Речной вокзал в Твери хотели снести еще 32 года назад

Речной вокзал в Твери хотели снести еще 32 года назад
Фото: Александра Аветисян

В распоряжении нашей редакции оказался уникальный архивный документ – результаты обследования и обмеров Речного вокзала в г. Калинине, выполненных в 1985 году специалистами Государственного института проектирования на речном транспорте «ЛЕНГИПРОРЕЧТРАНС». Согласно рекомендациям экспертов, здание Речного вокзала уже тогда должно было пойти под снос.

«Допущен серьезный просчет»

Доклад, занимающий около сотни страниц, содержит подробный анализ планировочной структуры здания, а также выводы о техническом состоянии его архитектурных конструкций и инженерного оборудования.

Оказывается, в ходе обследования было выявлено множество недочетов. Один из главных – отсутствие гидроизоляции цокольного этажа, расположенного ниже минимально возможной отметки. Здание из-за этого неоднократно затапливалось, причем с первого же года эксплуатации – с 1938-го. Авторам доклада было известно не менее одиннадцати таких случаев, которые привели к «серьезным и даже необратимым изменениям во всем организме транспортного речного узла».

Вывод специалистов однозначен: «На стадии разработки проекта… был допущен серьезный просчет, который приводит к периодическим затапливаниям помещений вокзала по время сезонных колебаний уровня воды в Волге». Кроме того, выяснилось, что сети водопровода и канализации тоже выполнены с нарушениями санитарных норм и техники безопасности, а отвод дождевой воды с галерей не функционирует, из-за чего перекрытия и опоры галереи постоянно были мокрыми. Ситуацию усугубляло то, что система отопления в здании к 1985 году оказалась изношена на 95%. Эксперты делают заключение: дальнейшая эксплуатация Речного вокзала невозможна без «серьезных и очень решительных мероприятий».

Выводы экспертов более 30 лет лежали в архиве

Но к решительным действиям городская власть, как и вся страна, вступавшая в эпоху «перестройки» и краха СССР, оказалась не готова.

Кругом вода

Впрочем, на печальном состоянии архитектурной достопримечательности города сказались не только ошибки проектировщиков. Качество эксплуатации и содержания Речного вокзала тоже были подвергнуты критике.

В частности, специалисты «ЛЕНГИПРОРЕЧТРАНСА» напоминают, что в центральной круглой части над колоннадой второго этажа ранее располагалась открытая терраса, соединявшаяся с залом ресторана и служившая превосходной смотровой площадкой. Ограждением служил мощный железобетонный карниз с внутренним водоотводом. Со временем карниз пришел в аварийное состояние и его попросту сбили, не организовав нормального отвода воды. Все это привело к постоянному намоканию, разрушению стен здания и нарушению наружного отделочного слоя.

В докладе отмечено, что ремонтные работы по окраске фасадов проводились бессистемно и без соблюдения технологии. А состояние стен признано неудовлетворительным. «Обнаженные кирпичи разрушаются даже при незначительном на них воздействии, – говорится в документе. – Нижние участки стен здания, фундаменты, подпорные стенки находятся в постоянном подтапливании и намокании из-за осадков и снеготаяния. Штукатурка отслаивается, разрушается кирпичная кладка».

Подробное описание увиденной специалистами картины занимает несколько страниц.

Цокольный этаж Речного вокзала расположен ниже минимально возможной отметки
Специалисты зафиксировали нарушения в системе водостока здания

Выгоднее построить заново

И вот мы подобрались к самому интересному – выводам экспертов. В докладе указано, что работы по капитальному ремонту и реконструкции Речного вокзала связаны с полной гидроизоляцией затапливаемой части здания, заменой до 30% кирпичной кладки, а также стропил и кровли, до 99% – столярных изделий, до 60% – штукатурки. Кроме того, требуется восстановление архитектурных элементов и деталей здания, перепланировка помещений по действующим нормам и практически полная замена инженерных систем и оборудования, предполагающая, в том числе, разборку и восстановление строительных конструкций.

«Стоимость капитального ремонта и реконструкции в подобных случаях не только сопоставима со стоимостью нового здания, но может и превысить ее», – посчитали советские специалисты. В качестве наиболее рационального решения они вынесли «приговор»: снести существующее здание и построить на его месте новое.

Выводы по итогам обследования

Отсрочка исполнения «приговора» затянулась на долгие 32 года. С той поры немало воды утекло, и не раз эта вода подмывала фундамент, крошила стены заброшенного Речного вокзала, попытки реанимации которого хоть и предпринимались, но так и не были доведены до конца. А в августе этого года здание устало ждать и частично обрушилось.

Так, может, нашим областным и городским властям не надо изобретать велосипед и искать способы восстановления того, что мы уже безвозвратно потеряли десятки лет назад? Может, лучше прислушаться к давним выводам экспертов и вместо бесперспективного ковыряния в руинах и дорогостоящей борьбы с фатальными проектными ошибками взять и построить новое красивое, функциональное здание из современных и более долговечных материалов?

Владимир Суслов, почетный гражданин Тверской области, в 1985 г. – первый секретарь Калининского горкома КПСС:

– Существовала договоренность с Министерством речного флота РСФСР по судьбе Речного вокзала. Областные и городские власти должны были построить в бухте за комбинатом «Химволокно» новое административное здание. За полтора года эта задача была выполнена. А Минречфлот взял на себя обязательство снести и построить заново Речной вокзал в Калинине. Но грянула «перестройка», министерство было упразднено, и эти планы не сбылись. Считаю, что сейчас необходимо не только вспомнить о результатах давнего обследования, но и прислушаться к мнению современных специалистов, поскольку за три десятка лет существенно изменились и технологии, и материалы. Но если сохранить нынешнее здание все-таки невозможно, его надо снести и построить новое. Главное, чтобы символ Твери был возрожден и снова радовал гостей и жителей города.

Александра Смирнова, искусствовед, заместитель председателя Совета ТРО «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры»:

– Речной вокзал в Твери – объект культурного наследия регионального значения. Он охраняется законом, поэтому любые действия в отношении этого здания возможны лишь после выводов специалистов, аккредитованных Министерством культуры РФ. Конечно, предыдущие обследования можно иметь в виду, однако для ответственного и, главное, полностью законного решения необходимо актуализировать сведения о текущем состоянии Речного вокзала и возможных вариантах развития событий. Еще раз подчеркну: это могут и вправе сделать только квалифицированные специалисты.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру