Экстрасенс увидел призраков в тверском музее

В Музее тверского быта поставили ненаучный эксперимент

В Музее тверского быта поставили ненаучный эксперимент
Фото: Дмитрий Ходарев

В этом году отмечает 250-летний юбилей интереснейший памятник тверской архитектуры - дом купцов Арефьевых (Тверь, ул. Нахимова, 3/21). С 1970 года здание известно как Музей тверского быта. А строилось оно в 1762-1768 годах с двухлетним перерывом, который был связан с запретом на строительство каменных домов где-либо, кроме центра города.

Он такой один

Сегодня здесь располагается Музей тверского быта. Здание скрывается в глубине городского квартала, и заметно невооружённым глазом, что его пространственная ориентация выпадает из общего ряда. Как утверждают краеведы, строивший дом купец Пётр Арефьев пожелал, чтобы из окон был хорошо виден Спасо-Преображенский собор. Успел построить первый этаж, когда наступил запрет на каменное зодчество. Пауза в строительстве вызвала различия в архитектурном оформлении 1-го и 2-го этажей. Путеводитель описывает: «В нижнем этаже – низкие помещения со сводчатыми потолками и маленькими окнами, «забранными в железо». Комнаты второго этажа - с высокими потолками, один из которых украшает лепное изображение огромного двуглавого орла. Печи облицованы изразцами 18-го века с изображениями бытовых сценок».

Арефьевы, по мнению знатоков старины, старейшая купеческая фамилия Твери. Сведения о первых представителях династии относятся ещё к Смутному времени. Арефьевы упоминаются в числе «лучших» людей посада, поручившихся при составлении договорных документов с Отроч монастырем. Здесь же, близ впадения Тверцы в Волгу, они жили и во времена Алексея Михайловича Тишайшего, и здесь, на месте нынешнего музея, Алексей Арефьев поставил деревянный дом, в котором в 1707 году потчевал ягодным взваром императора Петра I. Тот дом сгорел в 1761 году, после чего Арефьевы стали строиться уже из камня.

Музей тверского быта – единственный в Твери музей с интерьерами, позволяющий проникнуться духом города XVIII века. Это был первый каменный жилой дом в Заволжье. Помимо прочего, здесь в свое время снимались некоторые эпизоды кинофильма «Гардемарины, вперёд!».

Династия Арефьевых играла немалую роль в жизни Твери вплоть до революции. В начале ХХ века Михаил Арефьев на протяжении двух сроков избирался тверским городским головой, был депутатом Государственной Думы. Таковы сведения, которыми располагают историки и краеведы.

Байки и утки

Однако помимо документальных фактов существуют и так называемые «городские легенды». Что не так уж удивительно для строений, от которых буквально веет стариной. У этой «альтернативной истории» тоже имеются свои адепты. Один из них упоминает о местной байке, будто Музей тверского быта посещает дух самого Петра I, которому якобы негде приютиться в Северной столице. Другой уточняет, что, когда Пётр I останавливался в тогда еще деревянном доме Арефьевых, на ужин царю подали жареную утку с солёными лимонами. А после того как дом сгорел в пожаре 1761 года и на старом месте выстроили двухэтажное кирпичное здание, дух Петра, повинуясь вспыльчивому нраву императора, осерчал и начал время от времени пугать незваных гостей. К музейным хранителям он то проявляет благосклонность, то норовит напакостить, подобно домовому. Не иначе, арефьевская «утка» оказалась слишком хорошо приготовленной.

Другая малоизвестная легенда связана со знаменитым тверским пожаром 1763 года. Местные жители долго шептались, что это поджог. Но не случайный, скажем, на бытовой почве, а во имя мести. Якобы сын одного из ремесленников запалил дом купца, который, узнав о нежелательной связи своей дочери, жестоко ее высек и тайно вывез из города в неизвестном направлении. А погибший в огне ремесленник еще долго блуждал призраком по вновь отстроенному городу в поисках суженой.

К поискам «энергетических следов», а проще говоря, призраков старинного купеческого особняка редакция «МК в Твери» привлекла уже знакомого нашим читателям участника телевизионной «Битвы экстрасенсов» Алексея Титяпкина.

В этот день посетителей в музее не было, и ничто не мешало маэстро сосредоточиться, настроиться на нужную волну, в общем, мысленно уйти в прошлое.

Экскурс в прошлое…

- По ощущениям, внутри кирпичных стен здесь должны быть брёвна или брус, - объявил экстрасенс после того, как потрогал старую кирпичную кладку снаружи.

- На этом месте раньше деревянный дом стоял, - удивилась сопровождающая нашу необычную экскурсию сотрудница музея Евгения.

- А здесь, по ощущениям, была детская, - продолжил ясновидящий. Кажется, он никогда не интересовался историей этого здания, иначе бы знал, что первый этаж во времена купцов был нежилым. Здесь находились служебные и торговые помещения. С другой стороны, при Советской власти дом Арефьева заняли коммунальные квартиры.

Мы поднялись на второй этаж, где некогда жило купеческое семейство. Алексей Титяпкин сразу уловил «обжитость» места. Но не людьми.

- Это был человек западного склада мысли, европейски настроенный, - охарактеризовал экстрасенс кого-то (кого?) из прежних владельцев арефьевского дома, покатав между ладонями магический хрустальный шар, после чего на несколько минут закрыл глаза и замер. – Молодой, по имени Антон, Антонио или как-то похоже, одет во что-то среднее между современным пиджаком и мундиром… Если говорить энергетическим языком, часть его души до сих пор не ушла, она продолжает здесь обитать. Его не отпели.

Энергично потирая ладони, ясновидец продолжил:

- Он был не купец, а скорее диссидент, участник кружка из пяти-шести человек. Здесь они собирались. И тот дух, часть которого отсюда ещё не ушла, до сих пор боится, что их раскроют. Чувствуется очень мощный страх. Это второй хозяин, а о первом информацию как будто стёрли. Стёрли не просто перестройкой здания, а проведя его освящение. Можно лишь сказать, что Арефьев по своему статусу был купцом средней руки и умер в преклонном возрасте от сердечной недостаточности.

Ещё помолчав с закрытыми глазами, Алексей дополнил картину. Антон (или Антонио) не был идейным противником режима, скорее ветреный щёголь и картёжник. В антиправительственный кружок его вовлекли манипуляциями, сыграв на незнании и наивности. Сам кружок зародился где-то в Сибири, но его деятельность была нацелена на Москву. Финансировалась эта ячейка, являвшаяся частью обширной сети, с Запада. (Ну ещё бы, хмыкнул про себя наш корреспондент. Известное дело, англичанка гадит!) А её целью было ни больше ни меньше свержение тогдашнего губернатора. При этом каждый из участников кружка знал только свою локальную задачу, не владея общим стратегическим планом. Стало быть, в конспирации разбирались и полтора столетия назад. Тем не менее жизнь молодого инсургента оборвалась в 35-40 лет. Своим мысленным взором экстрасенс увидел петлю…

…и в будущее

Будучи наслышаны, что наш редакционный экстрасенс способен видеть судьбы не только людей, но и городов, и областей, сопровождавшие нас хранительницы древностей поинтересовались и будущим Музея тверского быта.

- Ближайшие 3-5 лет будут решать, что делать с музеем. Потом его захотят переделать под административные нужды. В ответ родится массовая народная петиция за сохранение музея в нынешнем виде. Ситуацию спасёт появление мецената из Сибири, дальним предком которого был приказчик купцов Арефьевых, - резюмировал ясновидец.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 28 февраля 2018

Заголовок в газете: Призрак купеческого дома

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру