Тверские врачи нашли причину головной боли

Тверские врачи нашли причину головной боли

Местные анестезиологи спасают жизни.

Анестезиологи – специалисты, которые делают наркоз пациенту во время операции и отвечают за его безопасность. Именно они выбирают вид и дозировку анестезии. И вопросы типа «какие заболевания лечит анестезиолог?» лишены смысла, поскольку эти специалисты лечением как таковым не занимаются.

Так считают многие. В этом была убеждена и я до знакомства с доктором медицинских наук, профессором Сергеем Ситкиным. Оказывается, именно разработкам тверских анестезиологов обязаны многие жители региона, чьи жизни они спасли.

Все началось с беременных

Сегодня Сергей Иванович - главный внештатный анестезиолог-реаниматолог регионального минздрава. Он возглавляет соответствующую кафедру ТГМу и является постоянным участником Европейских конгрессов по анестезиологии. Кстати, Сергей Ситкин стал первым отечественным специалистом, который представил свои исследования на этих съездах. На счету профессора 10 патентов, имеющих практическое значение. В работе еще два изобретения.

Собственно, за их количеством Сергей Иванович не гонится, для него важнее практическая польза патентов.

Первое изобретение было продиктовано непростой для тверской медицины ситуацией, а потому, по мнению анестезиолога Ситкина, оно имеет историческую значимость.

Начало нулевых - годы черной полосы для тверского здравоохранения. Регион считался лидером в ЦФО по материнской смертности. Ежегодно умирали до 10 беременных женщин. Причина во всех случаях была одна – гестоз - осложнение, во время которого возникают отеки, повышается давление, нарушается работа почек. В этом случае беременным было показано экстренное родоразрешение и срочный гемодиализ. Однако на тот момент свободных аппаратов «искусственной почки» в регионе не было. На очищение крови записывались заранее, а потому женщинам необходимо было ждать до 12 часов, что было недопустимо.

- Мы всерьез задумались над этой проблемой. Речи о дополнительной технике тогда не было. В итоге мы, анестезиологи, предложили затормозить развитие гестоза, «заморозив» его, - вспоминает Сергей Ситкин свою, казалось бы, простую идею. – Мы посоветовали обезболить всю зону легких, расширив таким образом сосуды. В итоге отек на время купируется, давление снижается.

Эти несложные манипуляции позволили женщинам дожидаться своей очереди на гемодиализ. С 2004 года тема смертности среди беременных в нашем регионе была закрыта.

Заморозили боль

Следующими пациентами профессора Ситкина стали больные с хроническим панкреатитом. Как правило, им в операциях отказывают. Панкреатит не острая ситуация, а хроническое состояние, которое лечится медикаментозно.

- Дело в том, что все больные с панкреатитом имеют серьезную проблему – боль в животе, которая усиливается во время еды. Это приводит к тому, что люди ограничивают себя в питании. В итоге они истощаются. А когда приходится делать операцию, резервных сил недостаточно. И зачастую хирургическое вмешательство завершается летальностью или постоперационными осложнениями, - пояснил Сергей Иванович.

Тверские анестезиологи предложили простой способ: три раза в день перед принятием еды проводить эпидуральное обезболивание зоны желудка. За одну неделю такой подготовки пациенты на 1-1,5 кг прибавляют в весе. В итоге значительно лучше переносят операции и быстрее идут на поправку.

Эта работа в нашем регионе ведется с 2008 года. Тверской опыт переняли не только российские, но и иностранные медики. Работа была представлена в 2011 году на 30-м конгрессе Европейского общества регионарной анестезии и противоболевой терапии в Дрездене, где встретились более чем 1500 врачей и ученых со всего мира.

Ни капли больше

В Европе во время кесарева сечения всем женщинам вводят 2 мл анестезии и, перестраховываясь, заранее ставят дозатор с препаратом, повышающим давление.

- На наш взгляд, это нелогично, 2 мл организм каждой беременной воспринимает неодинаково. Для кого-то этого недостаточно, а кому-то слишком много и есть опасность падения давления, - разъяснил Сергей Иванович. - Но кто же знает, сколько точно вводить? Женщины есть высокие и низкие, есть с ожирением и без. Но самый главный момент, на котором мы заострили внимание, – это внутрибрюшное давление. Ведь у всех беременных живот, вес плода и количество околоплодных вод разное. Значит, у всех свое внутрибрюшное давление. С этого вывода началось наше исследование.

Изучив 230 рожениц, анестезиологи выяснили, что только 9% женщин имеют нормальное давление, у 40% - внутрибрюшная гипертензия 1-й степени, у 30% - 2-й степени и около 4% имеют гипертензию 3-й степени. Тверские врачи разработали шкалу и определили, что в зоне риска будут находиться маленькие полненькие женщины с большими животами, которым необходимо вводить минимум препарата.

Раньше таких беременных отправляли в Москву в НЦ им. Кулакова. Теперь, используя методику профессора Ситкина, тверские акушеры успешно принимают роды у сложных пациенток.

Постпункционная головная боль у рожениц – еще одна проблема, которой озадачились тверские анестезиологи. По статистике, после искусственных родов ею страдают до 10% женщин. Некоторые специалисты связывают объем вытекаемой спинной жидкости с размером иглы. Но исследования Ситкина опровергли этот факт: в 30% случаев жидкость вообще не вытекала. Стали изучать женщин, жалующихся на головную боль. В итоге выяснилось, что у них, как правило, диагностируется близорукость, варикозное расширение вен, пролапс метрального клапана, то есть признаки нарушения соединительной ткани.

- Мы пришли к выводу, что, скорее всего, у людей с нарушением соединительной ткани действительно вытекает больше спинной жидкости. Сейчас мы думаем, как родоразрешать таких женщин, чтобы материнство с первых дней приносило им радость, а не мучительную боль.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру