Рецензия на фильм "Дюнкерк" от Валерия Смирнова

Снятый с монументальным размахом «Дюнкерк» непременно вызовет у значительной части российской публики жесткую критику

При том, что фильму не откажешь в выдающемся операторском мастерстве, поразительной режиссуре массовых сцен и впечатляющих спецэффектах.

Фото: sci-fi-news.ru

Автором новейшего масштабного высказывания о Второй мировой выступил Кристофер Нолан, ставший за последние 10 лет автором самых крупнобюджетных лидеров мировых кассовых сборов. Два фантастических фильма из бесконечной франшизы о Бэтмене, а также «Начало» и «Интерстеллар» побили рекорды популярности у массовой, особенно молодой публики всех обитаемых континентов. Кинорассказ о реальном историческом событии, знаковом для земляков режиссера (Нолан – сын английского рекламщика и американской стюардессы), плохо вписывается в фильмографию, сплошь состоящую из сценарных вымыслов, один замысловатее другого. На этом и возникает недоразумение между постановщиком и зрителями.

Многочисленных поклонников прежней нолановской эстетики может разочаровать привязка фильма к конкретным историческим фактам. Он про то, как в ходе молниеносного удара вермахта по Франции в мае 1940 года значительная часть оборонявшихся союзных войск (прежде всего английских, но также французских и бельгийских) оказалась прижата к морю в районе городка Дюнкерк.

***

На пятачке песчаных пляжей Па-де-Кале (он же Дуврский пролив) сгрудились почти 400 тысяч человек, скопились тысячи автомобилей, орудий, огромные запасы горючего, снарядов, боевого снаряжения. Вскоре началась операция «Динамо» по переброске массы военных людей на британский берег, через 68 километров по прямой. Приказ Гитлера, остановившего свои танки в 10 километрах от окруженного Дюнкерка, создал для этого, казалось бы, необходимые условия. Позднее историки спорили: опасался ли фюрер контрудара французских моторизованных дивизий с юга или поверил обещанию шефа Люфтваффе уничтожить вражескую группировку с воздуха?

Сторонников документальной правды, перерывших горы военных мемуаров и знающих назубок тактико-технические характеристики «спитфайров» и «хейнкелей», фильм может не устроить в силу многочисленных отступлений от подробностей и деталей, известных знатокам. Непременно будет составлен список прегрешений автора, не показавшего, например, подлинный масштаб воздушных схваток в небе Дюнкерка, где обе стороны потеряли в общей сложности около 250 боевых самолетов. Вместо этого мы видим действия единственной тройки британских летчиков, атакующих германские бомбовозы.

***

Так значит «Дюнкерк», разрекламированный как «самый ожидаемый фильм года», зря ожидали? А вот такой вывод из сказанного никак не следует. Вспомним классическую формулу Пушкина: «Художника следует судить по законам, им над собою признанным». Боюсь, что не все зрители обратят внимание на предложенную автором сложную структуру фильма. Хотя автор честно предупредил в самом начале, что мы увидим три разные истории. Это целая неделя страха и надежды, переживаемых окруженными солдатами. Это один день и один рейс частного гражданского катера, отправившегося из английского порта, как и сотни других суденышек, чтобы вывезти, спасти хотя бы десяток парней. И это час, всего один час яростной воздушной драки трех, потом двух, потом одного авиатора с «хейнкелями» и «мессершмиттами».

Нолан монтирует эти три истории параллельно, этим растягивая час до недели, а неделю сжимая в одни сутки. И у невнимательного зрителя возникают проблемы: в соседствующих эпизодах изображаются то день, то ночь, и непонятно: сколько времени уже прошло с той минуты, как молодой солдатик бросил винтовку, уворачиваясь от вражеских пуль, и начал лихорадочно искать спасения. А зритель внимательный понимает, что такое строение фильма как раз и дает возможность художественными средствами создать образ войны, как экзистенциального испытания, к которому нельзя подготовиться заранее.

Подобно Никите Михалкову во второй части «Утомленных солнцем», Нолан ставит задачей создание образа войны в целом, а не ее отдельных эпизодов и деталей. И то, что у российского оскароносца, к сожалению, не удалось, у Нолана стало пусть спорной, но впечатляющей картиной. Последовательно пацифистской. Отрицающей войну, как таковую. Признающей главной ценностью жизнь. Жизнь струсившего мальчика в солдатской форме или потерявшего психическую устойчивость моряка. За два часа ни разу не показаны немецкие солдаты (лишь их силуэты в темноте в одной из последних сцен) – война безлика, она оперирует колоннами и батареями, эскадрильями и расчетами, а про личности вспоминает, когда появляется спрос на патриотические духоподъемные легенды.

В финале фильма, в поезде, остановившемся на маленькой станции где-то в центральной Англии, тот самый испугавшийся мальчик со стыдом прячет лицо от людей на перроне. И вдруг осознает, что их, проигравших битву, дома встречают как героев. За что, спрашивает он, ведь мы просто старались выжить? А старик, протягивающий ему бутылку эля, отвечает: «Порой это и есть самое главное».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 2 августа 2017

Заголовок в газете: Просто старались выжить

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру