Известный путешественник на электричках рассказал о Твери и уличных драках

10.01.2018 в 11:49, просмотров: 8662
Известный путешественник на электричках рассказал о Твери и уличных драках
Фото: Елена Андреева

Александр Лучкин – человек поистине легендарный. Александр – профессиональный путешественник, предпочитающий необычный способ передвижения. Он путешествует на электричках, в одиночку, умудряясь добраться до самых далеких уголков России, куда проложены рельсы. Этим летом Александр совершил беспримерное путешествие из Владивостока до Москвы, за два месяца проехав более 10 тысяч километров и выкладывая свои путевые впечатления в блог наэлектричках.рф.

- Александр, вам раньше приходилось бывать в Твери?

- Да, я был в вашем городе два года назад. Даже могу точно назвать дату – 8 мая 2015 года. Я тогда готовился к путешествию Владивосток - Москва, проводил испытательный поход Москва - Выборг. И как раз 8 мая вечером поставил палатку на берегу Тверцы. А наутро в Твери отмечали День Победы, и я узнал, что, оказывается, в честь праздника в Твери пустили электричку до Старой Руссы, чтобы ветераны смогли проехать по местам боев. Благодаря этому я сэкономил несколько часов. Так что воспоминания о Твери у меня с тех пор самые лучшие.

- Почему такой необычный способ путешествовать – исключительно на электричках? У вас какой-то контракт с РЖД?

- Нет, у меня нет никакого контракта. И я бы не сказал, что электрички – какой-то необычный способ путешествий. Во-первых, мне просто нравится бывать в местах, где я прежде ни разу не был. Мне 36 лет, из них лет 20 я путешествую – автомобилем, пешком, теперь вот на электричках… А во-вторых, мне всегда было интересно посмотреть на нашу страну. В 2014 году я совершил первое путешествие из Москвы в Крым, используя только электрички. Тогда это было для меня самое протяженное путешествие. И я решил, что надо проехать из Владивостока до Москвы, через всю Сибирь, Урал – я с детства мечтал посмотреть на эти места.

- И все-таки почему электрички?

- Видите ли, это наиболее демократичный вид общественного транспорта. В России сеть железных дорог считается одной из самых развитых в мире – и, кстати, мне приятно, что первую российскую железную дорогу проложили и по территории вашей области, еще при императоре Николае Первом. И к тому же электрички – наиболее безопасный и организованный вид транспорта. За все время моих путешествий были единичные случаи, когда по каким-то причинам отменялись электрички. И еще один важный фактор. Электрички – очень функциональный транспорт. Они предназначены только для того, чтобы доставить людей с минимально необходимым комфортом из точки А в точку Б. Мне как путешественнику это нравится.

- Как вы готовились к своему путешествию Владивосток - Москва? Что вы посоветуете людям, которые решат отправиться по вашему маршруту?

- Ну, у каждого путешественника есть собственные способы подготовки, каждый сам решает, что в дороге для него станет самым необходимым. Поскольку я предполагал во время остановок ночевать под открытым небом, я тщательно выбирал палатку и спальный мешок. Особенно долго выбирал рюкзак, он должен быть достаточно вместительным и в то же время не привлекать внимания. Долго искал фотоаппарат – мне нужен был небольшой, недорогой, с экранчиком, я купил такой за 1000 рублей на рынке. И само собой, поскольку я отправлялся в путешествие один, мне нужно было решить вопросы безопасности.

- Как вы их решили? Вы брали с собой оружие?

- Нет, что вы, никакого оружия. Я понимал, что вопросы безопасности – самые ключевые в таком путешествии. Все-таки я планировал проезжать через регионы Дальнего Востока, Сибири, Забайкалья - мало ли как местные будут реагировать на мое появление! Поэтому я тщательно изучил сам – и рекомендую сделать это всем, кто готовится отправиться в путешествие, – книгу Константина Терехина «Как выжить в уличной драке». Эта книга вышла лет 20 назад, там нет ни слова про путешествия, но для путешественника она незаменима. Это на самом деле такой самоучитель по поведению в стрессовых ситуациях. Например, что делать, если ты идешь по улице и тебя нагоняет компания нетрезвых парней? Или если тебя окликнули в темноте? Как себя вести, чтобы не спровоцировать драку? Масса полезных советов. Константин Терехов учит, что главное оружие – это ваше психологическое равновесие. На вас не будут нападать, если видят, что вы уверены в себе, не боитесь, не ведете себя как жертва. А когда в такие ситуации попадаешь несколько раз, учишься на собственном опыте и быстро начинаешь распознавать потенциальную опасность.

- Вам это пригодилось в путешествии? Были опасные моменты?

- Скажем так: кое-что я понял на собственном опыте. Например, я теперь знаю, что в маленькие городки лучше не приезжать в пятницу или субботу вечером, когда народ активно расслабляется на природе. И для стоянки выбирать место километрах в трех-четырех от ближайших пятиэтажек. Дальше пьяные компании не забираются – им еще домой возвращаться, а пятиэтажки утром будут ориентиром, когда нужно будет идти на станцию.

Второй полезный совет – надо уметь твердо говорить «нет». Потому что, конечно, на меня обращали внимание, подходили. Когда узнавали, что я и кто я, приглашали выпить, посидеть, поговорить. Если я не знал этих людей, я вежливо, но твердо отказывался. Это тоже надо уметь – отказать так, чтобы у собеседника не возникло обиды или агрессии. А вообще правила длительных путешествий, тем более одиночных, достаточно несложные, чтобы каждый им следовал. Нельзя садиться в последнюю электричку, которая вечером идет из крупного города. Нельзя ставить палатку на поляне, если там кругом валяются пустые бутылки. Нельзя садиться в электричку невыспавшимся – можешь заснуть в пути, а это тоже опасно. Когда приезжаешь в незнакомый город, лучше всего пообщаться с местными жителями, вызывающими у тебя доверие – пожилыми женщинами, семейными парами, – они всегда подскажут места с дурной репутацией в своем городе.

- Почему вы путешествуете один?

- Это мой выбор. Если ехать с кем-то, ответственность делится уже на двоих, соответственно ты не можешь отвечать за поступки своего спутника, но и бросить его нельзя. Одному в каком-то смысле, конечно, сложнее, но это дополнительный вызов.

- С полицией были проблемы?

- Были смешные случаи. Так-то я всегда рассказывал полицейским, кто я, откуда иду и куда еду, и они нормально реагировали, желали счастливого пути. Но сейчас почти на каждой кассе на железнодорожных вокзалах висят памятки, как опознать террориста. И я по этой памятке прямо идеально совпадал с описанием: небритый, с рюкзаком на спине, на поясе у меня висят какие-то приборы с проводами (смартфон и навигатор). Но и с полицией можно нормально общаться.

- Чем вы питались на протяжении путешествия?

- На самом деле сейчас поесть в пути не проблема, даже в маленьких городах, но я предпочитаю готовить обед сам. Со мной была маленькая газовая горелка со сменным баллоном, кружка и котелок. Еще полезный совет – ведомственные столовые, в которых питаются сами железнодорожники, там и сытно, и вкусно, и недорого. К тому же работают они круглосуточно. Можно зайти в привокзальный магазин и попросить налить кружку кипятку. Можно попросить кипяток у проводников, они не откажут. Вокзальных буфетов или единственного кафе в маленьком городе лучше всего, конечно, избегать.

- Вопросы гигиены? Вам же нужно было где-то мыться?

- Сейчас с этим тоже нет проблем. Вообще-то я свое путешествие начал в июне, чтобы была возможность делать остановки у озер и купаться, но так-то во многих городах есть недорогие хостелы, где можно принять душ, получить кровать с чистым бельем. В Сибири железная дорога по большей части проходит вдоль рек, вопрос гигиены решается.

- Какие-то дорожные приключения?

- Приключений на самом деле множество, потому что ради этого ведь и отправляешься в путешествие. Ты приезжаешь в городок, где раньше никогда не был, ничего о нем не знаешь. Спрашиваешь дорогу у людей, которые объясняют тебе на пальцах, куда идти, а потом оказывается, что они сами не знают, что и как. Или остаешься вечером в лесу, и если какая-то ошибка в твоих расчетах, неправильно прочел расписание, можешь остаться в тайге, и на 50 километров вокруг никого. Кстати, самый сложный участок пути – это район между Комсомольском и Читой, там проезжаешь практически безлюдные места.

- Тогда зачем это все?

- Потому что путешествовать – невероятно интересно. Общаться в дороге с самыми разными людьми, смотреть, как люди живут, как обустроены их города. Я путешествую в одиночку, потому что, когда ты один, ты сам распределяешь свое время. Виды природы потрясающие, которых не увидишь, если ты из Москвы дальше дачи не ездишь. Да и вообще наша страна удивительно красивая и разнообразная, мы сами не подозреваем, в какой удивительно красивой стране живем. Правда, чтобы это понять, надо хотя бы раз в жизни проехать по ней из конца в конец.