Мультижанровая музыкальная сказка "Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов" буквально «взорвала» всех, сорвала целый букет призов (5!) и стала абсолютным лидером 25-го кинофестиваля «Окно в Европу».
С тверским шлейфом
Эмоции по поводу острого, невероятно смешного и щемяще-грустного фильма действительно зашкаливают! Слава о нем разнеслась еще в июле, когда стали просачиваться слухи о картине «с тверским шлейфом», получившей «что-то там за рубежом» (увы, не такая уж частая радостная новость). Уточняю, это было Гран-при на Международном кинофестивале в Карловых Варах в конкурсной программе «К Востоку от Запада». Выборгская «великолепная пятерка»: главный приз жюри в основном конкурсе «Осенние премьеры»; 3-е место у зрителей – по «Выборгскому счету»; спецприз жюри за лучшую мужскую роль актеру Евгению Ткачуку – неизменному любимцу «Окна в Европу» на протяжении уже нескольких лет и одному из самых искрометных современных молодых актеров; приз медиаконгресса «Содружество журналистов» и Союза журналистов России «За сценарий» – Алексею Бородачеву, Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков – безусловное признание как зрительское, так и въедливо-кинокритическое. Благодарный Выборг обеспечил безоговорочный поликолорный, как сам фильм, фурор. После зарубежного Карловарского и Выборгского триумфа – а на «Окне в Европу» состоялась ее российская премьера – картина продолжает победное шествие по фестивалям, собирая награды и призы. Более того, недавно пришло известие, что создатели «Витьки Чеснока…» планировали выдвинуть фильм на соискание премии "Оскар". И это не безосновательная претензия – здесь вам и яркая, но со вкусом, российская неуютная экзотика, и вечная универсалия, к которой припечатался штамп болезненного противостояния «отцов и детей». (от России на "Оскар" была позднее выдвинута картина Андрея Звягинцева "Нелюбовь" - ред.).
Конечно, приятно невероятно, несмотря на то, что съемки для Твери – не диво. Успех картине можно было предсказать еще год назад. Тогда съемки широко освещались в центральных и местных СМИ – прежде всего, из-за «звездного» актерского состава.
К слову, добрые слова готовящийся проект заслужил и из уст главного редактора киностудии им. Горького Андрея Апостолова, посетившего в мае вместе со ВГИКовскими студентами наш город. Фильм снят продюсерским центром «ВГИК-Дебют» при непосредственной поддержке Университета кинематографии им. С. А. Герасимова режиссером-дебютантом Александром Хантом, с которым, а также буквально «пластилиновым» интегральным актером Женей Ткачуком, можно было познакомиться здесь, в тверских локациях. Так же как лицезреть практически великих Андрея Смирнова и Алексея Серебрякова. Благо и часть съемочной группы – наша, тверская. И название, неудобное, шероховатое, но такое родное-сказочное, запоминающееся, принципиальные авторы оставили прежним.
И все же блестящий результат превзошел все ожидания. Банальное, стертое до глубинных культурных слоев, столь распространенное ныне роуд-муви помещено в пространство тончайших социально-психологических хитросплетений экшна и мелодрамы. Все сошлось! Шикарный пример подлинно интегрального успеха – не столь уж часто, к сожалению, встречающееся событие в отечественном кино. Тем более что на нескольких предыдущих выборгских кинофорумах как раз звучали громкие гневные и основательные упреки в адрес молодых – и не только – кинематографистов в отсутствии профессионализма. В данном случае можно громко порадоваться за ВГИК и отечественную киношколу.
Автора!
Соавторами кинофильма стали все. Главный автор – Саша Хант, молодой и вместе с тем серьезный и вдумчивый, обаятельный режиссер, а также опытный продюсер Федор Попов, чей вклад в картину и мудрое руководство трудно переоценить – также не частый сейчас случай (продюсеры гораздо чаще все портят). Превосходный сценарий Алексея Бородачева. Поистине, каждый из актерского ансамбля привносил собственное видение и глубины семейной трагикомедии – вопрос жанра и моральных аспектов.
Герой Евгения Ткачука – полугопник-«гегемон», отвязный парниша, с обезьяньими ужимками, выразительной мимикой, бегает по бабам от строгой жены. Таких пацанов в трениках (пусть и новомодных)) предостаточно встречается во Дворе "Пролетарки", своеобразного тверского «Двора Чудес» (местные знают). И одновременно незащищенный, выпускающий колючки. Это сын брошенный, свидетель гибели матери. Женя, по его словам, отрефлексировал собственную роль не столько как попытку выписать «портрет поколения», «рожденных в начале 90-х», – беспринципных, отвязных (благо Ткачук воплотил на экране таких немало), сколько – передать восприятие детдомовского человека. И «выползающий» будто ниоткуда ненавистный отец, папаша Леха Штырь – уголовник с тяжелой судьбой, теперь же парализованный, почти овощ. Но здесь Серебряков по-прежнему хорош: и в таком состоянии, «растресканный» герой-любовник, которого не забывают (красноречивый грустный взгляд Натальи Вдовиной – тому свидетельство), из-за которого – в петлю. Не часто теперь встречающийся в отечественном кино прием: удивительное сходство отца и сына, даже голоса, хрипловатые с надломом, похожи. Поразительно четко и выпукло выписаны психологические портреты – заслуга и сценариста, и, несомненно, блистательных актеров.
Замечательно органично рядом с экранными знаменитостями, на равных, смотрятся и тверские актеры ТЮЗа. Хотелось бы отметить работу Галины Лебедевой, которая привнесла в свою характерную роль второго плана черты сказочной Бабы Яги, но призванная служить своеобразным, пусть и искареженным, нравственным камертоном для Витьки. Подружку жены сыграла Елена Соколова. Простите, если кого не назвала из своих, тверских. Вполне закономерен приз на московском фестивале «Будем жить!» за актерский ансамбль.
Особая актриса в ленте – музыка. Сначала по сценарию предполагались балалаечные мотивы, создающие эффект лубка, что приближало бы повествование к сказке. Но впоследствии свернули от лубочных мотивов в сторону жизненного правдоподобия и выбрали саундтреки, максимально приближенные к вкусам обитателей рабочих предместий. Прозвучал и душещипательный уголовный романс – «блатняк на заказ», исполненный актером Дмитрием Архангельским.
Необыкновенно подкупает степень откровенности сценариста и режиссера. История основана на их опыте, то, что называется, «про себя». Изначально, по признанию Алексея Бородачева, который «сам прожил 30 лет среди таких людей», сценарий был более жесткий, без каких-либо «сентиментальных педалей», не оставляющий двусмысленности финала, да и лексически более экспрессивным. Как передать все оттенки и прелесть криминально-гопнической «фени»? Замечу, без мата. Зрители просто наслаждались диалогами и купались во фразочках, вполне способных обрести «крылья» (да и в Карловых Варах поняли правильно!). Однако Бородачев, пожалуй, наиболее четко поставивший общественный диагноз – «атрофированы семейные мышцы», реалистично не верит в воспитание кино, по его выражению, хотел «уколоть этого парня». По его мнению, он как раз попытался представить социально-психологический портрет пролетариата, считая, что таких типичных работяг на экране не хватает. Раньше бы сказали, что труд на предприятии – а Витька показан за работой на фабрике– ограждает героя от окончательного морального разложения и падения. Может, и правда. Молодой же режиссер Александр Хант вообще, пожалуй, впервые за много лет строго и самокритично задался вопросом об аудитории: «Где вообще наша аудитория? Хорошо, чтобы вообще зритель был. Сегодня ее нет – аудитории».
Тверская аудитория должна быть отзывчивой и благодарной. Ведь по воспоминаниям о съемках их тверской участницы, помрежа, Елены Шеровой, и подход к процессу творческой группы: режиссер-оператор-художник – очень тщательный, и выстраивание подолгу каждого кадра, крупное везение с актерами с их «очень грамотным, настоящим подходом к профессии» – «они не просто исполняли свои роли, они проживали жизни персонажей». Лена рассказывает: «С этим связан и один из таких захватывающих моментов съемок, когда натурально захватило дух: Жене (Витьке) по сцене нужно было максимально быстро доставить отца в больницу, потому что у того случился приступ, и мы снимали, как он мчится по трассе. Съемочная группа ехала в машине с главным героем по трассе (а игровой транспорт – Daewoo Damas – автомобиль, мягко говоря, не самый надежный, он как картонная коробчонка). И вот Женька гнал на бешеной скорости по трассе, а мы все болтались в машине, как копейки в чемодане, но скорость он не сбавлял, это было феерично». А главное – неравнодушное отношение, из которого «всегда получается что-то необычное!».
Необычно – и обычно – то, что каждый найдет в фильме что-то свое. Недавно пересматривая «Достучаться до небес», я вдруг узрела в них невольные аналогии с «Чесноком». Ведь и провинциальная тверская натура, конечно, типична и не принципиальна для авторов. Однако и продюсер Федор Попов, и режиссер Саша Хант, и Евгений-Витька, льщу себя надеждой – полюбившие наш город, с удовольствием восприняли предложение устроить спец-показ в Твери. Тверские зрители, несомненно, имеют право увидеть «Витьку Чеснока…» одними из первых. После прокатных показов.