Прогулки по Твери. Набережная Афанасия Никитина.

6 декабря 2017 в 15:52, просмотров: 1216

В прошлом номере мы познакомились с историей Успенского Отроч монастыря. В начале 30-х годов прошлого века на территорию этой обители пришли строители. Было принято решение соединить Москва-реку и Волгу каналом, после чего уровень воды в Волге должен был подняться весьма значительно.

Порт пяти морей

Сейчас нам трудно представить, что до 1937 года Волгу в центре города, между современными нам Старым и Новым мостами, можно было перейти вброд. Так что город Калинин становился портом, а значит, ему нужен речной вокзал. Решили строить в устье реки Тверцы на месте древнего монастыря. Были разрушены стены, кельи, ряд соборов, в том числе и часовня над кельей, где был задушен митрополит Филипп. От огромного древнего монастыря уцелела лишь Успенская церковь, построенная при Петре Первом.

Открытие речного вокзала состоялось 1 сентября 1938 года. Его построили по проекту архитекторов Райского и Гавриловой. Он стал одним из самых заметных в городе зданий, созданных после революции. У центрального входа гостей встречали фигуры Ленина и Сталина. Перед колоннадой на постаменте были установлены якоря – символ водного транспорта. В самом здании был уютный зал ожидания, комната матери и ребенка, библиотека, душ с горячей и холодной водой. Наверху работал ресторан с открытой верандой, откуда открывался вид на город. Первый катер от причала нового речного вокзала отправился до Краснова в 5 часов утра. Кстати, это было первое здание речного вокзала, построенное в волжских городах в советское время. Уже совсем скоро на пристани пришвартовывались и пассажирские пароходы из Москвы – «Иосиф Сталин», «Вячеслав Молотов», «Михаил Калинин» и «Клим Ворошилов». Их пассажиры стали первыми туристами, которые прибыли в Калинин по каналу Москва-Волга.

На протяжении более чем 50 лет речной вокзал жил насыщенной жизнью. В конце апреля начиналась навигация. Небольшие катера, «Метеоры» и «Ракеты» развозили пассажиров вверх и вниз по Волге. Теплоход «Фридрих Энгельс» с туристами из тверского края отправлялся до Астрахани, а теплоходы из других регионов привозили туристов в наш город. А затем выяснилось, что водный транспорт никому не нужен, а значит, не нужен и речной вокзал. Его пытались несколько неуклюже приспособить под другие цели. Не получилось. Внимание властей и общественности он привлек только после того, как обрушился.

Вместо Дома Советов

Набережная Афанасия Никитина застаивалась в разные годы. По двум градостроительным планам застройки Калинина, которые были приняты в 1937 и 1947 годах, на набережной Волги рядом с речным вокзалом должен был появиться Дом Советов. Именно здесь хотели разместить административный центр города. Был даже разработан величественный проект этого Дома Советов, однако, в конце концов, от его возведения все же отказались. На том месте, где планировалось построить здание, в 1965 году появился новый корпус Калининского политехнического института. Именно в это время он и стал политехническим. Ранее носил название торфяной. Впрочем, с того времени это учебное заведение название опять поменяло. И сегодня это Тверской государственный технический университет.

История учебного заведения начиналась в Москве в 1922 году. Правительство молодой советской республики в ту пору особый упор делало на торф. Казалось, что именно это топливо решит многие проблемы экономики. Отсюда и появление в столице торфяного института. Правда, вначале он действовал в составе сельхозакадемии им. К.А.Тимирязева, а затем Московской горной академии. И только в 1930 году стал самостоятельным. В 1958 году институт перевели в город Калинин. Хрущев старался разгрузить Москву. Больших успехов он в этом не достиг, но Московскому торфяному институту все-таки пришлось переезжать в провинцию. Тем более, что на территории Калининской области было немало торфоразработок, да и торфяная опытная станция находилась в 35 километрах от областного центра в поселке Радченко. В скором времени вуз стал готовить не только специалистов торфяной промышленности, но и машиностроителей, химиков, строителей. Все это и привело к тому, что в 1965 году его переименовали в политехнический, а на набережной Волги появился новый центральный корпус . В год своего 50-летия в 1972 году Калининский политехнический институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени ". Кстати, учились здесь в ту пору не только граждане Советского Союза. На факультете для подготовки иностранных граждан с 1979 по 2001 годы прошли обучение более 3500 иностранцев из стран Африки, Азии и Латинской Америки.





Партнеры