Кто отвечать будет? Я не хочу. Многие приходят, по выходным особенно, просят пропустить внутрь. Не могу. Сами посмотрите на потолок!»
Потолок выглядит угрожающе, от него уже отвалились крупные куски. Дворец находится явно в аварийном состоянии.
Город Солнца
Удивительно, но здание Дворца пионеров строилось вовсе не для детей, а для их занятых родителей, тружеников Пролетарской мануфактуры, бывшей Морозовской. В первые советские годы считалось, что неразумно тратить время на приготовление пищи и многие другие домашние дела. После работы, дружно, всем трудовым коллективом с песней пошагали в огромную столовую, где также вместе съели общественный обед и отправились дальше – на стадион, в кино, библиотеку, на политинформацию. К 1930 году в Калинине даже здание специальное построили в современном стиле конструктивизм - с перепадом этажей, с ленточным остеклением, замкнутое по периметру.
Но что-то не сложилось с фабрикой-кухней. Здание решили отдать под детский дворец. Дальнейшая история не укладывается в представление о том непростом времени. Отчего-то в небольшой город приезжают лучшие столичные специалисты и начинают перестраивать здание для детей рабочих. Эскизы интерьеров были выполнены в мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР под руководством известнейшего художника Владимира Фаворского. Руководил проектом уже узнавший славу Иван Леонидов. Похоже, архитектору никто не мешал делать то, что он считал нужным. Сейчас даже трудно представить, насколько сложные задачи ставил перед собой и членами своего творческого коллектива московский зодчий. Леонидов к тому времени уже разработал ряд своих проектов, в частности, клуб нового типа, город будущего. Его целью были города, где люди жили бы счастливо и свободно, развивая свои способности. А до конца жизни он работал над проектом Города Солнца.
Может быть, таким Городом Солнца для детей ему виделся Дворец пионеров на рабочей окраине Калинина?
Работали быстро: начали летом 1937 года, а открытие состоялось 12 марта 1939 года. Пришедшие на открытие дети ахнули: ничего похожего они никогда не видели! Во Дворце (теперь уже настоящем!) были красивые залы, просторные кабинеты, зимний сад с певчими птицами, зал сказок с росписями художников Палеха, шахматный зал, картинная галерея, кукольный театр, планетарий, фонтан со статуями цапель, которые от движения воды били жестяными крыльями. Детям предлагали записываться в различные кружки – авиамодельный, радиоконструкторский, морской, литературный, театральный, юных натуралистов, в оркестр народных инструментов.
В войну Дворец пионеров сильно пострадал, но быстро был восстановлен. Возможно, он уже не был таким роскошным. Утраченными оказались росписи по шелку, живописные панно, но дворец на Баррикадной по-прежнему являлся тем местом, куда дети со всех концов города ехали, шли и бежали. Здесь их ждали умные образованные педагоги, они сумели создать во дворце атмосферу труда и полезного отдыха, стремились раскрыть способности каждого. А какие чудесные новогодние праздники здесь были! Несколько поколений юных калининцев проводили здесь полезный и интересный досуг.
Сдается внаем
Сегодняшний день бывшего Дворца пионеров, мало сказать, печален, он уже трагичен. Обратимся к мнению специалиста.
Александра Смирнова, заместитель председателя Совета Тверского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:
- Тверь, по большому счету, не богата эталонными конструктивистскими зданиями, коим в полной мере можно считать фабрику-кухню, построенную до 1930 года и перепрофилированную позднее во Дворец пионеров. Чтобы осознать масштаб урона, наносимого сейчас данному объекту культурного наследия и всем нам (ибо такая потеря - это наша потеря), следует прежде всего осознать, какое почетное место занимает архитектор Иван Леонидов в Пантеоне русской архитектуры. Леонидов сплавил в своем творчестве все достижения предыдущих эпох, но уже в духе своего времени: времени трансформаций и перемен, времени архитектуры будущего.
Ценность калининского Дворца пионеров и в том, что реальных построек Леонидова не так уж и много. Он был концептуалистом и остался в истории архитектуры уже благодаря одним своим удивительным проектам.
Ценность архитектурного наследия Ивана Леонидова измеряется уже не на российском, а на мировом уровне. И, конечно, потеря интерьеров работы великого архитектора-конструктивиста и самого здания в результате бездушного и неумного обращения с ним очевидна. Дворец пионеров мог бы стать почетным пунктом в экскурсионном маршруте Твери наравне с нашим знаменитым Трехлучьем и Путевым дворцом. Но пока об этом остается только мечтать.
Кто же является владельцем шедевра архитектуры? Фасад здания украшает табличка, сообщающая, что здесь находится ООО «Ресурс-строй», впрочем, владельцем дворца он не является. Интернет сообщает, что профиль организации – строительные и отделочные работы, сдача внаем нежилого помещения. Насчет строительства и отделки есть большие сомнения, а вот сдача внаем налицо. Аварийный дворец вовсе не безлюден. Из коридоров доносится стрекот швейных машинок, время от времени на крыльцо выбегают глотнуть свежего воздуха и покурить взмыленные гражданки рабочего вида. Шьют тапочки с риском для жизни!
Невозможно равнодушно смотреть, как гибнет прекрасное здание. Дворец пионеров мог бы стать украшением Твери. Любители архитектуры приезжали бы посмотреть на него, поклониться гению Леонидова. Да и самим жителям не помешало бы это интереснейшее здание. В каком качестве? Стоит подумать! Да хоть городского Дворца бракосочетаний! Не хочется верить, что восстановление дворца невозможно. После войны смогли, а сейчас нет?