Корреспондент “МК в Твери» побывал на кинофестивале «Окно в Европу»

Одно из главных кинособытий лета и всего года, открывая «окно» и в осень, как никакой другой из национальных киносмотров, не представляет столь яркую и подчас диаметрально противоположную палитру отечественного кино. И главный игровой конкурс – «Осенние премьеры», и остальные конкурсные программы следуют неизменному девизу фестиваля «Прогноз на завтра».

По общему признанию всех участников, гостей и зрителей, XXV-й юбилейный, представивший более 130 фильмов, удался на славу. Второй по значимости национальный киносмотр порадовал и публику неприхотливую, заставив ее «оторваться» и наградить 1-м местом по зрительскому «Выборгскому счету» «разбитную» «Бабушку легкого поведения» Марюса Вайсберга (удача летнего проката), и критически настроенных изощренных киногурманов, показав чисто «фестивальные» – титулованную Каннами и «Кинотавром» «Тесноту» Кантемира Балагова, снятую также ученицей Александра Сокурова Кирой Коваленко по повести Фазиля Искандера проникновенную «Софичку». Или участника конкурса Копродукции – эстетско-пронзительный «Чужой дом» Русудана Глурджидзе (спецприз жюри «За воплощение одной из самых актуальных тем современности»). Выборгский кинофорум бережно хранит память об истоках: не даром «лицом фестиваля» стал Сергей Бодров как символ нового свободного кино противоречивого времени 90-х, как бы перекинувший мостик к нынешним 25-летним, юным и дерзким, ведь подавляющее большинство участников игрового конкурса – дебютанты.

Миг между прошлым и будущим

Не устаешь завидовать Выборгу, гостеприимно принимающему в 25-й раз кинопраздник и нет-нет да помечтать о возрождении на тверской земле памятного любимого кинофестиваля или рождении нового. А в качестве «форточки» в кинематограф фест открыл фотовыставку «Выборг в кино», разместившуюся в Центральных казармах Военно-исторического центра Карельского перешейка, где были представлены фотоколлажи, запечатлевшие старинный город в качестве героя многих любимых кинолент. Известно по крайней мере 60 таких картин, среди которых «Земля Санникова», «Учитель пения», «Замок» и «Про уродов и людей» Балабанова, «Андерсен. Жизнь без любви» Рязанова, из совсем недавних – новые «Три мушкетера» Жигунова, «Белая гвардия» Снежкина, «Тихий Дон» Урсуляка, где Выборг послужил съемочной площадкой. Однако, в отличие от Твери, кинотема как экскурсионный маршрут здесь только начинает разрабатываться.

Как ни прекрасен город-крепость, не случайно он влечет к себе любителей готики, а некоторые замечают в Выборге что-то эдакое, с мертвенным холодком. И дело не только в кинематографично-живописных руинах – в последнее время разрушающийся город-музей все чаще упоминается в печальных новостных сводках федеральных СМИ. Эта мортальность, а проще говоря – дыхание смерти, memento mori, вкралась и в конкурсную программу. Участник конкурса неигрового кино «Последний вальс» стал фильмом-реквиемом мистически-уникальному композитору Олегу Каравайчуку, написанным им самим. Юная студентка ВГИКа режиссер Юлия Бобкова признала, что забралась на «пограничную» территорию, но это, по ее словам, «вызывает не чувство страха, а скорее, чувство благодарности самой жизни, которая становится драматургом». Документальная фреска, повествующая не только о музыке, но о живых проблемах современности, заслужившая приз им. Саввы Кулиша «За творческий поиск» и спецприз жюри «За гармоничное сочетание реального и метафорического», планируется к показу телеканалом «Культура».

В противоположность мортальному в витальном поединке выступила «Аритмия» Бориса Хлебникова, триумфатор «Кинотавра». Персонаж Александра Яценко Олег – врач, негромко демонстрируя верность профессии, женщине, традиционно для «Окна в Европу» заострил вопрос о «герое времени». Тем более что об этом вопрошал и Сергей Бодров, галерея образов которого предваряла каждый показ. Секрет картины прост: «Аритмия» близка и понятна каждому, «Скорую», хоть раз в жизни, вызывали все. И, возможно, к вам приедет мужчина, пьющий, переживающий разлад с любимой женщиной (причем тоже врачом – блистательная роль Ирины Горбачевой), но от которого вы ждете спасения. Яценко, один из наиболее популярных молодых современных артистов, став талисманом международно признанного режиссера Бориса Хлебникова, не утратил старомодную привычку традиционно ходить на пробы. Как в любом талантливом произведении, в кино аккумулировались все социальные «болячки» – от семейного «нарыва» до разрушительных метастаз реформы здравоохранения, проводимой бездушными, чрезмерно рьяными чиновниками от медицины. Перед нами мини-слепок с общества, что и прочувствовали выборгские зрители, отдав уже отмеченной рядом призов «Аритмии» (в общероссийский прокат выходит 6 октября) 2-е место по «Выборгскому счету».

Город мастеров

На выборгском кинофестивале традиционно отдается дань мастерам, которые, как правило, выступают в библиотеке Алвара Аалто. Колоссальный интерес вызвал мастер-класс Карена Шахназарова, которого, прежде всего, знают как медийного персонажа. Поэтому в большей степени вопросы из зала касались его участия в вечерних посиделках «У Владимира Соловьева», гражданской позиции. Разумеется, режиссер рассказал и о руководстве кинопроцессом и его национальных особенностях – как гендиректор «Мосфильма», о работе с театральными актерами, и о своей вызвавшей бурные дискуссии новой экранизации Льва Толстого, продемонстрированной на ночном показе здесь же, на фестивале. Несомненно, мэтру было приятно услышать, что подкованные литературно и киношно выборжане усмотрели в его «Анне Карениной» прорыв в искусстве кино. Здесь же, на встрече, порадовал выступивший из зала известный публицист, критик и писатель Дмитрий Быков, названный Шахназаровым «одним из лучших писателей и киноведов», предложившим ответить ему самому на вопрос: Почему «мы жили в «Исчезнувшей империи», а сейчас живем в «Палате №6»? Сам же литературный критик и преподаватель литературы прочитал лекцию «Русская литература как окно в Европу», но был не слишком правильно понят страстными ее любителями, заподозрившими Быкова в низведении отечественного литературного наследия до нескончаемых прямых подражаний зарубежному.

Эмоционально насыщенно прошли творческая встреча с Вадимом Абдрашитовым и показ фильма «Время танцора», печального, но открывшего молодых, тогда неизвестных актеров Чулпан Хаматову, Сергея Гармаша, Юрия Степанова, Андрея Егорова, приуроченного к его 20-летию. Многофигурная фреска, картина очень сложная по постановке, по географии съемок, сейчас наполняется другими смыслами. К сожалению, по-прежнему звучит остро лейтмотив фильма «С гражданской войны нельзя вернуться победителем» (Фолкнер).

Самое любимое, сердечное и душевное на фестивале – это вечер, посвященный 90-летию Эльдара Рязанова. 2017-й объявлен Годом Рязанова. Чему и был приурочен показ авторской версии нежнейшего недооцененного фильма Мастера «Андерсен. Жизнь без любви», отмечающего 10 лет. Поделились впечатлениями и воспоминаниями о великом режиссере, о котором странно говорить в прошедшем времени, и о съемках в «Андерсене» Алена Бабенко, Сергей Мигицко, Станислав Рядинский.

Наконец, выдающийся титан Александр Сокуров предстал на своей творческой встрече, прежде всего, как учитель, вправе гордящийся учениками. Мэтр поведал о своей студии при университете г. Нальчика в Кабардино-Балкарии, выпускниками которой стали Кантемир Балагов и Кира Коваленко. Главное беспокойство Сокурова – о судьбе снятых в России картин. Как член Совета по культуре, Александр Николаевич выступил с инициативой, содержащей требование показывать по федеральным каналам всех фильмов, снимаемых в России. В противном случае, при отсутствии национального проката, «мы проигрываем в гонке за качество мировоззрения». Мастер убежден твердо, что «через кинематограф многое можно поправить!».

Нет на свете печальнее измены

Как отголосок нравственно-мировоззренческих проблем, в кинотренд 25-го юбилейного закралась измена. Несколько конкурсных кинокартин на разные лады осмысливали художественно и визуально тему адюльтера. Так авторы фильма «Анатомия измены» (реж. Н. Дрейден) предварили показ словами с плаката на входе: «Если вы не изменяли, не смотрите этот фильм». Перелопаченный, зачем-то переозвученный (актеры, в том числе и финские, играли на русском), с «уничтоженным текстом», «убитый» уже на монтажном столе. «Анатомическая расчлененка» предполагала содержать документальные «врезки» с рассуждениями об измене, видимо, подобно – и в полемике, антагонистически резонируя, – поэтической картине Михаила Калика «Любить», чей показ состоялся также на вечере памяти великого режиссера. Должно быть, перекроенный кинотекст решил отомстить создателям за измену и не слишком вдохновил зрителей, усомнившихся в способностях режиссера любить. Остался неповторимый Евгений Ткачук, продемонстрировавший на экране чудеса пластики, через которую, по его словам, он выходил «в какое-то осознание, философствование…». В красивый любовный «треугольник» сплелись герои российско-эстонского – с польским ароматом – фильма «Варшава», участника конкурса Копродукции. Режиссер и актер Андрес Пуустосмаа задумал передать все нюансы и тонкости взаимоотношений мужчины и женщины, независимо от политического контекста.

Не слишком верны супругам молодые герои фильмов-дебютов «Ложь или действие», «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» – просто крайне гипертрофированные все возможные формы измены и предательства, «Лес» Романа Жигалова (спецприз жюри за лучший дебют). То же самое касается и «поездки на новом автомобиле» до Сочи – мелодрамы Петра Тодоровского-младшего (внук и сын) «Лавстори», по поводу чувственной достоверности которой мнения зрителей, насмотренных и наивных, разошлись. Извечные сомнения – правда любви? Как ее показать убедительно? Когда-то, да и сейчас, эти же претензии предъявляли его отцу за фильм «Любовь»… «Лавстори» получила приз президента фестиваля Армена Медведева «За дебют». Они молоды, потом разберутся и сделают верный выбор. А сейчас 2/3 картин – дебюты.

В правилах Выборгского киносмотра – широко представлять молодежную тематику, затрагивающую тему «отцов и детей». Особенно неожиданно порадовал крепкий, живой и дышащий, буквально обрастающий «мясом» (и кровью тоже – она осталась, к сожалению кинокритиков, «за кадром»: «мало трупов») фильм «Ложь или действие» Алексея Камынина, опровергнувший стойкое мнение, что для хорошего продукта нужны большие деньги (снят за миллион рублей). У кого-то он вызовет чуть ли не детские воспоминания вместе с вопросом: как выглядит русская дача и какие поистине шекспировские страсти-мордасти могут на ней разворачиваться? К сожалению, дачный хоррор, заставивший вспомнить про традиции Агаты Кристи – «заговор всех соседей» – остался без призов.

В кино – Тверь!

Зато всех буквально «взорвала» и сорвала целый букет призов (5!), включая Гран-при и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков, мультижанровая «музыкальная сказка» про то «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» – абсолютный лидер 25-го кинофестиваля «Окно в Европу». Эмоции по поводу острого, невероятно смешного («сдается, господа, это была комедия») и щемяще-грустного фильма действительно зашкаливают! К слову, после зарубежного Карловарского и Выборгского триумфа – а на «Окне в Европу» состоялась ее российская премьера – картина продолжает победное шествие по фестивалям, собирая награды. Тем более приятно – хотя, признаюсь, восторг вполне ожидаемый, что «Витька Чеснок…» снимался в Твери и Тверской области. Благо часть съемочной группы – наша, тверская. И с режиссером Сашей Хантом, а также буквально «пластилиновым» интегральным актером Женей Ткачуком можно было познакомиться. И лицезреть в Твери практически великих Андрея Смирнова и Алексея Серебрякова – а с ними на равных замечательные тверские тюзовские актрисы Галина Лебедева – характерная роль второго плана – и Елена Соколова (простите, кого не заметила/не назвала (приз на московском фестивале «Будем жить!» за актерский ансамбль). И съемки широко освещались в центральных и местных СМИ. И название, неудобное, шероховатое, такое родное-сказочное, запоминающееся, принципиальные авторы оставили прежним. Все сошлось. Шикарный пример подлинно интегрального успеха – не столь уж часто, к сожалению, встречающееся событие в отечественном кино.

Александр Хант, продюсер Федор Попов и Евгений-Витька, льщу себя надеждой, полюбившие наш город, с удовольствием восприняли предложение устроить спецпоказ в Твери. Тверские зрители, несомненно, имеют право увидеть «Чеснока» одними из первых.

Хочется только уповать на заклинания любимца выборгского кинофестиваля Жени Ткачука, верящего, что люди меняются: «Мне кажется, что, работая в искусстве, надо все-таки сохранять в это веру, иначе все будет сложно и ужасно»...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 20 сентября 2017

Заголовок в газете: Анатомия верности

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру