Пять уроков истории: зачем нужна Тверская городская дума

2 августа 2017 в 11:26, просмотров: 967
Пять уроков истории: зачем нужна Тверская городская дума

На прошлой неделе мы рассказали читателям о старте выборов в Тверскую городскую думу, обозначив главную интригу кампании: концепция социальной Думы, предложенная властью, столкнется с «хотелками» бизнес-лоббистов, которых явно не устраивает подобный расклад.

Кто-то, прочитав статью, может задаться вопросом: а зачем областному центру Тверская городская дума? Что такого решается в ее стенах, из-за чего могут ломаться копья? Почему отдельным бизнес-кланам так хочется «завести» в депутатские кресла ручных народных избранников вопреки установкам губернатора, а для успешного развития Твери так важно «тормознуть» эти процессы?

Что ж, попробуем кратко ответить на этот вопрос.

Истина - в Уставе

Начнем с того, что у Тверской городской думы – очень давняя и богатая на события история. Первая Дума заработала в областном центре еще в конце XVIII века – в ней заседали гласные, а балом правила семейственность: богатые купеческие семьи Твери делегировали в нее со спокойной душой по пять-шесть человек. Это считалось нормой и никого не смущало.

Так, где царят семейственность и кумовство, жди коррупции: порой скандалы вспыхивали и в Тверской городской думе дореволюционного образца – «отцов города» ловили на уходе от налогов, взятках, разбазаривании бюджетных денег и лоббировании личных коммерческих интересов.

Грянула революция – и Тверскую городскую думу сменил городской Совет народных депутатов. Возрождение Тверской городской думы и возвращение ей исторического имени случилось в 1994 году, это и стало началом ее новейшей истории. На первом же заседании ТГД было зафиксировано: Дума относится к органам местного самоуправления Твери. Позже депутаты приняли исторический базовый документ - Устав города. И хотя потом в него, конечно, вносились изменения, но базовое содержание остается прежним, в том числе единожды прописанное количество депутатов Тверской городской думы - 33 человека.

Чем же занимаются эти люди, кроме работы на округах, работы с избирателями и выполнения собранных на выборах наказов?

Во-первых: именно Дума принимает городской бюджет – то есть тот план финансово-экономической и социальной деятельности, с которым потом целый год предстоит жить областному центру. Депутаты вносят в бюджет изменения и дополнения: и это перед народными избранниками администрации Твери потом приходится отчитываться о его исполнении.

Во-вторых: это Дума принимает планы и программы социально-экономического развития Твери.

В-третьих: это депутаты устанавливают городские налоги и сборы – они же устанавливают налоговые льготы и преимущества.

В-четвертых: это Дума разрабатывает порядок предоставления и изъятия земельных участков.

В-пятых: это в ее стенах принимается порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

В-шестых: она определяет условия и порядок приватизации

МУПов и муниципального имущества.

Полный список полномочий Тверской городской думы занимает несколько страниц, мы перечислили только самые важные. Просто читатель должен понять: мимо депутатов ТГД не может «пролететь» ни один хоть сколько-нибудь значимый городской вопрос.

Когда в товарищах согласья нет…

Итак, резюмируем: Тверская городская дума – это самый близкий к «земле», к бюджету и к муниципальному хозяйству орган власти в областном центре. Потому так высок статус депутата ТГД, но столь же высоки и риски, связанные с деятельностью Тверской городской думы.

В девяностые представительный орган власти был заражен политикой: на заседания в Думе журналисты и общественность ходили, как на увлекательный спектакль. Депутаты разных политических взглядов спорили буквально по каждому поводу, внутри Думы рождались свои мини-течения, кланы и временные группировки. Городские чиновники брели в Думу, как на заклание: среди народных избранников всегда находились люди, готовые разнести в пух и прах их предложения и отчеты. Так в ту пору жила вся страна: дебатировала Госдума, дебатировало Заксобрание, дебатировало население. Шло ли это на пользу городскому хозяйству? Конечно, нет: но чем, кроме политики, и могли заниматься в то время думцы, если в бюджете были сплошные дыры, МУПы лежали на боку, а на развитие Твери не было ни ресурсов, ни денег?

В нулевые политика в Думе закончилась, зато, как стало ясно чуть позже из громкого уголовного дела депутатов, завелась коррупция. Следствие показало: народные избранники за взятки принимали решения в пользу крупных коммерческих структур. Это им мы обязаны передачей в коммерческие руки теплосетей и тверского водоканала – историей, которую Тверь не может распутать по сей день! Отдельно отметим: за решеткой оказались представители разных политических сил, что в очередной раз доказывает – не все «борцы за правду» живут так, как призывают других.

В истории Твери был и такой депутатский созыв, который никак не мог найти общий язык с властью: Дума, где большинство составляли представители оппозиции, не могла прийти к консенсусу ни по одному вопросу, а в итоге распустилась досрочно.

Видели тверитяне и такую Думу, которая не ужилась с городской исполнительной властью: ничего хорошего областному центру это тоже не принесло.

Вот такой, если вкратце, была новейшая история нашего представительного органа власти: в депутатских креслах за пару десятилетий успели побывать и яркие политики, и оппозиция, и откровенные лоббисты коммерческих интересов. Но все это дело прошлое, а сейчас пора посмотреть в будущее. На носу выборы: самое время вспомнить уроки истории и подумать, какой же мы все-таки хотим видеть Тверскую городскую думу.

Первый урок лежит на поверхности: нельзя пускать в депутатские кресла эмиссаров монополий и крупных коммерческих структур! Как показала история с «Водоканалом» (и ряд других), все, что интересует бизнес-лоббистов в Думе, – это городское имущество, городская коммуналка и городская земля.

Урок второй: безусловно, дискуссии в Думе нужны – в спорах рождается истина. Но крен в политику представительному органу власти противопоказан: иначе недалеко до коллапсов и кризиса в системе городского самоуправления.

Урок третий: конечно, Тверская городская дума не должна сливаться «организмами» с исполнительной властью – но две ветви обязаны работать в одном направлении. Иначе не видать областному центру ни бюджетов, ни программ, ни развития!

Урок четвертый: Думе, как и любой сфере жизни, нужны кадровые ротации – иначе она превратится в закрытую тусовку, далекую от горожан и городских интересов.

И, наконец, урок пятый: давайте не забывать, что Тверская городская дума – это, как ни крути, представительный орган власти. А представлять он должен в первую очередь горожан.

Если эти уроки выучат и жители областного центра, и депутаты, которые придут в Думу в сентябре, можно не сомневаться – через пять лет мы будем жить совсем в другом городе.





Партнеры