Прогулки по Твери: набережная Афанасия Никитина

Гуляя по набережной Афанасия Никитина, мы, наконец, дошли и до памятника тверскому купцу, открывшему дорогу в Индию. Правда, это сказано достаточно громко. Никто вслед за Никитиным по этой дороге в Индию не пошел. Однако след свой в истории нашей страны Афанасий Никитин оставил немалый.

Символы Твери

Надо сказать, что у Твери не так уж много символов. Тем более что речной вокзал таковым уже не является. Остается Старый мост да памятник Афанасию Никитину. Памятник этот мой ровесник. Оба мы с 1955 года. Меня часто спрашивают: а почему в Твери сначала появился памятник Афанасию Никитину, а не Михаилу Тверскому? Мол, у святого благоверного князя заслуг больше. Дело, на мой взгляд, в том, что на протяжении всего советского периода нашей истории о средневековой Твери как-то все время молчали. Дело в том, что город наш вел порой непримиримую борьбу с Москвой, тверские и московские князья спорили за пальму первенства на Руси, причем именно тверские зачастую брали верх. И когда Москва все-таки стала столицей нашего государства, истории о тех успехах средневековой Твери всегда вспоминали крайне неохотно. Именно поэтому в тени всегда оставалась и фигура князя Михаила Тверского. Для историков, представляющих официальную точку зрения, куда ближе были московские князья Иван Калита и Дмитрий Донской.

Афанасий Никитин был фигурой более нейтральной. Простой купец, в политику не вмешивался, да еще открыл дорогу в Индию на 25 лет раньше прочих европейцев. Правда, даже такие заслуги не подвигли ни дореволюционную городскую Думу, ни послереволюционный исполком горсовета поставить вопрос о том, чтобы назвать именем Афанасию Никитина одну из улиц города, не говоря о том, чтобы установить ему здесь памятник.

Фото: Русская семерка

Дружба помогла

Неожиданно инициатива пришла из столицы. В конце 30-х годов прошлого века на заседании Академии наук СССР обсуждался вопрос о том, как увековечить память Афанасия Никитина. Именно тогда и было принято решение установить ему в нашем городе памятник. Однако началась Великая Отечественная война. Вновь к этой идее вернулись уже в середине 50-х годов. Именно в это время начинают налаживаться дружеские отношения между Советским Союзом и Индией, в которых руководство нашей страны было очень и очень заинтересовано. Вот тогда-то вновь вспомнили об Афанасии Никитине. Было принято решение установить памятник. Времени было в обрез, и, как это зачастую у нас бывает, именно в таких экстремальных условиях и удается достичь максимального результата. Во-первых, было выбрано прекрасное место. Это сегодня задним числом всем понятно, что лучшего просто не придумаешь. В середине 50-х набережная Волги на левом берегу между Старым мостом и строящимся Новым выглядела далеко не столь благообразно, как сейчас. Никакого парка с каштанами и в помине не было. Стояли на этом месте деревянные склады, домишки, рядом расположился цементный заводик, построенный для нужд большой стройки. Как раз в эту пору завершалось строительство Нового моста. Во-вторых, как-то удалось угадать со скульпторами, которые работали над памятником. Это были Сергей Орлов и Анатолий Завьялов. Впрочем, имя второго как-то со временем ушло в тень. Даже в справочниках и путеводителях о нем сообщается далеко не всегда. Кто из этого дуэта скульпторов был главным в осуществлении проекта, сегодня сказать сложно, однако впоследствии пальма первенства была отдана Сергею Орлову. Что интересно, когда памятник был уже готов, его открытие решили отложить.

Лидеров не дождались

Так уж случилось, что в 1955 году в Калинине появился еще один памятник – всесоюзному старосте Михаилу Ивановичу Калинину. Говорят, что его открытие планировали на ноябрь, ко дню рождения Калинина. Однако тут встал вопрос: а не будет ли это политически неграмотно - сначала открыть памятник беспартийному купцу, а потом уже лидеру советского государства? Решили, что береженого бог бережет. Памятник Калинину открыли 30 апреля, а Афанасию Никитину 31 мая.

Предполагалось, что на это событие приедут лидеры Советского Союза и Индии Никита Хрущев и Джавахарлал Неру. Однако произошел какой-то сбой, и все прошло несколько скромнее. Индию представлял посол в Советском Союзе Кришна Менон, а Советский Союз – министр культуры Михайлов.

Присядем на парапет

И вот уже 62 года стоит на волжском берегу тверской купец Афанасий Никитин. Стоит на постаменте из серого гранита, рукава его длиннополого кафтана сзади завязаны узлом, в руке свиток бумаги для записей и деловых соглашений. Создается такое впечатление, что вот-вот он поднимется на корабль, украшенный коньком-ростром и отправится в дальний путь. Бронзовый Афанасий с нашим городом связан неразрывно. Без него сегодня Тверь представить просто невозможно. Сюда приходят туристы, приезжают в день свадьбы молодожены, сюда мы обязательно приводим гостей из других городов. Да и просто порой, спеша по делам, остановишься у этого памятника, присядешь ненадолго на парапет и пойдешь дальше уже в другом настроении. Давайте и мы с вами немного посидим здесь, а затем отправимся на другую сторону набережной Афанасия Никитина, где нас ждет научно-исследовательский институт, о работе которого в свое время вслух было говорить не принято, и церковь, которая имеет сразу два названия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 20 декабря 2017

Заголовок в газете: Ждали команду из Москвы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру