Такого спектакля в Твери еще не было

29.12.2017 в 14:09, просмотров: 3869

Накануне Рождества, по примеру Большого театра, в котором более полувека в предновогодние каникулы дают балет «Щелкунчик» Чайковского, во многих театрах разыгрывают для детей сказку Гофмана – о том, как любовь девочки Мари помогла Щелкунчику победить Крысиного короля и его армию.

Сценическую версию по мотивам этой повести подготовил и Тверской ТЮЗ. Жанр спектакля «Щелкунчик мастера Дроссельмейера» автор пьесы Александр Строганов назвал мистерией во времени.

Для зрителей премьера была полна сюрпризов: вопреки ожиданиям, совсем не звучит музыка Чайковского, благодаря которой эта сказка стала такой популярной. Но именно этот спектакль (и здесь можно верить привычным обещаниям анонсов), как никакой другой, интересен и взрослым, и детям. Он глубокий, не всегда легкий для понимания, но юные зрители все 2 часа, пока идет представление, смотрят на сцену с напряженным вниманием.

Что еще важно, в отличие от детских постановок, которые, отыграв в каникулы, списывают, эта, к радости, останется в репертуаре театра. Хочется надеяться, надолго.

Замечателен «Щелкунчик» и тем, что в нем кроме артистов ТЮЗа задействованы студенты театрального отделения Тверского колледжа культуры. Они отлично сыграли свои первые роли.

фото: ТЮЗ

Своего рода дебютом стала эта работа и для Артура Ощепкова, известного хореографа-постановщика, который работал во многих театрах страны, в том числе Ленкоме, им. Вахтангова, им. Станиславского, «На Таганке», в театре Романа Виктюка. В Тверском ТЮЗе как хореограф он поставил спектакли «Кот в сапогах», «Мертвые души», «Красавица и чудовище». А на этот раз – впервые – выступил в роли режиссера-постановщика.

Все бы дебюты были такими! Для каждого актера он придумал пластику, создающую образ его героя, построил четкие безупречные мизансцены, создал отточенные движения, в которых нет ничего необязательного, случайного.

Действие, стремительно развиваясь, бывало, останавливалось, чтобы дать нам возможность увидеть великолепие пластических композиций и восхититься ими. В спектакле, вообще, немало моментов, от красоты от которых щемит сердце, например, вальс бравых солдат и их воображаемых партнерш под музыку Энтони Хопкинса.

Беру на себя смелость утверждать, что спектаклей, равных «Щелкунчику мастера Дроссельмейера», в Твери не было. Прекрасных знаем немало, но таких – с потрясающим чувством темпа и ритма, где так органично соединились оригинальные режиссерские и хореографические идеи, – нет, не было. Назовите спектакль, в котором все было бы так соразмерно, где так же счастливо сошлись все составляющие театрального искусства! Это во многом стало возможным также благодаря художнику по свету Дмитрию Зименко (Митрич), художнику-постановщику и автору костюмов Жанне Усачевой.

И конечно, артистам – Сергею Грищенко (мастер Дроссельмейер), Алексею Пучкову (Щелкунчик), Инне Волковой (Мари), Михаилу Хомченко (Крысиный король), Ангелине Аладовой (Мышильда), Александру Крайнову (отец), Надежде Мороз (мать), Константину Павлову (Фриц), Виктору Дегтяреву (доктор Вендельмейер).

… Ход многослойного, структурно сложного спектакля определяет мастер Дроссельмейер. Рассказывая сказку, он предлагает Мари сыграть роль принцессы Перлипат. Эта история, непонятно где заканчивающаяся, каким-то образом просачивается в главное повествование. Но тем не менее становится ясным главное: Крысиному королю очень хочется добраться до Щелкунчика, потому что только он может разгрызть орех Кракатук и, значит, познать истину.

Атмосфера становится совсем непраздничной, и мы переживаем за Мари, которую Дроссельмейер вовлекает в опасную ролевую игру, в эксперименты с психодрамой. Но страшно нам становится не в этот момент, когда появляется Крысиный король – он великолепен, его голоса и облика не боятся и маленькие дети. Не страшны и неожиданные резкие переходы света, смена картин, обещающие что-то непредвиденное. И даже не мышиная агрессивная мельтешня.

А страшно слышать безжизненный металлический голос Мари: «Мне теперь не снятся сны» («Ее загипнотизировали», – комментирует детский голос из зала). После лечения она стала послушной, у нее появился хороший аппетит, обожает заливное, которое прежде на дух не переносила.

Однако Мари, став взрослой, по-прежнему носится со своей дурацкой игрушкой Щелкунчиком. И вот тогда становится по-настоящему страшно: родители, конечно же, из благих побуждений отправляют дочь в больницу. «Там очень-очень хороший доктор», – говорят они. Возможно придется провести там год, но зато она излечится от своих нелепых фантазий.

Кажется, девушка действительно нуждается в лечении: «Ко мне каждую ночь приходит Крысиный король», – признается она. И нет сомнений, что от непонятной родителям привязанности к Щелкунчику ее там избавят. Но что останется от прежней чувствительной доброй девушки, беда которой в том, что всему верит?

Один из самых драматичных моментов – когда мама, опять-таки с самыми лучшими намерениями, собирается связать вышедшую из подчинения дочь. И тогда Мари затрубила в игрушечную трубу, и ей на помощь пришли бравые солдаты из игрушечной армии брата Фрица. Это шествие представляло собой трогательную и смешную картину, но помощь ее освободителей была действенной.

Да, иногда эта сказка мало напоминала милую рождественскую сказку, но праздник все-таки победил. В последней картине высоченные двери, установленные в центре сцены, наподобие царских врат торжественно распахнулись, и нашему взору предстала великолепная нарядная елка, вспыхнул свет, герои соединили руки и пошли к своей мечте.

А на ставшее пустым пространство вышел белый ангел (артист Фарид Горбачев), и в руках он держал орех Кракатук, целым, неповрежденным. Значит, истину еще предстоит постигать.





Партнеры