Новые тверские трамваи переживают болезни роста

Два года назад на улицах областного центра впервые появился совершенно новый для города трамвай - низкопольный «City Star» совместного производства Тверского вагоностроительного завода и ПК «Транспортные системы». Современный дизайн, кондиционеры, пониженный шум, возможность автономного хода на аккумуляторах до 1,5 км, видеорегистраторы – всё в новой модели разительно отличалось от заставших эпоху развитого социализма трамваев усть-катавского и чехословацкого производства и свидетельствовало о том, что вагоностроители, осваивая новый для себя вид продукции, постарались не ударить в грязь лицом. Собственно говоря, за 30 млн рублей – такова цена одного нового вагона – грех было бы не постараться. Всего город приобрёл 8 «Сити Старов», из них три в лизинг. Помимо этого, машиностроители стали продвигать новинку и в другие города, в частности, в обе столицы.

Однако примерно год спустя «Городские звёзды» куда-то разом пропали с тверских маршрутов, на целый месяц. По одной версии, производитель забрал их на профилактику, по другой – обездвижили вагоны некачественные чешские редукторы.

После проведённого ремонта новые трамваи какое-то время по-прежнему перевозили пассажиров по маршруту №5 от автовокзала до ДСК, а потом опять встали на прикол. На сей раз якобы из-за неполадок в тормозной системе. Чинились долго, но три недели назад всё-таки вновь вышли в рейс. "Надолго ли?" – спрашивали друг у друга пассажиры. История с бесконечными поломками породила так много домыслов в городском сообществе, что с официальными заявлениями выступили вагонзавод и администрация Твери.

Пресс-служба ТВЗ, в частности, призвала «обратить внимание на следующие факты:

1. Требования о возмещении ущерба или убытков в связи с эксплуатацией трамваев от имени администрации города Твери (равно как и от других органов власти и организаций) в адрес ОАО «Тверской вагоностроительный завод» не поступали.

2. Трамваи, построенные для работы в Твери, регулярно выходят на маршруты и пользуются большим спросом у пассажиров. Современные трамваи, создаваемые Тверским вагоностроительным заводом совместно с ПК «Транспортные системы», поставляются также в Санкт-Петербург и Москву. Подвижной состав отлично зарекомендовал себя в условиях обеих столиц».

На предприятии также сообщили, что готовят судебные иски к журналистам и СМИ, чьи домыслы повредили деловой репутации компании.

Тем временем начальник управления транспорта и связи администрации Твери Дмитрий Санников объявил о досудебной претензии к производителям вагонов «Сити Стар»:

«Направление досудебной претензии – это общепринятая практика взаимоотношений производителя и заказчика, находящаяся в правовом поле и применяемая в случае возникновения разногласий в ходе исполнения контракта. В данном случае таким образом администрация города Твери сформулировала свою позицию относительно причин возникновения неисправностей вагонов, чтобы впоследствии у производителей не было оснований переложить ответственность за это на факторы, связанные с эксплуатацией трамваев.

Наши партнеры – ОАО «Тверской вагоностроительный завод» и ООО «ПК Транспортные системы» – с пониманием относятся к применению данной меры. Наше сотрудничество по урегулированию всех вопросов, связанных с эксплуатацией вагонов, будет продолжено в конструктивном ключе».

В заявлении чиновника уточняется, что на основании муниципальных контрактов от 29 июня 2015 года, заключенных по результатам конкурентных процедур, были приобретены 8 трамвайных вагонов «City Star» производства ОАО «Тверской вагоностроительный завод» и ПК «Транспортные системы». За время их эксплуатации не раз выявлялись неисправности, требовавшие ремонта и препятствовавшие эксплуатации вагонов. Это и послужило основанием для направления досудебной претензии производителям.

Представляется, что ключом к этой истории может послужить пословица «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает». Плохо или хорошо, что «Сити Стары» часто ломаются? Безусловно, плохо. А плохо или хорошо, что ТВЗ вообще пробует выпускать трамваи? Безусловно, как всякий новый опыт, это хорошо. А поломки ещё были и будут, ведь любое новшество рождается через пробы, удачи и ошибки. И ещё нюанс: у специализированных заводов есть собственные трамвайные пути, позволяющие на стадии ходовых испытаний легко выявлять большую часть конструктивных недоработок. А для нашего вагонзавода полигоном служит город, чьё рельсовое хозяйство само по себе нуждается в полной замене. Вот и уходят «Сити Стары» в дрифт в родной Твери, тогда как по Москве или Петербургу катаются как по маслу.

И всё же нельзя не признать, что преимуществ у новой модели куда больше, чем недостатков. А все её минусы – это болезни роста, которые пройдут.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 12 июля 2017

Заголовок в газете: Ещё рано STARиться

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру