Пейзаж перед битвой

Искусство выживания как главное театральное искусство.

Театр всегда стоял перед жестким выбором: либо повышать цену билетов, либо делать эти билеты доступными, чтобы не утратить свою социокультурную роль. Первым путем идет театр антрепризный: дорогие билеты, привлекательно-развлекательная драматургия и обязательно «звезда» – актер, известный по телевидению и кино. Главным человеком при этой модели выступает директор, менеджер. Успех (и заработок актеров) целиком зависит от его коммерческого чутья и энергии.

Совсем другое дело – театр репертуарный. Он не может жить без дотаций, без поддержки. У нас по традиции под этим понимаются поступления из бюджетов разных уровней, за рубежом – наряду с госпомощью – поддержка от различных фондов или спонсоров, которым за благое дело законами предусматриваются налоговые льготы и прочие преференции. В таких театрах больше внимания уделяется собственно искусству. Главная роль в нем принадлежит стоящему во главе режиссеру: автору спектаклей, воспитателю актеров, творцу и мыслителю.

Лица

Лицо Тверского театра драмы много лет определяла главный режиссер и худрук Вера Ефремова. Возглавив труппу более 40 лет назад, она провозгласила театр наследником традиций русской сцены. Многие годы театр так прилежно следовал этим традициям, что они незаметно стали превращаться в штампы. Тем не менее спектакли из классического репертуара, чередуясь с легкими комедиями и идеологически безупречными постановками к торжественным датам, держали коллектив на плаву. Были гастроли, в том числе в столицах, а с началом перестройки даже выезды за рубеж – в Германию и Грецию. Вере Ефремовой, одной из немногих в провинциальных театрах страны, удалось решить проблему молодого пополнения труппы, добившись организации при театре курса театрального училища имени Щепкина.

В театре юного зрителя такого наставника не было. Главные режиссеры менялись каждые несколько лет, но безусловным лидером никому стать не удалось. Яркой полосой мелькнули годы работы в ТЮЗе режиссера Ларисы Леляновой, поставившей немало оригинальных по форме и популярных у публики спектаклей-долгожителей – от андерсеновской «Русалочки» до «Кабалы святош» Булгакова и «Самоубийцы» Эрдмана. Отношения с труппой у режиссера складывались неровно. Добиваясь превращения Леляновой из очередного режиссера в художественного руководителя, актеры даже решились на отчаянный шаг: объявили голодовку. Но… через несколько лет отношения с худруком изменились, понимания у актеров режиссер находила все меньше…

Модели

Последние годы ТЮЗ обходится вообще без главного режиссера. Все заботы на плечах директора Александра Бахарева. Он повел себя как типичный антрепренер. Актеров-«звезд» со стороны приглашать не стал, но начал привечать талантливых режиссеров из обеих столиц, которые обеспечили театру яркие премьеры, и как результат - наряду с организованной детской публикой в театр потянулись зрители постарше. Аншлаг перестал быть редкостью. Один из гастролеров-режиссеров – вызывающе молодой москвич Талгат Баталов – представил на сцене ТЮЗа «Пустоту» – первый в истории тверской спектакль, выдвинутый на премию «Золотая маска». И пусть заветная награда в наш город так и не приехала, сам факт признания на всероссийском уровне стимулирует к новым поискам. Бахарев стал инициатором конкурсов эскизов будущих спектаклей, которые за неделю должны отрепетировать с тюзовцами режиссеры-претенденты, прибывшие издалека – в последнем конкурсе участвовали молодые постановщики из Минска и даже Лондона.

Театр драмы тоже все очевиднее переходит к «директорской» модели. Директор Светлана Вержбицкая совсем недавно занимала пост заместителя губернатора области. У нее в наличии менеджерский опыт, хорошее образование, она умеет работать с коллективом. За полгода в должности ей удалось осуществить капитальный ремонт малой сцены, создать на месте бывшего склада просторный репетиционный зал и напомнить коллективу о приближающемся юбилее И.С. Тургенева. Театр с готовностью взялся за инсценировку «Отцов и детей», которую поставил Александр Павлишин, недавний выпускник режиссерского курса Иосифа Райхельгауза.

Маститый руководитель «Школы современной пьесы», Райхельгауз работой ученика, поставившего полтора года назад «женскую» пьесу экстравагантной петербурженки Магдалены Курапиной «НеУДОбные», был впечатлен и тут же рекомендовал спектакль для участия в фестивале «Театр. Чехов. Ялта». Но тогдашний директор театра решил… не участвовать. Спектакль лишился шанса на благоприятную судьбу, известность, приглашений на другие театральные смотры – всего того, без чего творчество, замкнутое рамками родной сцены, становится на порядок беднее. Будет ли новый директор театра более внимателен к творческому самочувствию коллектива – покажет время. Впрочем, директор отнюдь не всесилен. И снова все упирается в вопрос финансовой поддержки.

Губернаторы рулят

С советских времен повелось, что в провинции судьба театра помимо прочего зависит от благорасположения первого лица области или города. Речь не об эстетических запросах руководителей. Губернаторы активно развивающихся регионов понимают, что хороший, звучащий на всю Россию театр служит инструментом формирования положительного имиджа и территории, и главы субъекта Федерации. Недаром в числе лучших нестоличных театров сейчас называют коллективы из областей, где «рулят» губернаторы, чьи фамилии постоянно на слуху.

Театры российской провинции учатся искусству выживать. Одни – за счет постановок сугубо развлекательных пьес, бесконечного повторения театральных хитов минувших десятилетий. Другие выступают за более рисковые варианты. Сегодня именно в провинцию переместился центр лабораторной работы. Достаточно упомянуть «Коляда-театр» из Екатеринбурга, Воронежский камерный театр, в котором труппа из десяти актеров творит театральные чудеса, вызывающие огромный интерес и зрителей, и искушенных специалистов, пермский экспериментальный театр «У моста». Кипит внерепертуарная жизнь: образовательные акции, читки новой драматургии, показы режиссерских эскизов, мастер-классы. Похоже, что эти новшества начинают приживаться в Твери. Парадокс, но не творцы-режиссеры, а прагматики-директора ищут современные, интересные разным категориям зрителей формы существования театров, бесстрашно доверяя талантливым, часто совсем молодым режиссерам реализацию художественной стороны этих поисков. А это значит, что «режиссерская» модель бытования театра превращается в прошлое.

Искусство в опасности?

Но не уйдет ли в историю и «директорская» модель, а то и понятие «провинциальный театр» вообще? Такая опасность в 2017 году впервые встала в полный рост.

Поводом для беспокойства, близкого к панике, стал для людей театра законопроект, разработанный Минфином. Называется он «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Помимо линии на оптимизацию государственных расходов на социальные нужды (насчет «оптимизации» объяснять не нужно – всем знаком этот благозвучный синоним слов «сокращение» и «закрытие») проект предполагает оригинальный подход к расходам бюджетов на культуру, включая театры. Им предстоит сменить подозрительное занятие «творчеством» на деловитое оказание «услуг» на конкурсной основе. То есть вручить свою судьбу пресловутой «невидимой руке рынка». Сложно даже представить судьбу многих театров, если финансисты «пробьют» законопроект, который уравнивает Шекспира и Чехова с аттракционами в летнем парке, а труд режиссера и актеров – с уважаемой деятельностью коллектива учреждения для дошкольников.

Не вдаваясь в законодательные тонкости и уловки, повторю вывод, сделанный профессионалами театра во главе с руководителем Союза театральных деятелей Александром Калягиным: авторы законопроекта забыли классический термин экономической теории: «провал рынка». Культура – это духовный мир человека, та сфера жизни, в которой базовые экономические категории – цена, спрос, предложение – не действуют, почему и возникает тот самый «провал».

После громких протестов и обращений к Президенту России намечавшееся на осеннюю сессию Госдумы обсуждение скандального законопроекта, похоже, решено не форсировать. Стороны остаются при своем, о доработке законопроекта не сообщается. Причастные театру с долей растерянности наблюдают пейзаж перед битвой между рациональностью рынка и пониманием, что культура и театр, как ее часть, в отличие от различных форм организации досуга были, есть и будут внерыночным фактором. Или не будут вообще.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру