Журналист «МК в Твери» побывал в старинной усадьбе Куракиных

Дорога от Твери до усадьбы Куракиных в Зубцовский район Тверской области не близкая, но, поверьте, стоит того. Это, пожалуй, единственный памятник архитектуры, восстановленный, отреставрированный до идеального состояния. И работы еще продолжаются. Огромный усадебный дом, большой ухоженный парк, очищенный благоустроенный пруд, конюшня.

Закревский и краеведы

В эти выходные в усадьбе Степановское-Волосово (как она правильно называется) прошли III Международные краеведческие чтения «Арсений Закревский и Большая Россия». Все участники имели возможность погулять, насладиться всем этим великолепием, послушать рассказ экскурсовода. Полный восторг. Потому что это место, где не хочется никуда спешить, напротив, можно устроиться с книжкой в беседке или на диванчике и отдыхать, окунувшись в княжескую эпоху. И это идеальное место для таких мероприятий, как Международные краеведческие чтения.

Чтения проводятся ежегодно начиная с 2015 года, и посвящены они изучению личности графа Закревского – героя Отечественной войны 1812 года, военного генерал-губернатора Финляндии и Москвы, министра внутренних дел Российской империи, уроженца Зубцовского уезда Тверской губернии. В этом году они были посвящены деятельности графа во благо Отечества, а также дворянским имениям Зубцовского уезда и их обитателям. В мероприятии приняли участие краеведы из Твери, Москвы, Санкт-Петербурга. Организаторами выступили администрация Зубцовского района, Тверское областное общество книголюбов, Центральная библиотека Зубцовского района.

Как рассказывает руководитель Тверского областного общества книголюбов Вера Ткаченко, великолепный прием, интереснейшая экскурсия, целый день в атмосфере дворянской усадьбы стали возможны благодаря нынешним владельцам усадьбы Сергею и Маргарите Васильевым.

Воин и медведь

Степановское-Волосово — частная собственность, при этом абсолютно открытый туристический объект. Усадьба практически полностью отреставрирована, обставлена антикварной мебелью. Внутри нет «музейного» духа, но очень много гостеприимства.

Сегодняшний владелец усадьбы Сергей Васильев — председатель совета директоров «Русских фондов». Проще говоря, олигарх. Но олигарх, отличающийся от традиционного представления этого капиталистического класса. Он не только восстанавливает русскую (а не лондонскую, как любят многие) усадьбу, но и коллекционирует прижизненные сборники поэтов Серебряного века. Рассказывают, что Васильев лично изучал архивы, чтобы усадьба Куракиных в итоге стала максимально аутентичной, лично закупал даже какие-то мелочи для интерьера, но опять же с максимальным попаданием в оригиналы. Извините за подробность, но даже туалетные комнаты (если не считать современной сантехники) оформлены в духе «милой сердцу старины».

Вот что рассказывает Сергей Васильев:

«Когда восстановление дома подходило уже к концу, я решил на бельведере повесить флаг с символом усадьбы. Оставалось только придумать эмблему, и я обратился к знакомому архитектору.

Увидев его эскиз, где воин и медведь держат щит, с инициалами «С.В.», я возмутился:

- Что за пафос?! Мне нужно что-то про усадьбу, а не лично про меня. Я еще не тронулся рассудком, чтобы придумывать фамильный герб с собственными инициалами и помещать его на главный флаг.

Но архитектор удивленно пожал плечами:

- Так это ж я не про тебя, а про усадьбу! «С.В.» - первые буквы в Степановское-Волосово!

Только в этот момент, через 8 лет восстановления, я вдруг понял, что у нас с усадьбой совпадают инициалы.

Теперь всё стало ясно. Это - не случайность. Это - судьба!».

Фото: Марина Гавришенко

Владельцем усадьбы Васильев стал в 2007 году. На тот момент куракинское родовое гнездо представляло собой практически полные руины, коих много по всей территории Тверской области. Последние 20 лет там располагалась психбольница, которая позже сгорела. После пожара остатки усадьбы разваливались, а что само не развалилось, растащили хозяйственные мужички из округи. Сегодня в усадьбе установлен стенд с фотографиями. Смотришь и не веришь, что еще несколько лет Степановское-Волосово лежало в руинах.

Восставшая из руин

А начиналась история усадьбы в далеком XVIII веке, когда Петр I отдал эти земли князьям Куракиным, входившим в ближний круг императорского двора. В Тверской губернии это было одно из самых больших дворянских поместий – площадь построек 3 тыс. кв. м, а территории – 30 га. С того времени оно ни разу не продавалось, а все время переходило по наследству. Дом в конце XVIII века начал строить Степан Куракин, который был тогда управляющим делами при императорском дворе. После его смерти поместье отошло одному из его троих братьев – Александру Борисовичу Куракину, самому известному царедворцу времен Павла, а затем Александра I. Он был, например, послом России во Франции при Наполеоне. Война 1812 года отчасти началась из-за словесных перепалок между Куракиным и Наполеоном. После смерти Александра Борисовича дом перешел третьему брату – Алексею - министру внутренних дел империи, потом его сыну Борису. Вот Борис уже и достраивал имение, вернее, построил целый городок.

«История тут на каждом шагу: в доме за печкой нашли кусок росписи, который оказался копией старинной картины, она сейчас в Государственном историческом музее», — говорит Сергей Васильев.

А еще нынешний хозяин усадьбы Куракиных объясняет: «Я не сторонник устраивать из дома чистого рода музей, он тогда будет иметь уже такой спящий, скучный вид. Все-таки усадьбы должны жить».

Поэтому, когда вы подъезжаете к огромному величественному главному дому, автором которого считается Джакомо Кваренги, вы не увидите ни высоченных заборов, ни колючей проволоки – тех атрибутов, которые обычно сопровождают статус «частная собственность».

Все двери открыты

Только на детальный осмотр дома можно потратить несколько часов. Картины, мебель, столовые безделушки… Это все из той, куракинской, эпохи. Выходишь из одного зала, но возвращаешься вновь, и вдруг глаз зацепил мелкую, но интересную деталь.

Есть 8 живописных полотен, выполненных самим А.Б. Куракиным. Каким-то чудом сохранились фрагменты. Один из них остался в том самом натуральном виде, остальные, конечно же, реставрировались.

Здесь нет табличек «Руками не трогать, на антикварные кресла не садиться», нет смотрительниц, которые способны одной силой взгляда отбить желание полюбоваться. Здесь нет ощущения, что ты внутри какого-то экспоната. Усадьба действительно живет. И уже как-то неловко чувствуешь себя в дорожных джинсах, хочется быстро переодеться в красивое бальное платье и… включить вальс.

На сегодняшний день в Тверской области порядка 200 заброшенных поместий. Но почему-то наши олигархи предпочитают вкладывать средства в Англию, Францию.

– Обидно, – говорит Сергей Васильев. — Всякий раз, когда я слышу, что кто-то купил себе дом за границей, в уме высчитываю, сколько бы усадеб он возродил. Если посчитать, сколько российские бизнесмены вложили в зарубежную недвижимость, то мы бы, наверное, восстановили уже всю Россию.

К этому, согласитесь, даже нечего добавить. Кроме одного. Чтобы удостовериться, что все так и есть на самом деле, просто приезжайте в старое-новое Степановское-Волосово.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 4 октября 2017

Заголовок в газете: Руками трогать, на антикварные кресла садиться

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру