Город семи островов в Тверской области приглашает в свои музеи

6 декабря 2017 в 12:17, просмотров: 950

В городе, который называют Русской Венецией и Городом семи островов, есть два интересных музея

Хотите узнать, сколько весит валенок 201-го размера? А увидеть копию торшера, подаренного на 70-летие Леониду Брежневу? Тогда вам стоит побывать в Вышнем Волочке, где находятся музей «Русские валенки» и Музей стекла завода «Красный Май».

Очень приятно.., Царь

Валенки – такой же испытанный временем символ России, как и самовар, балалайка или печка-лежанка. Так что интерес к музею обеспечен изначально. Тем более что там действительно есть на что посмотреть. И расположен он удачно – прямо возле трассы Москва – Санкт-Петербург. Здесь же фабрика по производству валенок ручной валки и магазин. Музей – небольшое помещение на 2-м этаже здания. Впрочем, рассказывая о нем, стоит упомянуть, как и с чего начиналась в Вышнем Волочке фабрика «Русские валенки», без которой не было бы и музея.

В 1992 году предприниматель Борис Смородов выкупил фабрику бытового обслуживания. С каждым годом она приносила все меньше доходов, поэтому новые владельцы стали думать, чем еще заниматься. Перепробовали многое, в том числе мытье автомобилей. Но и это затрат не возмещало. Тогда решили заняться производством валенок. В соседнем Фировском районе тогда действовал цех ручной валки, туда Смородов со своими людьми и ездил несколько недель подряд, чтобы обучиться новому ремеслу. Потом еще долго по крупицам собирали информацию о технологиях, создавали по старым чертежам оборудование.

- Как-то прихожу на работу, вижу – в кабинете директора сидит женщина. Оказалось – покупательница из Испании. Зачем, осторожно интересуюсь, в вашей достаточно теплой стране валеная обувь? Она отвечает: «У вас в России холодно, поэтому полы делают деревянными. А у нас они каменные. Но бывает, что температура не поднимается выше 8 градусов, тогда на каменном полу мерзнут ноги.

Смотритель музея Владимир Калинкин рассказывает эту историю как бы между делом. В знак того, что не только в России ценятся валенки ручной валки. Музей был создан в 2012 году – к 20-летию предприятия. Он не совсем обычный, это, скорее, художественная выставка, показывающая, какие любопытные вещи можно сделать из войлока и старых валенок. Созданы они руками самого Калинкина, который до нынешней своей должности много лет обучал вышневолоцких подростков творческому мастерству. Взгляд обязательно зацепится за скворечник из старого валенка, Царь-пушку, петуха, фигурку Бабы Яги – тоже из валенка. За стилизованную под казенный дом композицию «Владимирский централ», изготовленную в память о Михаиле Круге, в основе которой – также пара валенок. За маленькие сувенирные валеночки и расписанные по войлоку картины. Если устали, можно присесть на скамеечку «Кот Матроскин» с деревянным туловищем и войлочными головой и лапами.

Впрочем, есть и исторические экспонаты. Например, деревянные станки, колодки, инструменты, с помощью которых когда-то выделывали и валяли шерсть. Если вам удастся попасть на производство, вы увидите, что оборудование, на котором сегодня работают мастера-валяльщики, немногим отличается от музейного. Разве что привод у современных электрический, а не ручной. На стендах можно увидеть фотографии рабочего процесса, из них же почерпнуть информацию о том, где и когда появились войлок и валеная обувь. Кому-то интересно будет узнать, что валянию благодаря своим физико-химическим свойствам подвержена лишь шерсть домашних овец.

Центральное место в музее «Русские валенки» занимает Царь-валенок. Это самый большой в мире валенок. Сколько для него понадобилось шерсти и каковы его «рост-вес», вы узнаете, посетив музей. Скажу лишь, что на его изготовление ушло больше трех месяцев, а надеть его сможет лишь обладатель 201-го размера ноги.

Еще здесь можно приобрести валенки. Любого цвета, размера, с рисунком или без. Ручной валки, которые согреют в любой мороз.

Музей работает с 10 до 17 часов, кроме воскресенья и понедельника. Адрес: г. Вышний Волочек, улица Парижской Коммуны, 37

Романтика сульфидного стекла

«Красный Май». Когда слышишь два этих слова, первое, что вспоминается, - это пять рубиновых звезд на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой и Водовзводной башнях Московского Кремля. Впрочем, не только они принесли известность заводу, расположенному в нескольких километрах от Вышнего Волочка. Но уже больше десяти лет корпуса легендарного предприятия лежат в руинах, а музей все это время размещался в ветхом, неотапливаемом, с протекающей кровлей здании на территории завода. Еще немного – и, казалось, исчезнет навсегда вслед за стекловаренными печами уникальная коллекция.

Изначально музей стекла был открыт в 1970 году. Часть экспонатов приносили из дома работники предприятия и жители поселка Красномайский. Особая заслуга в создании экспозиции принадлежит бывшему директору Вышневолоцкого краеведческого музея Галине Монаховой. В разные годы его гостями были космонавты Павел Попович, Олег Макаров, первый комиссар крейсера «Аврора» Александр Белышев, артисты Майя Кристалинская, Вячеслав Тихонов, Борис Штоколов, Кола Бельды.

Сейчас музей находится в городе. У здания, где он расположен, как и музея, непростая история. Его начали строить еще в 80-х годах прошлого века под новую АТС, но затем бросили – в эпоху перемен было не до развития телекоммуникаций. Больше 20 лет бетонная коробка пустовала, пока участок, на котором она стояла, не был выкуплен. Здание привели в порядок, на первом этаже разместился супермаркет, а на втором в августе этого года открылся Музей стекла. Не государственный, это частная коллекция собственника здания Владимира Калошвы.

В зале – более четырех тысяч экспонатов. В первых трех стеллажах представлена коллекция изделий, сделанных на заводе еще в XIX веке, когда он был не «Красным Маем», а Ключинским заводом купца и промышленника Болотина. Это хрустальная посуда, церковная утварь, керосиновые лампы. «Именно эти лампы, увенчанные тонкими легкими абажурами, в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве были удостоены золотой медали», - писала в 1988 году газета «Красномайский стекольщик». Это были первые ростки будущей славы местных мастеров-стеклоделов.

Виктор Шевченко и Людмила Кучинская, Сергей Коноплев и Светлана Бескинская, Константин Литвин и Елена Есикова. Эти имена – отдельные страницы истории предприятия. Все они – художники, авторы уникальных декоративных изделий гутной (ручной) работы из сульфидно-цинкового стекла, удостоенных премий на международных выставках. Данное стекло, получаемое при добавлении в стеклянную массу окиси железа и сульфида цинка, за богатую цветовую гамму в зависимости от условий обработки называют русским чудом. Наравне с рубиновым сульфидное стекло считалось визитной карточкой «Красного Мая». Невозможно, проходя среди музейных стендов оторвать глаз от комплектов с такими романтическими названиями, как «Голубые озера», «Синий омут», «Зимняя дубрава», «Изумрудная гладь», «Времена года», «Сумерки», «Олимпийский огонек», «Сквозь облака».

В коллекции музея – не только декоративные штучные изделия, но и повседневная продукция, а также подарочные изделия. Точнее, копии их. Копия хрустальной вазы, подаренной первому космонавту планеты Юрию Гагарину. Как называется ваза, догадаться, думаю, не так сложно. Правильно, «Звезды». А вот – напоминающий подсвечник торшер из ажурного металла, обрамленного хрусталем. Точно такой же, только больших размеров, был подарен генсеку на 70-летний юбилей.

Музей работает с 10 до 18 часов, кроме понедельника. Адрес: г. Вышний Волочек, ул. М. Магомаева, 17

Напомним, что главному Деду Морозу страны подарили валенки из Вышнего Волочка. Делегация Тверской области посетила его резиденцию в Великом Устюге. Подарок, изготовленный на фабрике «Русские валенки», был вручен по инициативе министерства туризма региона.





Партнеры