Меняйся или умирай: тверские журналисты приехали с фестиваля СМИ

Меняйся или умирай: тверские журналисты приехали с фестиваля СМИ
Фото: Юлия Крутова

21-й фестиваль СМИ Союз журналистов России уже несколько лет по традиции собирает здесь, под Сочи. В небольшом поселке Дагомыс помимо моря и других природных достопримечательностей есть достопримечательность рукотворная – оздоровительный комплекс управделами Президента РФ с одноименным названием. Большие залы делового центра способны вместить то огромное количество журналистов, которое каждый год съезжается сюда со всей страны. В этом году – примерно 1200 человек. Больше половины из этой армии акул пера знакомы друг с другом уже много лет, хотя и встречаются только здесь, раз в год на фестивале «Вся Россия». Так что трогательные встречи случаются уже в аэропорту, откуда гостей забирают автобусы.

Погода в доме

А на следующий день начинается работа, и везде не успеть: за неделю проходит бессчетное количество мероприятий – семинаров, выставок, презентаций, где в качестве докладчиков и экспертов выступают признанные профессионалы российской журналистики, представители органов власти, международных общественных организаций, политики, ученые, деятели культуры.

В делегацию от Тверской области вошли журналисты из Кимр, Торжка, Лесного, Бежецка, Озерного, Тверь представлял наш "Московский комсомолец". Стоит еще отметить тверскую группу "Deja Vu", которая выступила на торжественном открытии и закрытии фестиваля.

Благодаря униформе и просто отличительным знакам бросаются в глаза делегации некоторых регионов: Липецка, Воронежа, Челябинска, Севастополя, Тувы и т.д. Сразу создается ощущение (и оно правильное), что журналистика в этих краях процветает. Во всех отношениях. Многие из успешных регионалов делятся опытом на семинарах. Собственно, за этим сюда все и едут: других посмотреть, о себе рассказать, подискутировать, найти решение каких-то вопросов. Их много: «Жива ли бумажная пресса?», «Цифровые медиа», «Вы писали. А что толку?», «Власть и СМИ», «Кому мы нужны?», «Меняйся или умри» и многие другие. Действительно, последний, наверное, можно считать и лозунгом, и руководством к действию.

Красной нитью через всю неделю проходит главная мысль – журналистика сейчас переживает не лучшие времена. Не только бумажным СМИ, но и ТВ трудно конкурировать с интернет-ресурсами, о свободе слова в полной мере говорить не приходится, выпуск хорошего информационного продукта становится все дороже. Россия лишь на 16-м месте по объему годовых трат на систему СМИ (на 1-м – США). Меняется сам образ журналиста.

Вот мнение председателя СЖР Всеволода Богданова, неоднократно высказанное на разных площадках:

– Многие говорят, что журналистики, как таковой, уже нет: «погоду» делают рекламодатели, в профессии оказываются люди малообразованные, исчезли со страниц газет публицистика, очерки, расследования. А ведь журналистика - это такая же сфера общественного сознания, как наука и искусство. В советское время были потрясающие публицисты. Была школа «Известий», остатки ее присутствуют на нашем форуме. Была великолепная публицистика на ТВ. Что дальше? Что будем строить? Часто встречаю молодых журналистов, которых в первую очередь волнуют вопросы: «как зацепить? прихватить? заставить? Что мне выгоднее, то я буду делать». Я бы таких и близко к журналистике не подпустил.

От буквы к цифре

Да, действительно, цифровые медиа вытесняют бумажные, социальные сети меняют журналистику и журналиста, об этом рассуждала на своей площадке главный редактор медиапроектов Mail.ru Ольга Сидорова. Игровые форматы, способы, методы завоевания интернет-аудитории давно изучены, опробованы и успешно применяются.

Кстати, мониторинг соцсетей удивил. 1-е место по видеоконтенту занимают «Одноклассники», наиболее массово представлена аудитория в возрасте 26-35 лет. 60% – женщины, 40% – мужчины. На 2-м месте сеть ВКонтакте, а Фэйсбук вышел только на 3-е.

В информационном плане ни газетам, ни телевидению за интернетом не угнаться. Да и не стоит, считают специалисты. Интернет хорош для быстрого получения информации, но есть темы вечные. Стоит задуматься о другом: люди перестали читать. Главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера Якупова 1,5 года исследовала этот вопрос, и вот вывод: это не так, наш народ любит читать, но препятствий слишком много. В городах убрали ларьки (оказывается, это проблема не только в Твери), газету стало попросту не купить. Цены на подписку растут (и это вопрос не к редакциям, а к монополисту – Почте России, который журналисты намерены поднять на самом высоком уровне).

В Татарстане попробовали повернуть сутуацию вспять. Местный Союз журналистов организовал акцию «Читающий Татарстан», о своих любимых книгах рассказывали известные в городе люди. Собрали книги для детсадов, ведь там их практически нет, и ребенок с детства не приучен читать.

– Есть хорошие примеры других государств, – считает Венера Якупова. – В Финляндии работает проект «Газета в школе», где ученикам дается обязательное задание писать статьи для газеты. Во Франции существовала президентская программа, по которой люди до 18 лет имели возможность бесплатно получать газеты и журналы (в списке 65 изданий). В школах Японии запрещено пользоваться интернетом (и газеты там выходят миллионными тиражами). У нас же лозунг последних лет – все в интернет. Страна читает только гаджеты. Нужен гармоничный союз бумаги и цифры.

Эту войну мы можем проиграть

Проблема №2 сейчас – информационная безопасность, и она напрямую связана с госбезопасностью. Не секрет, что спецслужбы разных государств разрабатывают способы и методы манипуляции человеческим сознанием, воздействуя на психику через СМИ. На заседании клуба «Развитие» специалист по информационной безопасности Сергей Качков говорил о том, что защита информации - это целая наука. И речь не о технических, а о гуманитарных аспектах:

– Окунемся в историю. В 1946 году США приняли доктрину усиления влияния на Советский Союз и страны Восточной Европы. Ее цель – невоенными методами развалить содружество. Как видим, это удалось, и доктрина продолжает действовать. В 90-х по миру распространился интернет, который страны Запада использовали в том числе и как средство разведки, позже оказалось, что с помощью интернета легко навязывать свои идеологемы, менять отношение масс к той или иной проблеме. Можно привести много примеров миллионных трат в различных государствах на работу спецслужб, участвующих в этих играх. Рядовые граждане ведь часто не задумываются, чьи сайты они читают, кто стоит за той или иной информацией. Единственный способ борьбы в информационной войне – продвигать свои идеологемы. Сейчас пресса зачастую делает рейтинги на негативе, но каждый уважающий себя журналист должен понимать, что этим он создает определенный имидж стране, в которой живет. К примеру, когда-то давно сложился стереотип: русский народ самый пьющий в мире и потому не способен ничего создать. Значит, надо экономику отдать в «трезвые» руки? Но это далеко не так, у нас все больше людей, ведущих здоровый образ жизни. И именно положительные примеры надо продвигать, больше писать о хорошем, а не поддерживать фэйки. Иначе информационную войну мы проиграем.

Профессия группы риска

Нельзя не сказать и о войнах реальных. В первый день форума случился международный инцидент. Представитель журналистского сообщества Турции на торжественном открытии пригласил всех провести следующий форум российской прессы в Анталии. Предложение встретили бурными аплодисментами все, кроме делегата от Международной федерации журналистов, англичанина Джима Бумела. Он посмотрел на ситуацию с другого ракурса, что на одном из семинаров и стало поводом поговорить о личной безопасности журналистов. Бывшие раньше защитниками свободы, сейчас они попадают в категорию риска.

– Турция – одна из самых опасных стран для людей нашей профессии, – считает Джим Бумела. – Из общего числа журналистов, заключенных под стражу по всему миру, треть – турецкие. На данный момент там 2500 журналистов лишились работы, 140 – в тюрьме, 130 СМИ и телеканалов – под запретом.

Прежде чем приглашать к себе журналистов, надо говорить об этих несправедливостях, – вот чем оказался недоволен г-н Бумела, говоря о том, что тема безопасности сотрудников СМИ очень актуальна. Исполняя профессиональный долг, в мире погибло очень много журналистов. Полно государств, где говорить о свободе СМИ не приходится, утверждает российский гость, основываясь на тех фактах, которые видел сам, катаясь по миру (а этим вопросом он занимается уже 25 лет). Примеры – Польша, Венгрия, во Франции уже зажглась лампочка. Ужасающая ситуация в Йемене – государстве, раздираемом войной, где три четверти населения – на грани истощения. Многие сотрудники СМИ погибли или похищены. Это худшее, что можно представить, – говорит Бумела.

Журналисты по всему миру предпринимают неимоверные усилия, чтобы помочь тем же коллегам в Турции. Эта работа ведется ведомством по правам человека, ООН. Бумела отметил, что Международная федерация журналистов взаимодействует на самом высоком уровне с руководством стран для того, чтобы изменить ситуацию. Существует международный фонд безопасности, помогающий семьям погибших журналистов.

В 2017 году, по мнению Джима, должны произойти перемены. Он рассказал о проекте «Международной конвенции по безопасности и независимости журналистов и других представителей сферы медиа», которая разработана и вскоре будет представлена в ООН. Это будет первый документ, защищающий права журналистов.

Секретарь СЖР Тимур Шафир пообещал, что наш Союз также поучаствует в составлении конвенции:

– После Дагомыса проведем консультации на уровне руководства страны и Госдумы, дадим рекомендации, дополним идеями. Сейчас проходит Генассамблея ООН, возможно, успеем на ней представить. К счастью, в этой печальной статистике Россия не на первых местах в списке в отличие от коллег с Ближнего Востока, Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, но и российские журналисты бывают в горячих точках. Одной из них сейчас стала Украина. Там два Союза журналистов. Основной – сохранившийся еще со времен СССР. Отношения с коллегами специфические. Они являются заложниками ситуации, но стараются маневрировать и, несмотря ни на что, не против сотрудничества. Пример – последний случай с задержанием российской журналистки на Украине. Украинские коллеги сразу узнали о ситуации по своим каналам и нас успокоили: девушка не похищена, а задержана. Вот она, солидарность.

– Не смотря ни на что, профессия журналиста остается популярной, – считает Джим Бумела. – Прихожу в школу журналистики – много молодых людей, глаза горят. Я им говорю: не рассчитывайте на известность, наша профессия скромная, хотя и уважаемая. Мы можем ею гордиться. Это ценности другого порядка, за которые, наверное, стоит бороться.

Бесконечные гектары

Всегда интересно и как работают коллеги в других регионах. К примеру, на «краю земли», в Хабаровском крае, до которого перелет из Москвы – 7,5 часа. Нам, живущим в 170 км от столицы, трудно представить, что до соседней деревни можно не доехать, потому что кругом снежная пустыня и дороги нет. От столицы края (площадью около 800 тысяч кв. км) до ближайшего крупного города Комсомольска-на-Амуре – 400 км. Из 1 млн 300 тысяч жителей региона только у 800 тысяч есть интернет. В дальних районах, тех, что почти у китайской границы, не задерживается молодежь, а в редакции может быть только одна штатная единица – редактор. И здесь далеко не самые большие зарплаты: средняя в регионе – 40 тысяч рублей. Практически нет рекламодателей: в крае по преимуществу тяжелая промышленность, у которой, безусловно, нет необходимости рекламировать свой продукт. Такую впечатляющую картинку нарисовал генеральный директор хабаровского медиахолдинга «Открытый регион» Евгений Красильников. Возможно, это со стороны выглядит устрашающе, а для коллег из Хабаровска вполне привычно. Хотя действительно трудно представить, как центру удается взаимодействовать со своими коллегами из «медвежьих углов». Ведь даже в Центральной России в глубинке почта работает с перебоями. «Нормально выживаем», – считает Евгений Красильников. Некоммерчески ориентированный холдинг существует исключительно на средства правительства края, выражая его интересы и озвучивая политическую повестку. Одной из масштабных и нескончаемых тем в последнее время является дальневосточный гектар. Он популярен: гектары разбираются не как горячие пирожки, но вполне активно, хотя вопросов по ним так много, что у журналистов непочатый край работы.

СМИ против профстандартов

Как государство и профессиональное сообщество предлагают оценивать квалификацию работников СМИ? Не проще ли игнорировать законодательство? Нужны ли журналистике профстандарты? Этой спорной теме была посвящена одна из площадок.

– Нужны, и они появятся, – считает 1-й заместитель гендиректора Национального агентства по квалификации Юлия Смирнова. – Создание и развитие национальной системы квалификации – крупнейший государственный соцпроект. О его необходимости было заявлено Президентом Путиным. Сейчас разработано уже примерно 1100 квалификаций, любой может познакомиться с реестром на сайте Минтруда РФ. Там же можно задать любой вопрос.

Национальное агентство по квалификации существует более 11 лет, в основном оно было ориентировано на те сектора, где бурными темпами развиваются технологические процессы, на госкорпорации, где применяются высокие технологии. Там все конкретно. А как определить квалификацию творческого работника? Непросто. Именно поэтому разработка критериев для этой сферы повисла в воздухе.

Для СМИ разработано пока 9 профстандартов (среди них корреспондент, редактор, режиссер СМИ, специалист сетевого издания, видеоинженер, фотограф). Обсуждение этой темы проходило уже в 3-й раз. В 2013 году, когда вопрос был поднят, сначала началась паника. «Нас уволят», - считали работники. «С кем же будем работать?» - думали работодатели. Все как-то устаканилось. Во-первых, потому, что не так страшен черт… и трудовое законодательство никто не отменял, во- вторых, к единому знаменателю пока так и не пришли. А сотрудники СМИ высказались против стандартов.

– Вот написано, что видеоинженер СМИ должен уметь работать с осциллографом, а продюсер – иметь год опыта в культурно-туристической деятельности. Скажите, это зачем нужно? – вопрошал гендиректор медиахолдинга из Екатеринбурга Антон Стуликов. – Требования к сотрудникам СМИ в реальности совсем другие, и наша повседневная работа далека от таких профстандартов. Плохо еще и то, что вузы выстраивают под них систему образования. Эту же мысль поддержал заместитель гендиректора РГТК «Югра» Михаил Епихин.

Об образовательных программах в медиаотрасли говорили деканы и преподаватели столичных и региональных факультетов журналистики.

Секретарь СЖР, советник генерального директора ГТК «Россия -1» Владимир Соловьев, предрек: «Скоро новости будут писать роботы. Как их будем сертифицировать?»

Ведущий эксперт ВНИИ труда и соцстрахования Минтруда России Ирина Волошина напомнила, что в качестве экспертов для разработки профстандартов чиновники обращаются именно к профессиональному сообществу, и предлагают им поучаствовать в этом. Даже не для того, чтобы впоследствии аттестовывать работников, а хотя бы для того, чтобы предоставить реальные данные системе образования.

Кстати, объявлен конкурс «Национальная система квалификаций в отражении российских СМИ – 2017» для редакций СМИ, журналистов и авторов медиапроектов в социальных сетях.

Национальный вопрос

Он поднимался на множестве площадок фестиваля.

– Россия не видит Россию, – считает президент Северокавказского открытого фестиваля кино и телевидения "Кунаки" Сулиета Кусова. – Необходимо создать федеральную площадку для региональных и национальных компаний. Надо сохранить национальную прессу, которая играет большую роль в сохранении языка и культуры народов.

– Мы теряем свой язык, а значит, свою нацию, - поддерживает председатель Союза журналистов Дагестана Али Камалов, отмечая, что даже в сельских школах национальный язык не входит в обязательную программу. Сегодня специалистов не хватает даже в институтах языкознания.

Кстати, хорошим примером решения национального вопроса является сам Сочи. Мэр олимпийского города Анатолий Пахомов на торжественном закрытии фестиваля «Вся Россия» приветствовал журналистов и, конечно, не преминул отметить все достоинства лучшего города Краснодарского края. В том числе это устойчивая национальная политика, о которой Анатолий Пахомов говорил с гордостью. В Сочи проживает более 100 национальностей, и комфортное совместное сосуществование – залог развития города.

Многие народности имеют свои Центры национальной культуры:

– Мы всем даем возможность развивать свою культуру, помнить историю. Всячески это поощряем, – отметил сочинский мэр.

Он не был голословен. Прощальный концерт своими выступлениями украсили несколько Центров национальных культур из соседнего небольшого поселка Лазаревское. Судя по подготовке и достойнейшим костюмам артистов (юных и не очень), национальную культуру здесь действительно поддерживают, в том числе и материально.

И с журналистами глава города был крайне гостеприимен, предлагая чаще приезжать в Сочи и рассказывать о нем другим.

Непременно приедем, мы еще не все посмотрели.

***

На фестивале представили новый Всероссийский проект СЖР «Я живу в России». Его цель – вернуть в медиа материалы о судьбах обычных людей, людей труда, которые незаслуженно остаются без внимания. Они выполняют повседневную работу, которая с первого взгляда может быть и не видна. Повар, агроном, металлург, учитель пения... каждый из них созидает жизнь.

– Мы напомним новому поколению журналистов, что за быстротечным развитием технологий забыта главная цель нашей профессии. Технологии — лишь средства, используя которые можно вернуться к тому, что действительно ценно - к человеку. Сегодня он часто остается вне нашего поля зрения, – отметил секретарь СЖР и автор проекта Ашот Джазоян.

К проекту приглашают присоединиться российских и иностранных профессиональных журналистов, живущих в России. Материалы могут быть представлены в разных жанрах:

– Видеоролики, телесюжеты и документальные фильмы длительностью до 3 мин;

– Фоторепортажи (в форматах JPEG, Windows Bitmap - Bmp или Tag Image File Format – TIFF; размеры фотографий не менее 150 dpi, 1500х2000).

–Лонгрид (текст с мультимедийными элементами: инфографика, фото и проч.) объемом до 2 страниц.

Работы присылайте на электронную почту: lifeinrussia.project@gmail.com. Все будет опубликовано на YouTube канале с логотипом проекта. Уже отобранные работы можно увидеть на портале iliveinrussia.ru и выбрать лучшие. Победитель будет приглашен на Международный медиа-форум молодых журналистов «Диалог культур».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру