Инициатором проведения стал ресурсный учебно-методический центр Московского государственного гуманитарно-экономического университета (РУМЦ МГГЭУ).
Дорожная карта
Состоялось рабочее совещание по этим вопросам. Его участниками стали ректоры, проректоры и координаторы по работе с РУМЦ МГГЭУ из 14 вузов, представляющих Москву, а также Белгородскую, Липецкую, Тамбовскую и Тверскую области. Ключевой задачей мероприятия было определение общих для партнерской сети РУМЦ МГГЭУ принципов и моделей взаимодействия.
И.о. ректора ТвГУ Людмила Скаковская рассказала об опыте инклюзивного образования в университете, о мероприятиях, направленных на повышение качества образования людей с инвалидностью и ОВЗ.
Координатор ресурсного учебно-методического центра Московского государственного гуманитарно-экономического университета, кандидат философских наук Дмитрий Райдугин назвал ключевые задачи, стоящие перед системой ресурсных учебно-методических центров, а также место РУМЦ МГГЭУ в этой сети.
Участники совещания обсудили график мероприятий, которые будут реализовываться партнерской сетью ресурсного центра до конца этого года, и согласовали дорожную карту. Это консалтинг вузов-партнеров, совещания по вопросам доступности и качества высшего образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья и ОВЗ; вебинары и конференции; реализация программ дополнительной профподготовки; мониторинг качества высшего образования и трудоустройства людей с инвалидностью и ОВЗ.
Совещание позволит укрепить партнерские связи между вузами пяти регионов и повысить на этих территориях эффективность инклюзивного высшего образования.
Я сам определяюсь
Так назывался профориентационный мастер-класс, который в этот же день РУМЦ МГГЭУ провел на базе ТвГУ. Ведущая мастер-класса - главный специалист РУМЦ МГГЭУ по профориентации и содействию трудоустройству, кандидат психологических наук Мария Цыганкова рассказала участникам об авторской концепции работы со студентами-инвалидами, основанной на обязательном соблюдении принципов инклюзии и субъектности. Методика включает оригинальные способы и технологии практического применения инструментария, разработанного ресурсным центром для будущих профессиональных успехов студентов инклюзивных учебных заведений. Мини-лекция была подкреплена профориентационным видео, участники также заполнили мотивационные карты профессионального самоопределения, прошли тест по психодиагностике.
Мастер-класс «Я сам определяюсь» для студентов и специалистов по профориентационной работе с ними позволил на примере живого взаимодействия с инклюзивной группой студентов продемонстрировать новые методики.
На мастер-классе было наглядно продемонстрировано, как создать условия для развития субъектности в профессиональном самоопределении людей с инвалидностью и ОВЗ; какими способами и методами стимулировать у них желание профессионального выбора, мотивировать студентов к развитию у себя таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность и активность.
Творческий коллектив ресурсного центра МГГЭУ под руководством его координатора Дмитрия Райдугина и координатора направления РУМЦ по профориентации и содействию трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья, доктора психологических наук Татьяны Бонкало разработал комплекс методик, позволяющих оказывать реальную помощь таким студентам в их профессиональном самоопределении. Они позволяют выработать навыки уверенного поведения в жизни.
На мастер-классе студенты ТвГУ анализировали факторы выбора профессии, оценивали степень осознанности этого, учились строить будущую карьеру. Молодые участники получили опыт стратегического планирования профессионального развития, а специалисты – пополнили свою методическую «копилку».
Безбарьерное трудоустройство
Еще одним мероприятием, которое на базе ТвГУ провел РУМЦ МГГЭУ, стал тренинг понимания инвалидности для работодателей и специалистов Центров занятости. Главная задача – сформировать их готовность к взаимодействию с выпускниками-инвалидами.
Содержание тренинга было разработано инициативной группой РУМЦ МГГЭУ под руководством Дмитрия Райдугина, Татьяны Бонкало и Марии Цыганковой. Его основа – развитие готовности работников Центров занятости населения и потенциальных работодателей к содействию трудоустройству выпускников вузов с инвалидностью и ОВЗ.
Участники «примеряли на себя» различные социальные роли и ограничения: людей без инвалидности и людей с инвалидностью различных нозологических групп; обсуждали социальные стереотипы восприятия работников с инвалидностью. Специалисты Центров занятости формулировали рекомендации, «как лучше взаимодействовать» как для общества, так и для самих инвалидов, изучали различные концепции безбарьерной среды, знакомились с информацией об особых потребностях, равных возможностях, а с успешными историями жизни людей с ОВЗ, что дали человечеству наиболее знаменитые и гениальные из них. Особое внимание было уделено взаимодействию с людьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
На правах рекламы