Последний пятый: в Твери осталось 34 вагоновожатых на одном маршруте

Почему водители и пассажиры трамваев знают друг друга по имени

Этот февральский день выдался морозным и снежным. Среди стоявших на остановке - несколько старушек, пожилой мужчина и молодой парень со спортивной сумкой. Ровно в 13:33 вагон прибыл на "Горбатку" и пошел на разворот по кольцу. Спустя несколько минут двери трамвая приветливо распахнулись. Изнутри пахнуло теплом. Двери закрылись. Мы поехали.

Почему водители и пассажиры трамваев знают друг друга по имени
Фото: Светлана Рудакова

Ну как город Тверь и без трамвая? - воскликнула вагоновожатая Елизавета Иванова, показывая рукой на пейзаж за лобовым стеклом, который плавно двигался, слегка покачиваясь.

Она так сказала не зря. В Твери сейчас действует единственный маршрут №5 после того, как остальные закрыли, а пути разобрали.

После сокращения трамвайных маршрутов уменьшилось и количество водителей. Сейчас в городе управляют трамваями 34 человека. Группы для обучения больше не собирают из-за нехватки рабочих мест, а среди тех, кто уже водит трамвай, все уже люди опытные - работают больше 5 лет.

Фото: Светлана Рудакова

Лицо водителя Елизаветы с легкой улыбкой, доброе, искреннее. Она пришла на эту работу 30 лет назад. Родители были против выбора дочери и хотели для неё другого будущего, но была мечта, и так получилось, что работа до сих пор приносит Елизавете удовольствие.

В этот день удалось познакомиться и покататься с тремя вагоновожатыми.

Давыдова Мария уже 26 лет наблюдает за городом из кабины трамвая. Белокурая вагоновожатая, с лица которой не сходит улыбка. Она считает, что жить без позитива глупо и старается всем подарить прекрасное настроение. Выбрав эту профессию в 18 лет, Мария говорит так:

- Работа позитивная, дети улыбаются, люди благодарят, пожилым помогаешь.

Черещук Александр – мужчина средних лет, на его сосредоточенном лице почти незаметна улыбка, когда он шутит. Спокойные, уверенные движения выдают многолетний опыт. Трамвай находится под его чутким руководством уже 35 лет. 

- После армии сразу же пришел сюда. Трамвай - машина хорошая, едешь по городу как на танке, сидишь высоко, красота.

Сокращение маршрутов заставляет переживать их всех. 

- Вот раньше приедешь в Константиновку – птицы поют, по лесу пройдешься, грибов соберешь, – с грустью вспоминает Елизавета.

Вместе со своими пассажирами вагоновожатые надеются, что город будет соединен сетью трамвайных линий.

- Все дети любят трамваи! – улыбается Мария, – бывает такое, что папа едет на машине рядом, а мама с ребенком катаются на трамвае.

В трудовой практике Александра был и более удивительный случай:

- Свадьбу возил. Они на улице Желябова пересели в трамвай из машин и до вокзала ехали, праздновали, пассажиров угощали.

Рассказывает, что это не единичный случай. Бывает, заказывают вагон, украшают его, внутри ставят стол и катаются.

"А он из принципа тебя пошлёт"

Получается, что даже вагоновожатые, которые имеют льготы на бесплатный проезд, вынуждены перемещаться либо на машине, либо на маршрутках. Мария, вспоминая свою недавнюю поездку на маршрутке, лишь посмеялась:

-Лучше бы пешком шла.

Объясняет это тем, что порой маршрутчики несутся «будто на тот свет" и прямо в лоб встречным трамваям и автомобилям.

Александр наоборот считает маршрутки бесспорно удобными, ведь на них можно добраться почти в любую точку города, но предпочитает все-таки общественный транспорт, так как в нём спокойнее и места много: есть куда большие сумки поставить или коляски.

Проезжая заснеженный центр города, Мария обратила внимание на то, что двое из десяти водителей обычно стоят "не в габарите», то есть занимают не только свою полосу движения, но и трамвайные пути и иногда это приводит к тому, что те же автобусы-маршрутки сбивают боковые зеркала трамвая.

- Остановишься перед таким водителем, посигналишь, а он из принципа не встанет как положено или пошлёт - жест покажет какой-нибудь неприличный. Ну не драться же с ним выходить, - говорит Мария.

Большую опасность недобросовестные водители представляют в местах высадки и посадки пассажиров. Чтобы уменьшить риск, двери трамвая теперь открывают только на красный свет для автомобилей.

Вагон, постукивая колесами, неспешно плывёт по заснеженным городским улицам. В это время по Тверскому проспекту двигается плотный поток автомобилей: машины лавируют из ряда в ряд, спешат.

- Уже четыре года, как едешь по городу и складывается ощущение, что никто не работает, все только на машинах катаются, - проезжая перекресток на площади Капошвара, говорит Мария.

Для решения проблем с водителями, которые нарушают правила дорожного движения, трамваи теперь оборудованы видеорегистраторами. Запись идёт на протяжении всего рейса. Зафиксированные нарушения вагоновожатые передают в ГИБДД, где их рассматривают в соответствии с законом.

Пешеходы тоже порой забывают о правилах и своей безопасности, когда переходят пути, не обращая внимания на сигнал светофора.

- У них так: красный наш, зелёный общий, - комментирует Мария, показывая на молодую пару, которая перебежала пути прямо перед колёсами.

Мёртвая зона Новоторжской

Александр, щурясь от зимнего солнца, рассказывает:

- Работа для меня очень тяжела психологически: автомобили и пешеходы так и лезут под колёса. Привыкаешь, конечно, и реагируешь спокойнее, но ведь несёшь ответственность за каждого в вагоне. Резко затормозил - кто-то упал. Стараешься совсем такого не допускать.

Льготы для пассажиров играют немаловажную роль. Многие горожане выбирают трамваи, троллейбусы и автобусы именно из-за наличия проездных. Некоторые маршрутки имеют льготный проезд, но пассажиры трамвая, рассказывают, как они не раз сталкивались с пренебрежительным и хамским отношением маршрутчиков к льготникам. Мария, например, считает, что «льготы – это правильно и полезно, ведь человек не просто так их получил, а заработал».

Водители трамваев, кстати, теперь чем-то похожи на маршрутчиков. После сокращения кондукторов обязанность по выдаче билетов легла на плечи водителей. Картой "Иволга" тоже пользуются многие, потому что она позволяет людям экономить деньги на поездках из-за выгодных тарифов.

Многие участки путей находятся в плачевном состоянии. Стыковый ремонт ситуацию особо не улучшил, лишь не позволил путям окончательно развалиться. Капитальному ремонту подверглась меньшая часть путей. Из-за этого трамвай не может развивать свою максимальную скорость, что существенно влияет на его эффективность работы.

Вагоновожатые следят за порядком в своих вагонах, скалывают со ступенек лёд, чтобы никто не подскользнулся, проверяют на конечных остановках, не оставил ли кто свои вещи. Стараются помогать пассажирам, чем могут.

Так на остановке "Речной вокзал" к передней двери подошла старушка, она тяжело передвигалась, помогая себе палочкой. Когда она с трудом начала подниматься в вагон, Мария среагировала молниеносно - вышла из кабины и, держа старушку под локоть, помогла ей подняться в салон.

- Люди ездят больше пожилые, как им не помочь?

Все вагоновожатые стараются сделать поездку людей максимально комфортной.

- Видишь, что кто-то бежит, подождёшь его, а тебе в ответ спасибо скажут, - говорит Александр, - Доброе слово оно всегда приятно.

Помимо этого, каждый из вагоновожатых должен знать досконально управление и устройство трамвая, чтобы в случае необходимости починить его на месте, либо правильно указать поломку. Сложность состоит в том, что каждая из моделей имеет свои собственные особенности строения и управления.

На перекрёстке улицы Новоторжской с Тверским проспектом находится один из самых сложных участков на пути следования маршрута №5, потому что в этом месте, из-за пересечения нескольких линий электропередачи, не подаётся напряжение. И вагон проходит этот участок по инерции. Если автомобиль, например, подрежет трамвай и вынудит его остановиться, то вагон больше не сможет тронуться, заблокировав собой перекрёсток. Для того, чтобы возобновить движение, водителю придётся вызывать специальный транспорт с бригадой, который сможет откатить трамвай на участок за перекрёстком, где есть напряжение.

"Спасибо, дядя Саша"

Некоторые пассажиры и вагоноважатые узнают друг друга, здороваются.

- Работаем давно, нас все знают, - улыбается Александр Петрович.

И прямо в подтверждение его слов, когда трамвай подошел к остановке "Третья городская больница", мама с ребенком радостно крикнули:

- Спасибо, дядя Саша, что нас довёз! – и счастливые спустились вниз по ступенькам.

За восьмичасовую утреннюю смену трамваем воспользовалось почти 300 человек. Холодным зимним днем в вагоне царила тёплая атмосфера спокойствия и радушия, люди здоровались и улыбались друг другу. Проехав несколько кругов по городу, было даже немного жалко расставаться с этим, по-своему волшебным, транспортом и удивительными людьми, которые связали с ним жизнь. Но вот и снова "Горбатка". Конечная. Двери с характерным звуком открываются, и пассажиры устремляются на холодную улицу.

И уже в потоке новых мыслей и предстоящих планов на вечер, слышится трамвайный звонок, который будто бы из прошлого, но не прощается: "До скорой встречи".

Справка МК:

  • Количество трамваев, работающих в Твери на линии ежедневно - 10 единиц.
  • Количество вагоновожатых на предприятии - 34 человека.
  • Примерный пассажиропоток в месяц - 179 тысяч человек.
  • Количество рейсов в сутки: с 7 утра до 7 вечера – 9 рейсов; с 6 утра до 11 вечера – 12 рейсов.
  • Зарплата вагоновожатого - ставка 30-35 тысяч и выше.
  • Тип и возраст действующих вагонов - от 20 до 35 лет; модели: ТАТРА Т3 и КТМ 608К.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру